Большое влияние на распространение проституции оказывали постоянные военные походы и передвижения легионов. Начиная с V века до нашей эры, греческие войска сопровождались целыми толпами профессиональных проституток. Находившиеся в чужих краях легионы, не имея в своём распоряжении других женщин, вынуждены были удовлетворять сексуальные потребности с проститутками.
Существующая в наше время дифференциация и классификация проституток начала оформляться уже в античности. Мужчины античности по-разному относились к обыкновенной проститутке, без всякого
образования, и к проститутке, обученной хотя бы музыке. Первая -
проститутка низшего разряда, она торговала своим телом, ничем не
прикрывая своё ремесло, без музыки, без танцев, вообще без какого бы то ни
было искусства. Ко второй категории греки относили проституток -музыкантов и отпущенных из рабства. И третью, самую дорогостоящую
группу составляли образованные проститутки, гетеры.
Гетеризм достиг вершины своего развития в эпоху эллинизма, точнеев IV и III веках до нашей эры. В это время он оказал огромное влияние накультурную жизнь греческого общества. Существует множествосвидетельств об отношениях гетер с литературными и художественнымизнаменитостями, выдающимися людьми той эпохи.
Что касается личностных качеств, то античные проституткиосознавали себя объектом наслаждения и поступали соответственно этому ощущению. Один из основных принципов проституток гласил: никого не любить, но изображать любовь с целью получения по возможности большего гонорара. Все черты личности и образ жизни, характерные для современной проститутки, были и у проститутки древности: жадность, стремление хорошо поесть и выпить, лживость, зависть, нахальство, тяга к нарядам.
Клиентуру составляли все сословия: от императора, до раба. Но главную роль играли военные и купцы.
Таковы главные особенности античной проституции.
2.2. Средние века.
Средние века в Европе - это период расцвета публичных домов. Почти каждый небольшой городок имел свой публичный дом. Одной из причин расцвета проституции в средние века являлось убеждение в том, что проституция необходима, так как она защищает от соблазнения приличных девушек. Значительную роль сыграл также и половой состав средневекового населения. В средневековых городах число женщин по сравнению с количеством мужчин было значительно больше, чем в более позднее время. Благодаря количественному превосходству и излишку незамужних женщин, женская конкуренция проявлялась во многих областях. Женщины работали портнихами, белошвейками, прачками, торговками. Плата за работу была очень низка. Нужда заставляла женщин заниматься и такими профессиями, которые по своему характеру имели некоторое отношение к проституции.
Ещё одним благоприятным условием для развития проституции было характерное для средних веков широкое распространение во всех странах людей без определённого места жительства, без определённых средств к существованию, живших только за счёт воровства, нищенства и проституции. С одной стороны, бродяги были неиссякаемым источником для проституции, так как в отдельных городах проституцией занимались в основном не местные жители. С другой стороны, мужчины из числа бродячих людей составляли значительную часть клиентуры проституток.
Увеличению числа бродячих женщин и, соответственно, проституции способствовали многочисленные паломничества. Связь между развратом и паломничествами отразилась даже в пословицах: «Богомолье не придаёт святости», «Ушла богомолкой, а вернулась проституткой», «Паломничества вызываются не столько благочестием, сколько сладострастием». Уже в 744 году миланский архиепископ Сан-Бонифацио просит синод запретить женщинам, в том числе и монахиням паломничества в Рим, так как они имеют печальные последствия. Почти все женщины-паломницы становятся проститутками ломбардских и французских борделей
Чрезвычайно благоприятную почву для процветания проституции составляли несвободные люди. Число крепостных в VII - X веках составляло половину населения. В течение всего средневековья велась оживлённая работорговля между странами Востока и Запада. Огромных размеров достигла торговля рабынями для проституции на Востоке.
Особое место в эпоху средневековья занимают публичные дома. Некоторые публичные дома имели определённые наименования, обычно названия животных, цветов, служивших эмблемами такого дома. Особыми признаками таких домов считались красный фонарь, горевший перед дверью и разноцветную решётку на окнах. В основном публичные дома располагались у городских стен, в отдалённых местах и на окраинах.
Такие дома в эпоху средневековья повсюду переходили под юрисдикцию государства и городских советов. Надзор, содержание и получение дохода с них было одной из важнейших задач городского начальства. Проститутки пользовались со стороны власти особой заботой и вниманием, а в случае причинения им телесных повреждений город выступал в качестве истца из чисто экономических соображений.
В число клиентов средневековых публичных домов входили мужчины из самых разных слоев населения. Среди них были императоры, князья, дворяне и члены городского совета. Горожане, писатели и ремесленники, студенты и священники.
Особое внимание следует уделить отношению проституции к церковной жизни. Хозяин должен был отпускать проституток на богослужение (в церкви для них были отведены определённые места). Проститутки чтили покаявшихся блудниц как своих святых заступниц. Они праздновали их поминальные дни и молились им - в случае болезни и нужды.
2.3. Эпоха Ренессанса
Главное отличие между положением проституции в эпоху Ренессанса и в другие эпохи состоит в двух явлениях: в её размерах и той своеобразной роли, которую проститутки играли в жизни общества. Люди ощущали, что в их жилах течёт бурная и кипучая кровь, воспламеняя всех горячими желаниями, независимо от возраста. Все были убеждены, что держать в объятиях женщину или ласкать юношу - высшее наслаждение в жизни, которому уступают все остальные.
Пред животной жаждой наслаждения, прямо прибегающей к силе, женщины были беспомощны. Всюду толпами проходили солдаты, всевозможные бродяги, нищие и паломники. Насилие угрожало женщинам и в глухих деревнях, и в городах. Нужен был надёжный источник утоления страстей. Интересы семьи требовали охраны, а подобную охрану обеспечивала именно проституция как свободная продажа и купля любви за сдельную плату. Поэтому в эпоху Ренессанса решили не только узаконить проституцию, но и проявить к проститутке снисхождение, отвести ей в социальной жизни своё место.
Мужчина желал свободно удовлетворять свои страсти, что было бы невозможно, если бы со всей строгостью относились к требованию мужской верности. Поэтому проституцию и легализовали, тем более что она давала возможность мужчине удовлетворять свою потребность в разнообразных чувственных удовольствиях изо дня в день.
Наиболее ярким показателем роли проститутки в жизни общества являются праздники эпохи Ренессанса. В большинстве случаев, проститутки были главным фактором, создававшим праздничное настроение, так как они больше всех вносили в эти праздники живость. Их привлекали ко всем праздникам устроители торжеств, которые сознательно использовали проституток для поднятия настроения у населения.
Необходимо сказать несколько слов и об отношении различных слоев общества к проституции. Среда подмастерьев почти всегда поддерживала довольно оживлённые связи с проститутками, так как большинство из них не могло жениться. Вообще, все холостые мужчины считали, что посещение публичного дома - дело естественное и нормальное, никто не видел в этом ничего предосудительного. Семьянину всякие отношения с проститутками официально запрещалось, однако, они были нередкими гостями в публичных домах, куда попасть могли только тайком. Там они были желанными гостями, так как женатые были обычно богаче холостяков и тратили больше. Вдовец имел официальное право провести ночь с проституткой. Очень часто, в таких случаях. Проститутка становилась экономкой, а также его сожительницей. Для дворянства открытые связи с проститутками были совершенно обычным делом. Для них красивая проститутка была высшим предметом роскоши. В этих кругах возродился до некоторой степени античный гетеризм. Они снимали для проституток дома, окружали проституток прислугой, покупали им роскошную одежду, драгоценности. Связь с проституткой, трата на неё денег являлась одним из способов демонстрации демонстративного выставления напоказ своего богатства.
Возникает тип первоклассной куртизанки (от французского court -двор), зарабатывающей своей красотой и изысканностью столько, что она могла превратиться из рабыни в госпожу, за которой ухаживали самые богатые и могущественные люди. Этот тип впервые появился в Италии. В Венеции насчитывалось полтораста первоклассных куртизанок, которые соперничали в блеске и роскоши с принцессами. Ради обладания такой знаменитой проституткой люди рисковали не только состоянием, но и жизнью.
2.4. Эпоха абсолютизма (XVIII в.)
В эпоху абсолютизма число женщин, открыто торговавших собой на улицах и площадях, было велико не 'Только потому, что это считалось наиболее лёгкой для женщин формой заработка, но и потому, что тогда у женщины вне семьи не было никакого дела, а семья была для многих недоступной роскошью.
В малых городах и деревнях официальные публичные дома, существовавшие в XV и XVI веках, с течением времени стали редкостью. Но вместе с публичными домами проституция не исчезла. Она стала скрытой. Если раньше проститутки носили определённые знаки, указывающие на её
профессию и привлекающие внимание, то теперь она обязана была одеваться скромно и «честно» зарабатывать свой хлеб как швея, прачка, вышивальщица. Но внешняя порядочность нисколько не мешала тому, что эти женщины были очень хорошо известны мужской половине населения. Общение с проститутками было окутано тайной.