Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов:возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т.е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, Л. Дэкерс считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А.Н.Леонтьев), т.е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ)[12].
Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность — ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация.
Мотив (от франц. motiver двигать, быть источником движения, управлять или побуждать) — это любой внутренний, психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность[13].
Мотив в отличие от мотивировки — это реально действующий, действительный источник поведения. Мотивировка - это объяснение поведения, предложенное человеком. Мотивировка поведения может как совпадать, так и расходиться с его реальным мотивом. Совпадение мотива и мотивировки наблюдается тогда, когда, во-первых, человек осознает мотивы своего поведения, во-вторых, готов их раскрыть и открыто признать[14].
Основные психологические функции мотива заключаются в следующем[15].
Во-первых, мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически. Но «побуждать» совсем не обязательно означает «побудить» реально, привести к наличию деятельности. Побуждений и устремлений в личности больше, чем выраженных деятельных реализаций.
Вторая функция мотива состоит в придании направленности производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Это функция управления активными процессами, приведения их к запланированному результату. Деятельность направлена на свой предмет, которым, по А.Н. Леонтьеву, и выступает мотив.
Третьей функцией мотива является смыслообразование, благодаря которому понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл рождается в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл — это ответ на вопрос: зачем, для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? В развитой личности такой вопрос может оказаться решающим. Поэтому смыслообразующая функция мотива становится психологически главной. Человека называют существом, ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает. Деятельности не будет как таковой, хотя нереализованный мотив останется.
В современной психологии нет исчерпывающей и общепринятой классификации потребностей и мотивов.
1. Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают, потому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Названные градации довольно условны.
2. Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом может быть, например, непосредственный чувственный образ, образ памяти, воображения. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация. Это позволяет психологии мотивации изучать непростые реалии собственно человеческого бытия, не упрощая их, например, до исключительно материальных стимульно-реактивных конструкций.
3. По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Каждая реальная человеческая деятельность полимотивирована, т.е. подчиняется не одному мотиву, а нескольким, всей их иерархической системе. В результате происходит как бы расщепление, распределение функций между несколькими мотивами.
4. Наконец, мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, «понимаемыми» и реально действенными.
Таким образом, термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать но следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность[16]. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Иерархия человеческих потребностей, по А. Маслоу представлена в приложении 1.
В отечественной психологии также предпринимались попытки решать проблемы мотивации человека. Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.П. Леонтьевым.
Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.
Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, обретение им новых потребностей, мотивов и целей.
Социальная работа является специфическим видом социальной деятельности, прямо или опосредованно охватывающим практически все стороны общественного бытия. Поэтому социальная работа - одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, реализации их устремленности к благу и достижения ими благополучия. Она требует от человека и общества готовности и обусловливает их оптимальную подготовленность к деятельности, направленной на трансформацию, совершенствование общественного и индивидуального бытия.
Деятельность, как правило, не может осуществляться современным человеком только интуитивно, хаотично, инстинктивно, без заранее выработанного ориентира, плана, цели. Желая достигнуть нового состояния и качества объекта деятельности, человек всегда исходит из соображений предпочтительности этого нового. Следовательно, оно для него более значимо, представляет собой ценность.
Ценности - это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества[17].
Ценности - это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека. Через категорию ценности человек демонстрирует свое отношение к этим объектам. Человек познает свойства объектов внешнего мира в процессе удовлетворения своих потребностей и интересов, достижения поставленных целей. Познавая ценности, человек познает не столько сами объекты окружающего мира, сколько их значения для себя. Иначе говоря, цель познания ценности - не истина, а значение. Ценность - это то, что вообще не безразлично для человека, то, что играет определенную роль (положительную или отрицательную) в его жизнедеятельности.
Ценности возникают в процессе общественной практики, которая определяет как ценностный объект, так и субъект. Отсюда очевидна двойственная, объективно-субъективная природа ценности. Повседневная деятельность человека определяется не абстрактными мировоззренческими представлениями, а ориентацией на определенные ценности.