Смекни!
smekni.com

Социология (стр. 13 из 19)

Выдвигаются следующие причины девиантного поведения: биологические; психологические; культурологические; экономические; социологические. Согласно социологическому объяснению, девиации возникают в те моменты, когда общество переживает кризис, при котором усиливается дезорганизация общества. Это объяснение было предложено Э. Дюркгеймом. Он ввел понятие «аномия» - буквально «отсутствие норм». Аномия – общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленное кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

В социологии девиантного поведения получила распространение так называемая «теория наклеивания ярлыков» или теории стигматизации (от греческого stigmo – клеймо). Приверженцы теории стигматизации Э. Лемерт, Г. Бекер и К. Эриксон взяли главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоит у «руля» власти и собственности, имеют возможности выражать свои взгляды и принципы в нормах (законах), управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают ярлыки на «нарушителей» этих норм. То есть характер поступка (отклонения от нормы) обусловлен не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Этих исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. К таким выводам пришли Э. Сазерленд и Г. Тард, сформулировавшие теорию подражания (теория культурного переноса).

Понятие «девиация» тесно связано с понятием социальный контроль. Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между ними.

Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось Э. Россом и Р. Парком, которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения в соответствие человеческого поведения социальным нормам. Согласно Т. Парсонсу, социальный контроль представляет собой процесс, при помощи которого посредством наложения санкций оказывается противодействие девиантному поведению и поддерживается социальная мобильность.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

принуждение (так называемая элементарная форма);

влияние общественного мнения;

регламентация в социальных институтах;

групповое давление;

общие ценности и стабильность в социальных группах.

Выделяют две разновидности социального контроля:

внешний социальный контроль – совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивидов. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах; неформальный базируется на реакциях окружения;

внутренний социальный контроль – это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм.

Социальные нормы – это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия. Норма обычно предполагает некие варианты поведения, новые или отличающиеся от нормативного, но не выходящие за рамки допустимого. Нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а, скорее всего, как некоторая зона допустимых вариаций.

Можно выделить несколько видов социальных норм:

обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

моральные нормы, базирующие на коллективном авторитете и обычно имеющие обоснование;

правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые изданы государством и обеспечиваются силой государства;

политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью, между социальными группами и государствами и находят свое отражение в международных правовых актах, конвенциях и т.д.;

религиозные нормы, которые поддерживаются верой сторонников религии в наказание за грехи;

эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

Отклонение от норм наказывается при помощи санкций. Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам, стимулируют следование нормам. Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить девиантное поведение или уменьшить его вероятность.

Согласно одной из социологических теорий – в основе девиации лежит конфликт.

20. Личность как социальный тип

Понятие личности – это совокупность таких психологических качеств индивида как:

1.Отношение к чему-либо.

2.Нормы поведения, взглядов.

3.Ценности.

В философии личность человека как таковая не рассматривается ею надо стать. Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми. На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т. е. они отмечают в людях социально типическое). Таким образом, можно сказать, что как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая своё) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

В философии «личность» (читай: человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);

2) творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);

3)деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним миром (человек, производящий новые предметы и передающий в предметах свой опыт).

В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным актером (действующей единицей) некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальные качеств человека.

В современной социологии личность, как субъект (который, напомним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально – исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эмоцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого». В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

21. Социальный статус и социальные роли личности

Социальный статус

В социологии – личность – совокупность статусно-ролевых характеристик.

Личность - это автономная систем, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании.