Внутренняя структура современной семьи это не только количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей, отношений. Изучаются главным образом следующие элементы структуры (роли и отношения): жена-муж, родитель-ребенок, родитель-родитель, ребенок-ребенок, супруги-их родители, прародители-внуки.
К главным социальным функциям семьи относятся:
естественно-биологические (удовлетворение сексуальных потребностей, воспроизводство населения, продолжение человеческого рода);
хозяйственно-экономические (организация быта, питания супругов и детей, забота об укреплении материального положения и т.д.);
духовно-нравственные (организация досуга, воспитание детей, эстетическое развитие и т.д.).
Функции семьи неразрывно связаны с ее структурой. Поэтому предметом исследования социологии семьи являются функции супружеского взаимодействия, родительские в отношении детей, сотрудничества между родителями, взаимодействия детей, взаимодействия супругов и их родителей, взаимодействия прародителей и внуков. Большинство функций присущи одновременно нескольким отношениям. Поэтому они должны изучаться как сквозные. Ряд других функций характерны только для отношений одного вида. Поэтому их можно разделить на общие и частные.
К первым относятся функции духовного общения, обеспечения семьи материальными средствами, совместного ведения хозяйства, воспитательная, опекунская, креативная, управленческая (организационная) и представительская, ко вторым сексуальная, прокреативная, игровая.
На сегодняшний день в мире существует несколько типов семей. Сегодня семья имеет тенденцию к нуклеаризации.
Современная семья - первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребёнка. Её называют нуклеарной семьёй (от лат. nucleus - ядро) потому, что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники - бабушки, дедушки, тёти, дяди и т.п. относится к периферии семьи. Если 2-3 поколения живут вместе, то семья называется расширенной.
Нуклеарная семья - это кровнородственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрослели, создали семью, отделились. Так продолжается цепочка ядерного деления нуклеарной семьи. Если новая семья не отъезжает, то образуется расширенная семья.
Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной или сложной нуклеарной семье.[6]
В настоящее время расширенная семья всё больше вытесняется нуклеарной. В Западной Европе США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.
Американский исследователь К. Киркпатрик выделяет три основных вида семейных ролей.
Традиционные роли предполагают обязанности жены по воспитанию детей, обслуживанию семьи, подчинение собственных интересов требованиям мужа, материальную зависимость от главы семьи; муж обязан сохранять преданность матери своих детей, обеспечивать экономическую безопасность и защиту семьи, поддерживать власть и контроль в семье, принимать основные решения, оказывать эмоциональную благодарность жене за ее подчиненную роль.
Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержания полезных для мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем. От мужа - рыцарского отношения к жене, романтической любви и нежности, материальных средств для удовлетворения потребностей жены, совместного проведения досуга.
Роли партнеров требуют от супругов обоюдного экономического обеспечения семьи, общей ответственности за воспитание детей, совместного участия в решении бытовых вопросов, разделения правовой ответственности. И если приведенные выше принципы нарушаются, семья дает трещину.[7]
Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и семья тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, - все это признаки социального нездоровья семьи.[8]
Однако кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. "чувства отклонения от идеала", несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления.[9]
Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо привлекательным местом - островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать.
Следовательно, на сегодняшний день логичнее будет говорить не о кризисе семейных ценностей, а об их трансформации.
Система ценностей человека является "фундаментом" его отношения к миру. Ценность - положительная или отрицательная значимость
объектов окружающего мира. Как правило, оценка определяется не столько свойствами предметов самих по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.
"Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала"[10].
Семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями.
Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.[11]
На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.
Авторы справедливо отмечают, что в современном российском обществе произошла смена позиций во взаимодействии трех разно уровневых субъектов: общества, семьи как малой группы и индивида. Наблюдается феномен перевернутой пирамиды: если раньше в ее основании находился индивид, а на вершине - общество, то теперь они как бы поменялись местами - в основании пирамиды находится общество, а на вершине - индивид. Семья сохранила свое срединное положение в этой иерархии, в том смысле, что как являлась, так и является каналом разрешения противоречий между социумом и индивидом. Но сменились акценты в оценке значимости семьи, произошла переоценка тех моделей семьи, которые мы наблюдали, казалось, совсем недавно и тех, которые в современных условиях классифицируются как альтернативные, возвращение семье функции накопления частной собственности и передачи ее по наследству.[12]
Трансформация семейных ценностей находит свое выражение в следующих процессах:
1. Высокий уровень разводимости, рост внебрачной рождаемости привели к увеличению числа неполных семей;
2. Снизился жизненный уровень - плохие жилищные условия, низкий уровень семейного бюджета - безработица;
3. Формируется нуклеарная семья, ослабевают родственные связи, растет смертность;
4. Снизилась покупательная способность семьи - недоедание, ухудшение здоровья (особенно детей);
5. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки родителей ведут к снижению качества семейного воспитания, к обострению конфликтности - стрессы, депрессии.[13]
В современной российской социологии семьи выделяются две основные исследовательские парадигмы. Первая, "прогрессистская" парадигма, представителями которой являются Вишневский А.Г., Голод С.И., Мацковский М.С. и др., рассматривает современные процессы в семье как позитивные, ведущие к увеличению многообразия семейных форм. Все негативные явления, связанные с невыполнением семьей ее функций, они относят к незавершенности процесса перехода от старой к новым семейным формам. Вторая, "кризисная" парадигма, представителями которой являются Антонов А.И., Борисов В.А. и другие, объясняют кризис семьи и невыполнение ею своих функций кризисом семейных ценностей и общим ценностным кризисом в современном обществе: семейные ценности, в частности - ценность многодетной семьи и стабильного брака, заменяются на ценности, связанные с личными (индивидуальными) устремлениями людей, что приводит к дисбалансу в обществе между потребностью общества в воспроизводстве и социализации новых поколений и тем, как семья выполняет репродуктивную и социализационную функции.