- Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
- Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка или подростка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
- Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики в данном случае - семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии в данной модели - диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.
Специалисты предпринимают попытки использования различных моделей помощи семье проблемных детей и подростков в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений. Однако, как показывает опыт практической деятельности, независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель - ребенок», родители из неблагополучных семей, как правило, занимают неверную родительскую позицию, то есть их отношения с детьми неэффективны.
Глава 3. Авторский проект изменения принципов и технологий работы с дезадаптированными детьми и подростками
3.1 Проблемы подросткового возраста
Изучению подросткового возраста посвящено большое число работ, в которых анализируются следующие вопросы: место подросткового возраста в онтогенезе, подростковый кризис психического развития (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), новообразования возраста, проблемы ведущей деятельности в структуре личности, самосознание, интеллект (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, А.К.Маркова), общение подростка со взрослыми и сверстниками (Ю.И.Кушнер). Все исследователи данной проблемы особое внимание уделяют вопросам кризиса возраста, чувству взрослости, роли общения, самооценки в развитии подростка.
Автор попытался на практике изучить своеобразие подросткового возраста и выявить те основные проблемы, которые раскрывают практически все ученые в своих исследованиях. Базой авторского исследования стал реабилитационный центр с приютом в г. Красноармейске. В исследовании приняли участие 61 подросток в возрасте 12-16 лет и 16 педагогов и воспитателей. Анкетирование детей, педагогических работников, беседы, наблюдения, ретроспективный анализ позволили автору подтвердить основные закономерности психического развития подростков. Анкета представлена в приложении 6.
Так, исследователи особенностей подросткового возраста выделяют три этапа:
докритический (5-6 классы 10-12 лет );
критический (7 класс 13-14 лет);
посткритический (8-9 классы 15-16 лет).).
Какой из этих этапов наиболее сложен в воспитательном отношении?
Воспитателям была предложена методика неоконченных предложений - «Мне труднее всего работать с детьми подросткового возраста, потому что..."
5 педагогов назвали трудными возраст 10-12 лет,
5 педагогов назвали трудный возраст 13-14лет,
6 педагогов назвали возраст самым трудным 15-16 лет.
По мнению педагогов, трудности нарастают из года в год. Анализ мнений педагогических работников показывает, что осложнения в работе с детьми в возрасте 10-12 лет не выходят за пределы обычных школьных проблем. Ребята не умеют управлять собой, не приспособлены к длительному труду, не воспитано чувство дружбы. В возрасте 13 лет (7 класс) диапазон проблем расширяется. Подростки становятся "неуправляемыми", наблюдаются отклонения в поведении, пассивны к учебному труду, слова и убеждение на них не действует, ведут себя вольно. Сложнее с 14-16-летними, потому что подростки в этом возрасте очень самолюбивы, появляются новые интересы вне школы, обостряется чувство справедливости, усиливается стремление к самостоятельности, в связи с взрослением потерян контакт с родителями, не интересуются учебой, категоричны в отстаивании своего "Я". Отвечая на вопрос: "Чем дети в возрасте 13-14 лет отличаются от тех, кто на год младше?", педагоги отметили приобретение из года в год положительных черт и накопление нежелательных качеств личности и поведения. Дети более старшего возраста отличаются большей организованностью, собранностью, самостоятельностью. Подростки 13 лет отличаются большей заинтересованностью оценкой сверстников своей личности, критически относятся к учителям, взрослым. Несовершеннолетние 14-16 лет более серьезны, но не все, часть подростков еще не осознала свои задачи, многие определились в отношении своего будущего обучения, повысился уровень образованности, расширились их кругозор, представления о мире, людях. Таким образом, старший подростковый возраст (посткритическая фаза) оказывается сегодня самым трудным для взрослых.
Единственная положительная тактика по отношению к старшим подросткам - активная помощь им, поддержка в выстраивании личности, в обретении себя, что необходимо учитывать взрослым при работе с подростком. Познание себя, формирование на этой основе определенных отношений к себе изменение самооценки – это наиболее существенные качественные преобразования подросткового возраста.
Для того, чтобы получить более полное представление об особенностях подросткового возраста автор предложил подросткам выполнить следующее задание:
"В 20 предложениях или словах ответить на вопрос "Кто Я?" Анализ полученных ответов, отражающих представление подростка о себе, т.е. образ "Я", позволил сделать следующие выводы.
Создание психологического автопортрета ребёнка 10-12 лет не вызывает затруднений. Ребёнок определяет себя через то место, которое занимает в семье, школе, через описание особенностей своего поведения и тех вещей, животных, которыми владеет. "Я ученица пятого класса. Умница. Учусь на "5" и "4". Я очень люблю животных, особенно своего кота Тома, он очень красивый. Я не знаю, но себе я очень нравлюсь. Дома люблю делать уборку, а в школе не люблю, а это очень плохо. Меня зовут Катя, но когда называют Катька, мне обидно. Люблю друзей. Люблю гулять. Люблю смотреть видики. У детей преобладает описание дружеских привязанностей, у некоторых стремление к анонимности. "Я обыкновенная девочка. Умная. Я могу помочь другому. Я знаю, что учусь в хорошем классе. Могу дружить со всеми. Я люблю своих близких друзей".
Подростки 13-14 лет основное внимание обращают на особенности своего поведения, на отношение со сверстниками, хотят рассказать о себе, в основном довольны собой. "Меня зовут Ваня. Я учусь в седьмом классе. Я неплохой, немного замкнут, вспыльчив. Я умею хранить тайны. Я незлопамятный, иногда обидчив. Люблю открытость, откровение".
Постепенно подросток из "открытого" становится "закрытым". Автопортрет несовершеннолетнего подростка в возрасте 15-16 лет похож на автопортрет пятиклассника потому, что состоит из внешних формальных характеристик. Пятиклассник считал эти сведения важными, а восьмиклассник использует их как защиту собственного внутреннего мира от посягательств извне. Это связано с кризисом тринадцати лет. Учащиеся оценивают свои способности, умения. "Я хорошо учусь, работоспособная. Трудно привыкаю к новым людям, обстоятельствам. Меня легко рассмешить. В некоторых случаях могу обидеться".
Автопортрет старшеклассника говорит о потребности разобраться в своих переживаниях, поделиться ими. "Мне кажется, что я добрый, честный, но со стороны меня недооценивают, а в чем, я не знаю. Люблю шахматы, спорт, но когда проигрываю, то мне становится не по себе. Люблю хорошие фильмы; С людьми необщительный".
Таким образом, из автопортретов детей в возрасте 10-16 лет (5-9 класс) видно, что отношение к себе претерпевает периодические изменения. Открытость, склонность к диалогу сменяется стремлением забыть свой внутренний мир. Это необходимо учитывать при работе с подростком. В подростковом возрасте самооценка неустойчива Она колеблется от высокого уровня до низкого. Такая подвижная и противоречивая самооценка естественна и необходима. Она отражает качественные изменения в структуре всей личности в критический период и позволяет осуществить переход на новый "взрослый" уровень развития личности.
В анкете для детей был вопрос: "Если бы ты мог выбирать, то в каком классе хотел бы сейчас учиться?" В каком возрасте - своем собственном, более раннем, взрослом - хотел бы быть подросток? В ходе обработки анкет выяснилось, что снижается число выборов своего возраста в 5-7 классах и увеличивается в 8-9 классах.
Из 15 учащихся 5 класса свой возраст выбрали 67%, из 11 учащихся 6 класса - 73%, из 13 учащихся 7 класса - 77%, из 12 подростков в возрасте 15-16 лет- 100%. Можно сделать вывод, что более трудный период для подростка совпадает с обучением в 5-7 классах (переход из начальной школы в среднюю, кризис 13 лет) и поэтому снижается принятие своего возраста. Менее беспокойная ситуация в 8-9 классах ведет к росту предпочтений собственного возраста. У детей возникает ощущение ценности настоящего. Предпочтение собственного возраста является показателем более высокой, личностной зрелости. Выбор подростком младшего возраста говорит о неблагополучии в формировании личности.
Основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то обстоятельство, что он - школьник. Главное общественное требование к подростку: овладеть определенными знаниями, умениями, навыками. Что сегодня побуждает детей ходить в школу? Делать домашнее задание? Ответ на этот вопрос интересен потому, что он дает возможность многое понять в личности современного подростка.