Смекни!
smekni.com

Отношения общества к людям, зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) (стр. 8 из 11)

Наиболее уязвимыми в обществе являются ВИЧ-инфицированные дети и здоровые дети, чьи родители являются ВИЧ инфицированными. Так, из общего количества респондентов 45% отметили, что они не позволят своим детям общаться со здоровыми детьми, родители которых ВИЧ-инфицированны. Более категоричны в своих рассуждениях оказались работники правоохранительных органов (61%), сферы услуг (60,9%) и даже учителя (47,1%) в обязанность которых входит недопущение усиления дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным людям в целом и к детям в частности.

Более высокий уровень дискриминации проявляется к ВИЧ-инфицированным детям. Из общего количества респондентов 70% отметили, что они не позволили бы своим детям общаться с ВИЧ-инфицированными детьми. Даже 60% врачей, которые, в большинстве случаев, знают основные пути передачи ВИЧ/СПИД, не позволили бы своим детям общаться с ВИЧ-инфицированными детьми.

Результаты проведенного исследования показали, что большинство респондентов не осознают того, что изоляция ВИЧ-инфицированных детей от других детей усиливает стигму и дискриминацию по отношению к ним.

Более высокий уровень дискриминации проявляется к ВИЧ-инфицированным детям. Из общего количества респондентов 70% отметили, что они не позволили бы своим детям общаться с ВИЧ-инфицированными детьми. Даже 60% врачей, которые, в большинстве случаев, знают основные пути передачи ВИЧ/СПИД, не позволили бы своим детям общаться с ВИЧ-инфицированными детьми.

Исследование показало, что респонденты с большим сочувствием и состраданием относятся к ВИЧ-инфицированным, когда это касается членов их семей и родственников. Более 90% респондентов отметили, что они будут ухаживать за ВИЧ-инфицированными членами семьи, при этом, практически все респонденты были единодушны в этом вопросе.

Таблица 6. Мнения респондентов о том, что будут ли они ухаживать за членами семьи, если те ВИЧ-инфицированые (%)

Мед.работники Правоохранительныеорганы Учителя Сфера услуг Религиозные деятели Суды, адвокаты СМИ
Будут ухаживать 92,9 91,0 89,6 82,6 96,9 90,0 93,75
Не будут ухаживать 3,3 3,0 2,9 9,6 3,3 6,25 5,0
Не знают 2,1 6,0 3,2 5,2 0 3,2 0
Затрудняются ответить 1,7 0 4,3 2,6 3,1 0 0

Также с сочувствием респонденты отнеслись бы по отношению к ВИЧ-инфицированным друзьям и знакомым.

Так из общего количества опрошенных респондентов, более 68% отметили, что они продолжат общение с ВИЧ-инфицированными друзьями и знакомыми. Самой негативной формой стигмы и дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным является их изоляция от общества, как неполноценных и опасных для остальной части общества людей. Результаты проведенного исследования показали, что 1/3 часть опрошенных респондентов, высказались за изолирование ВИЧ-инфицированных от других членов общества, причем в соответствии с уровнем своего образования и социального положения эта категория лиц должна были бы противодействовать данной форме стигмы и дискриминации.

Одной из форм проявления стигмы и дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным является раскрытие ВИЧ статуса без согласия человека. Результаты проведенного исследования показали, что респонденты стараются сохранить в тайне сведения о статусе ВИЧ-инфицированных, если они члены их семей. При этом респонденты реже соглашались с мнением о том, чтобы люди в целом сохраняли свой статус в тайне. Из общего количества респондентов, более 64 % отметили, что сохранят ВИЧ-статус членов своей семьи, а по отношению к другим членам общества - 57%.

2. Отношение религии к ВИЧ-инфицированным.

Религия и вера составляют важную часть в жизни большинства людей, оказывая влияние на формирование личности, поступков и моральной позиции. Поскольку религиозные лидеры зачастую пользуются очень большим уважением, они играют существенную роль в борьбе со стигмой и дискриминацией в области ВИЧ/СПИД. Хотя религиозные организации иногда сами способствовали усилению стигмы, слишком легко связывая СПИД с религиозными учениями о «грехе», есть примеры, когда их деятельность была направлена на воспитание терпимости и общественной солидарности, пользуясь подходами, свободными от предубеждений и страха.

На вопрос, каково отношение религиозных деятелей к ВИЧ-инфицированным, от общего количества опрошенных религиозных деятелей, 15,6% отметили, что у них к ВИЧ-инфицированным -- крайне отрицательное отношение. Данная цифра говорит о том, что опрошенные считают, что эти люди заболели вследствие неправильного образа жизни, игнорируя целомудрие и употребляя наркотики, а значит сами виноваты в случившемся. У 28,1% -- отрицательное отношение, что тоже связано с мнением, что зараженные знали, на что идут. 6% опрошенных отметили, что относятся к ним с безразличием - это говорит о том, что они не придают особого значения данному вопросу. 25% отметили, что у них к ВИЧ-инфицированным нормальное отношение, что свидетельствует об определенном уровне информированности о ВИЧ/СПИД. 21,9% из общего числа опрошенных сказали, что к инфицированным они относятся с сочувствием и испытывают к ним жалость. Было сказано, что к греху религия относится крайне отрицательно, но к уже зараженным людям с сочувствием. Служители церкви отметили, что такие люди находятся в безнадежной ситуации, не зависимо от того, сами они виноваты в этом или нет. Задача религии заключается в том, что бы поддержать и уберечь от дальнейших ошибок.

Хотя 44% религиозных деятелей высказались, что религия отрицательно относится к ВИЧ-инфицированным, при этом более демократично отнеслись к праву молиться с другими членами общества. Так, из общего количества опрошенных религиозных деятелей 59,4% сказали, что разрешат ВИЧ-инфицированному молиться в мечети или церкви. Это было обосновано тем, что во время молитвы они никого не могут заразить, т.е. никакой опасности для окружающих не существует. Если они запретят это, во-первых, будет нарушением их прав, во-вторых, это будет сильный моральный и психологический удар для ВИЧ инфицированного человека, чего религия допустить не может. Однако 31% опрошенных ответили, что не разрешат ВИЧ-инфицированным молиться со всеми. Это больше связано с их личным восприятием, ощущением брезгливости и опасности. Как было отмечено выше, считается, что данной болезнью заболевают только потребители наркотиков и РС, а это значит, что такие люди не могут посещать религиозные заведения. Надо подчеркнуть, что так категорично к ВИЧ-инфицированным относятся в основном в сельской местности, и что возможной причиной тому является недостаток информации по вопросах ВИЧ/СПИДа. 6,2% опрошенных на вопрос о молитве, сказали, что не знают, разрешили бы они им молиться со всеми вместе или нет. Это говорит о том, что им не приходилось сталкиваться с такой ситуацией, и они не задумывались над этим вопросом. Отказались ответить 3,1% от общего количества опрошенных, что показывает их нежелание обсуждать данный вопрос, что возможно связано с тем, что они не придают особого значения данной проблеме.

При проведении бесед с религиозными деятелями выяснилось, что прихожане не очень часто затрагивают вопросы ВИЧ. Только 25% религиозных деятелей сказали, что им задаются вопросы, касающиеся ВИЧ/СПИДа, но большая часть ответили, что с данными вопросами к ним не обращаются. Было отмечено, что Церкви проводят беседы по определенной программе, составленной Центральной церковью страны. В настоящее время ведутся беседы о вреде наркомании. В христианской церкви также специальной программы по вопросам ВИЧ/СПИДа не существует.

Проблема института семьи у ВИЧ-инфицированных стоит очень остро. Следует отметить, что ВИЧ-инфицированные сталкиваются с большой проблемой не только в создании семьи, но и в ее сохранении, после того, как один из членов узнает, что ВИЧ-инфицирован. Совместное проживание влечет за собой интимную жизнь, которая прекращается в семьях, где один из партнеров ВИЧ-инфицирован. Данные о семейном положении ВИЧ-инфицированных показывают, что более 1/3 из опрошенных в настоящее время состоят в браке. Низкий показатель вступления в брак среди ВИЧ- инфицированных лиц (среди мужчин – 45,9% и женщин – 32,6%), является результатом скованности самих ЛЖВ в общении с другими и отношения общества к ЛЖВ. Также 15,5% респондентов ответили, что состоят в разводе, при этом необходимо отметить, что средний уровень разводов по отношению к зарегистрированным бракам в России составляет 5,5%.

Таким образом, рассмотрев отношения общества к людям ВИЧ-инфицированным не однозначно, более того крайне отрицательно, а порой даже агрессивно. Лишь некоторые из опрошенных считают, что им их жалко, но все же не особо хотят их поддерживать и общаться.


Глава 3. Активизация ресурсов и основные направления работы по снижению дискриминации ВИЧ-инфицированных со стороны общественности

3.1 Роль местных органов власти и СМИ в снижении дискриминации ВИЧ-инфицированных

Стратегия борьбы с дискриминацией обуславливает усиление работы местных органов власти и средств массовой информации. Роль СМИ в изменении сознания общества очень значительна, и использование их возможностей является очень важным инструментом в снижении стигмы и дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным.