Самая низшая категория - уличная проституция, рассчитанная в основном на приезжих. Занимаются ею обычно опустившиеся, спившиеся женщины. Ни о каких мерах противоэпидемической безопасности тут нет и речи.
На фоне общего разорения страны и роста детской безнадзорности быстро растет детская проституция. Иногда дети и подростки идут на панель вследствие бездомности или спасаясь от пьянства и жестокости родителей, а иногда просто от легкомыслия.
Быстро растет и мужская проституция, как гетеро-, так и гомосексуальная. В одном из самых приличных "голубых" изданий было напечатано следующее письмо:
Сексуальные услуги широко рекламируются в частных объявлениях: "Приветствуем англо-говорящих гостей России! Две очаровательные блондинки помогут вам организовать ваш досуг. Соотечественников просьба не беспокоиться"; "Красивый мужчина, 39 лет, рост 1б1 см, выполняет куннилингус за плату. Возможно обслуживание на дому"; "Красивые русские женщины! Вас ждут в гаремах Востока! Бесплатный проезд к новому месту жительства!"[5]
Начиная с 1980-х годов растет и ширится практика продажи молодых российских женщин и несовершеннолетних девушек в зарубежные бордели. Большинство идут на это сознательно, но некоторые даже не подозревают, что будет с ними дальше. Разыскать таких нелегальных иммигранток с фальшивыми паспортами, когда о них начинают беспокоиться родственники, практически невозможно.
К сожалению, мы почти ничего не знаем о тех, кто пользуется платными сексуальными услугами. По данным телефонного опроса Д.Д. Исаева в Петербурге, 8 процентов мужчин сказали, что имели контакты с проститутками часто и еще 8 процентов - редко. При анонимном опросе случайных прохожих, среди которых, конечно, преобладали приезжие, на улицах Москвы, 150 мужчин из 280 сказали, что пользовались платными сексуальными услугами, причем 31 процент из них первый свой подобный опыт имел еще до восемнадцатилетия, а некоторые - даже до 16 лет. Однако эти цифры абсолютно нерепрезентативны.
Если взять американские данные, то хотя проституция в США процветает, ее услугами пользуется меньшинство мужчин; в Национальном опросе это признали 16 процентов; доля мужчин, начавших свою сексуальную жизнь с проституткой, снизилась с 7 процентов среди достигших совершеннолетия в 1950-х, до 1,5 процентов среди возмужавших в конце 1980 - начале 1990-х годов.
Что делать с сексуальной коммерцией ?
В принципе есть три стратегии:
1) пытаться уничтожить древнейшую профессию путем уголовно-правово-го преследования;
2) ограничить ею распространение определенными местами или условиями;
3) легализовать проституцию, поставив ее под охрану и контроль государства.
Советская власть пыталась сочетать первые два пути. По Уголовному кодексу РСФСР сама по себе проституция была уголовно ненаказуема, наказывалось только вовлечение в нее несовершеннолетних (статья 210) и содержание притонов разврата и сводничество с корыстной целью. В 1987 г. эти меры были дополнены статьей 164.2 Кодекса об административных нарушениях, предусматривавшей административную ответственность за занятие проституцией в виде предупреждения или штрафа. Кроме того, проституткам часто предъявлялись обвинения в незаконных валютных операциях.
Эта компания провалилась. В 1987-89 гг. в СССР было привлечено к административной ответственности за проституцию около 5 тысяч женщин, но инфляция и изменившееся общественное мнение сделали административные меры бессмысленными. Например, в Петербурге в 1990г. было привлечено к административной ответственности 193 женщины, в 1992 - 4, в 1993 - 7.
Изменение общественного мнения связано, с одной стороны, с расширением понятия социально приемлемой экономической активности, а с другой - с ростом сексуальной терпимости. По данным Афанасьева и Скоробогатова, в 1992 г. каждый десятый молодой, до 25 лет, петербуржец считал проституцию вполне законной формой получения денег.
Рост терпимости к проституции демонстрируют и опросы ВЦИОМ. В 1989 г. на вопрос: "Как следовало бы поступить с проститутками?" 27 процентов ответили "ликвидировать", 33 процентов - "изолировать", 8 процентов - "помогать" и 17 процентов - "предоставить самим себе". В 1994 г. соответствующие цифры составляют 18, 23,12 и 30 процентов. В нашем опросе 1995 г. с мнением, что "занятие сексом ради денег не должно осуждаться в современном обществе" не согласились 41 процент 16-19 летних девушек и 34 процента юношей, согласились 37 и 46 процентов. При опросе в 1997 г. школьников 7-9 классов, доля полностью согласившихся с этим суждением юношей почти вчетверо, а доля девушек - в два с половиной раза превысила аналогичные ответы их учителей и родителей.
Отношение к сексуальной коммерции раскалывает не только общественное мнение, но и специалистов. Сторонники жесткого курса доказывают, что проституция морально разлагает общество, подрывает устойчивость брака и семьи, способствует распространению БППП и СПИДа и совершению ряда преступлений; любимый старый советский мотив - "извлечение нетрудовых доходов" сменился теперь ссылками на греховность блуда. "Либералы" доказывают, что введение уголовной ответственности заведомо неэффективно и только породит произвол и недоразумения, акцент должен делаться на социально-экономических мероприятиях и воспитании, уголовная же ответственность должна наступать только за действия, способствующие распространению проституции. "Радикалы" считают и эти меры бессмысленными, призывая легализовать проституцию, взимать с проституток налоги и вместе с тем заботиться о санитарно-гигиенической стороне дела.
Эти позиции являются в известной мере ведомственными. При опросе в 1989 г. 154 сотрудников органов внутренних дел и 42 ученых-экспертов, среди первых преобладали сторонники жесткой линии, предлагавшие усилить административные меры, увеличить суммы штрафов, арестовывать, аннулировать прописку, высылать из города и т. д. У многих работников милиции вызывает ностальгию старый (1961 г.) Указ "Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни". Но хотя под этот Указ подпадали и проститутки, самой знаменитой его жертвой был будущий Нобелевский лауреат Иосиф Бродский. 72 процента сотрудников органов внутренних дел высказалось за введение уголовной ответственности за проституцию, а 77 процентов хотели бы распространить какую-то административную ответственность также на клиентов проституток.
Эксперты-ученые были значительно либеральнее. 83,3 процента их убеждены, что проституция неизбежна; 52,3 процента думают, что она не обязательно ведет к преступной деятельности (остальные такую взаимосвязь видят). На вопрос "Целесообразно ли установление уголовной ответственности за проституцию?" 83,3 процента экспертов ответили отрицательно, причем весьма категорично ("Боже упаси!" "Я абсолютно против!"). 64,2 процента высказались и против привлечения к ответственности клиентов.
Новый российский Уголовный кодекс практически сохранил прежнее положение. В нем нет статьи об уголовной ответственности за проституцию, однако статья 249 предусматривает ответственность за вовлечение женщин в занятие проституцией, а статья 241 - за содержание притонов. Министр МВД А.С. Куликов, шокированный распространением проституции в самом центре Москвы, рекомендует мэру столицы переместить сексработников в какое-то другое место, где их легче будет контролировать. Но для этого нет правовой базы.
Апеллируя к соображениям противоэпидемической безопасности, некоторые радикальные журналисты предлагают не только легализовать проституцию, одновременно обложив ее налогом, но и открыть вместо подпольных притонов официальные публичные дома. Однако, независимо от соображений нравственного порядка, это едва ли возможно. Дело не столько в том, что "обобществление" сексуального сервиса выглядит комично в то время, как все остальное приватизируется, сколько в том, что это невыгодно самим "сексуальным работникам". В таких странах как Голландия проститутки платят налоги, зато государство обеспечивает им социальный статус и безопасность. В России все налогоплательщики бесправны. Если милиция не может обеспечить безопасность банкиров, будет ли она охранять бедную жрицу любви? Так уж лучше иметь дело с сутенером или мафией.
Короче говоря, споры идут по тем же направлениям, что и по остальным вопросам развития общества: будет ли государство по-прежнему все регламентировать (не слишком эффективно) или же люди сами возьмут на себя ответственность за свое поведение, включая и его моральные и социальные издержки.
3. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРОСТИТУЦИИ В РОССИИ
Вопрос о легализации проституции такой же древний, как и сама профессия. Время, правда, внесло в этот вопрос свежую струю: сегодня торгуют собой не только женщины легкого поведения, но и государственные мужи поведения вполне серьезного. Однако, отдавая должное традиции, порассуждаем на тему, имея в виду узкосоциальное, почти физиологическое, но не патологическое ее значение для общества. Проституция опасна для жизни. БОЛЬШИНСТВО москвичей, как ни странно, проституциофобы. Только одни предпочитают не высказываться и даже не задумываться над этим (однако все-таки ходят к проституткам время от времени), другие знают, что проституция есть, но где-то в чужой жизни (а значит, ее как бы нет). В студенчестве, каждый день шагая в МГУ по Тверской на Моховую, я не знала, что у "Интуриста" предоставляют подобные услуги. Между тем позже выяснилось, что некоторые однокурсницы и студентки соседних курсов подрабатывали именно там.
В начале века про проституцию говорили, что это скоротечный и острый вид брака. Сегодня это явление модно считать универсальным элементом городского образа жизни, хотя проституция и пугает эпидемиологической и социальной опасностью. В эпоху СПИДа и неутешительных прогнозов, что очень скоро в России, а в Москве уж точно, будет инфицирован каждый сотый, проституция - очень рискованная сфера услуг. Среди сексуальных работников многие нарушают технику безопасности на производстве, пренебрегая презервативом. И вот тут отличие легализованной проституции от нелегализованной - в возможности проститутки позвонить в полицию, если клиент отказывается надевать презерватив. Ведь, платя налоги, гражданин любой профессии может рассчитывать на защиту государства. Кстати, когда на Западную Европу в XVI веке обрушилась эпидемия сифилиса, а попытки закрыть бордели успеха не принесли, с конца XVII века начинается медицинское обследование проституток, их регистрация и учет. Что же касается социальной опасности проституции, то ее криминальное происхождение напрямую связано с политическими и экономическими проблемами России. Истории про трудную жизнь провинциалок, не нашедших себя в столице, и их почти бессознательный, но единственно доступный профессиональный выбор растиражированы. Как и их рабская работа на хозяина, и бесплатные утренники для охраны пополам с невозможностью вырваться из порочного круга. Социалисты всех времен и народов считали, что индустрия порока - классовая проблема и единственно верный способ ликвидировать проституцию - уничтожить социальное неравенство, эксплуатацию и дать возможность женщинам право на эмансипацию. (Но, как мы знаем, эмансипация привела к тому, что женщины стали пользоваться услугами проституток наравне с мужчинами.) А все остальные практикующие демократы превратили публичные дома по меньшей мере в учебные центры. Так, например, в Германии существуют такие, в которых человек, решивший продавать свое тело, проходит курс повышения квалификации: ему рассказывают не только о физиологических и венерологических особенностях будущей профессии, но и о способах психологической и юридической защиты от клиентов. И это не говоря о том, что публичные дома контролируются с криминальной и медицинской точек зрения. В России же к вопросу о врачебно-полицейском надзоре за проституцией пришли еще в начале века, даже был законодательно оформлен порядок этого самого надзора, а заодно и порядок открытия и содержания публичных домов. Но при советском строе проституции, как известно, не было. В новом Уголовном кодексе России нет статьи об уголовной ответственности за проституцию, однако ст. 240 предусматривает ответственность за вовлечение женщин в это занятие, а ст. 241 карает за содержание притонов.