VI. Как Н.С. Хрущев пришел к власти.
Со смертью Сталина закончилась целая эпоха.
Эпоха, когда развивалась и крепла система, опиравшаяся на аппарат, на репрессивные органы. Система проникла во все поры политики, экономики, культуры, идеологии. Обожествление Сталина глубоко влилось сознание миллионов людей. Эти люди испытывали неподдельное горе привести о кончине Сталина. Или казалось, что рушится все самое дорогое. Каким бы путем могла бы пойти страна после смерти Сталина? Ответ на этот вопрос нужно искать в соотношении сил в высшем слое партийно-государственного руководства. Возможным было либо продолжение сталинщины, что создавало серьезную угрозу жизни и благополучия миллионов людей и целых народов, либо некоторое смягчение ее при сохранении общеполитического курса, либо поворот к радикальной дестабилизации.
Дестабилизация не означала ликвидации административно-командной системы. Общество в целом не было еще к этому готово. Речь могла лишь идти о кандидатурах. Первый вариант был связан с перспективой прихода к власти Берии, в осуществлении второго принял бы участи, вероятно, Молотов и Брежнев, на практике же начал реализовываться третий вариант. И с ним связал себя Н.С. Хрущев. Как могло случиться, что после Сталина к руководству страной пришел именно Хрущев? Казалось бы, Сталин сделал все, чтобы «очистить» партию от любых своих противников. Хрущеву каким-то образом удалось притвориться человеком вполне ручным, без особых амбиций. Впервые на общенациональном уровне он проявился в 1925 году. Хрущев был избран делегатом на XIV съезде партии. На съезде, как известно, произошло резкое столкновение между Сталиным и «оппозицией», руководимой Зиновьевым и Каменевым. Пусть каждый определит свой рубеж, заявил молодой партийный организатор. Как видно, Хрущев сразу определил свой рубеж. Он был вместе с большинством, а большинством дирижировал Сталин. Хрущев искренне брал сторону Сталина. Вероятно, для него имело значение то, что он поддерживает большинство. Это инстинктивная привычка каждого рабочего человека чувствовать себя органической частью коллектива. Сталину же, в свою очередь в то время были необходимы такие люди как Хрущев, рабочие – крестьянские парни, молодые коммунисты, которые выросли в период жесткой гражданской войны, которые плохо или совсем не разбирались в теоретических вопросах.
Конечно, молодой Хрущев был потрясен тем превращением, которое произошло в его судьбе. Он был избран на XVI съезде партии, попал в состав украинской делегации с правом совещательного голоса. Это был его первый приезд в Москву.
VII «Звездный час»
В конце февраля 1956 года состоялся XX съезд КПСС. Это был один из редчайших случаев в истории, когда политический руководитель поставил на карту свою личную власть и даже жизнь во имя высших общественных целей. В составе после сталинского руководства не было ни одного деятеля, который решился бы вступить с подобным докладом о культе личности. Хрущев и только Хрущев, на мой взгляд, мог это сделать это так смело, так эмоционально. Подготовка к съезду велась в традиционном для того времени духе- с многочисленными рапортами, вахтами, обязательствами.
В учреждениях еще висели портреты Сталина, на площадях возвышались его монументы. Однако в некоторых статьях центральных газет, в политических брошюрах, пока еще осторожно, стал упоминаться «культ личности», подчеркивалось, что возвеличивание одной фигуры вождя противоречит духу марксизма-ленинизма. Постепенно становились известны факты незаконных, фальсифицированных процессов. Казалось, съезд так и пройдет по типичному сценарию, или нескончаемые выступления делегатов с самоотчетами и завершениями в безусловной поддержке линии политического руководства. В этот момент на закрытом заседании съезда Хрущев заявил, что с началом его работы полномочия старого состава Центрального комитета утрачивают силу впредь до выборов нового, а следовательно, ни кто не в праве запретить ему, как рядовому делегату съезда выступить на одном из заседаний со специальным докладом о его понимании «культа личности Сталина». Это требование противники Хрущева были вынуждены принять. Однако было решено, что доклад будет сделан на закрытом заседании съезда и только после выборов нового состава ЦК партии и от его имени. Дело в том, что немало членов тогдашнего политического руководства опасались, что если выборы будут проведены после доклада, они окажутся вне состава ЦК. Времени для подготовки столь важного выступления у Хрущева было совсем немного. Многие факты были еще не известны даже ему. Но он уже составил достаточно ясное представление о размахе репрессий, успел побеседовать с некоторыми из освободившихся из ГУЛАГа, а так, же с репрессированными партийцами, ознакомил с первым результатами работы реабилитационных комиссий. Естественно, что Хрущев затрагивал перед делегатами съезда и вопросы о своей личности причастности к репрессивным действиям. В целом, он стремился показать губительность репрессий против партийно-государственного аппарата, освободить действующий аппарат от глубоко укоренившегося страха перед репрессиями, создать условия для иных, не репрессированных форм укрепления аппаратной дисциплины.
Выступление Хрущева состоялось на утреннем заседании 25 февраля 1956 г. Хрущеву было чуждо и представление о гласности общественной жизни. «Мы должны со всей серьезностью отнестись к вопросу о культе личности, сказал Хрущев - именно поэтому мы докладывали его на закрытом заседании съезда. Надо знать меру, не питать врагов, не обнажать перед ними своих язв». Делегаты съезда одобрили решение скрыть доклад от народа. Однако удержать в тайне доклад не удалось. Уже через три дня его полный текст опубликовали многие газеты мира и передавали радиостанции. Уже эта ситуация говорит о противоречивости Хрущева.
Доклад был первоначально скрыт от народа, хотя заграницей появился полный его текст. Граждане России увидели его только во времена перестройки. Из этого видно, насколько велика была сила страха перед народом. В своем докладе Хрущев раскрыл «механику» фальсификации дел НКВД, рассказал о том, что подследственные подвергались пыткам, обрекались на смерть списками и признания готовились самими работниками органов. Однако, слушая или читая доклад, трудно было представить масштабы репрессий. Это делалось осознанно. Вина за репрессии возлагалась Хрущевым исключительно на Сталина, да еще на Ежова и Берию. Он сознательно выводил из-под ответственности ближайшее окружение Сталина, его «соратников», к которым принадлежал сам.
VIII. Крушение «Оттепели»
Следующие после съезда годы остались в памяти многих людей как годы внутренних неурядиц и роста напряженности. Ухудшилась продовольственное снабжение растущего городского населения. Если при Сталине проводилась политика систематического снижения розничных цен на продовольственные товары, что было возможно за счет ограбления деревни, то с конца 50-х гг. цены оказались замороженными.
Осенью 1963 г. Разразился новый кризис. В сентябре 1963 г. Исполнялось 10 лет с тех пор, как на сентябрьском пленуме ЦК КПСС 1953 г. Н. С. Хрущев был избран Первым секретарем. Началась тщательно спланированное празднование «великого десятилетия», которое должно было прославить Хрущева и его правление.
Однако дальнейшая ситуация сложилась по иному. Внутри страны усилилась пропаганда скорой достижимости «коммунистического изобилия». Это был последний всплеск веры, обращенный в будущее. После ее краха коммунистическая идеология все больше стала обращаться в прошлое, пропагандируя образы «пламенных революционеров». Свидетельством последнего всплеска коммунистического идеализма стала и ожесточенная борьба с религией. За Хрущевское десятилетие было разрушено храмов больше, чем за десять предыдущих лет. Атеистическая пропаганда приобрела более агрессивный характер. Утрата Хрущевым личной популярности поддержки со стороны партийно-хозяйственного аппарата; разрыв с не малой частью интеллигенция, отсутствие зримых перемен в уровне жизни большинства трудящихся сыграли роковую роль в деле проведения реформ. Да и попытки реформ проходили верхушечными антидемократическими путями. Реальные решения принимались весьма ограниченным кругом высших политических руководителей. Естественно, что при не удаче вся политическая ответственность падала на человека, занимавшего первый пост в партии и в правительстве.
Хрущев был обречен на отставку, но еще не осознавал этого. Более того, в 1964 г. Он пытался активизировать реформаторскую деятельность, распорядившись начать подготовку проекта новая конституция СССР.
А в это время в кругах высшего политического руководства возревала идея замена Хрущева на посту главы партии. В эту группировку были втянуты фактически все члены президиума ЦК КПСС, руководство комитета государственной безопасности, военные круги. Акция была тщательно подготовлена.
Более того, возникали предположения в случае сопротивления подвергнуть Хрущева аресту. Наибольшую активность в организации смещении Хрущева проявил Л.И. Брежнев, которого сам Хрущев считал своим самым вероятным приемником и откровенно говорил об этом. Хрущев был срочно вызван из отпуска в Москву якобы для решения неотложных вопросов по сельскому хозяйству. В аэропорту Внуково он был арестован и доставлен в кремль. Хрущев заявил, что бороться за власть не будет, и просил написать за него заявление об уходе на пенсию по состоянию здоровья. Первым секретарем ЦК КПСС, был избран Брежнев.