Смекни!
smekni.com

Социальная работа с бывшими заключенными (стр. 5 из 9)

Принцип законности в деятельности социальных работников с бывшими заключенными имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению бывшего осужденного к законопослушному поведению.

Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что «наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (Ст. 6 УК РФ).

Если второй аспект более реализуется в социальной работе с заключенными в учреждении, исполняющем наказание, то для деятельности социальных работников в отношении бывших заключенных важен первый аспект справедливости т.к. человек искупивший вину имеет полные права на субъектность.

В целом, справедливость – это один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника с бывшими заключенными.

Принцип гуманизма. Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника и находит своё выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 2). В соответствии с Ч. 2 Ст. 21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».[17]

Гуманизм в соответствии со сложившейся в отечественной юридической науке понятийной традиции имеет две стороны. Одна сторона выражается в «минимуме и мягкости репрессии». Другая сторона защищает общество и допускается существование самых суровых наказаний, вплоть до смертной казни. В настоящий момент такое понимание гуманизма явно устарело, ибо оно по существу оправдывает репрессии периода 30 – начало 50-х гг. хх столетия в России, когда уголовные наказания были наиболее суровы. Гуманизм сегодня – это отказ от так называемого «функционального» подхода к осуждённому, когда тот рассматривался лишь как средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических целей [18].

Гуманизм – это признание за каждым возможности вернуться к законопослушной жизни в обществе. Это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осуждённых как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенчества, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными.

Таким образом, принцип гуманизма – это действенный инструмент в руках социального работника всей своей деятельностью призванного опровергать расхожее мнение о том, что «тюрьма делает ужасным плохого человека, а хорошего – плохим».

Социальный работник, помогающий бывшему заключенному более чем специалисты, профессионально реализующиеся в других секторах социальной защиты должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с клиентом, так как именно он лучше других понимает все последствия для общества обращения с осуждёнными как с «низшим существом». Поэтому ориентация общества именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в силу специфического характера его профессиональной деятельности.

2.3 Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными

Несколько последних десятилетий были ознаменованы процессами широкого распространения идеи международного гуманитарного права и применением прав человека на практике. В отечественной академической традиции социальной работы и социальной политики проблема этнических различий становится предметом специального обсуждения.

Как и все объекты социальной работы, бывшие заключенные требуют особого этического подхода при работе с ними. Одним из аспектов продуктивной социальной работы с заключенными является применение адекватных ситуации профессионально-этических норм и правил.

Специфика бывшего заключенного состоит в том, что он пребывал определенное количество времени (длительность назначенного судом срока) в обстановке в которой сформировалась сложная субкультура которая «проникает» в сознание заключенных за очень короткий промежуток времени. К данной субкультуре можно в частности отнести принципы, правила поведения, нормы которые в обществе заключенных являются нормой (приложение №5).

Все это настолько прочно усваивается в заключенном, что, даже выйдя на волю их мест лишения свободы он продолжает следовать этим нормам.

Поэтому встает резонный вопрос, – каким образом следует социальному работнику подходить к заключенному, чтобы помочь бывшему арестанту в решении его социальных проблем.

Для того чтобы осмыслить процесс общения социального работника и бывшего заключенного, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек. Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку. Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне. Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными. Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния. Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.

Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения. Суммируя все вышесказанное, хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника при работе с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР положения которого вполне применимы при работе с бывшими арестантами.[19] К главным его положениям относятся:

— быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;

— делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;

— уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

— в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;

— в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

— служить своей профессией на благо окружающим.

К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:

1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;

2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;

3. Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;

4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;

5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;

6. Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования;