Введение
Женщины с большим трудом адаптируются к новым политическим, социальным, духовным условиям, сложившимся в обществе, при этом видоизменяя не только общую направленность своего социального поведения, но и конкретные поступки в конкретных сферах деятельности. Изменение социального климата в период экономических реформ в нашей стране обострила проблему бездомности.
Бездомность как социальное явление, присуще человечеству на всем протяжении его существования. Ряды бездомных в нашей стране пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы, алкоголики, беженцы, одинокие пенсионеры, психически больные люди, нищие и просто опустившиеся женщины с букетом социальных проблем [1, с.53-60].
Потеря нравственных ориентиров, социальная дезорганизация общества и отсутствие действующего социального законодательства по решению проблем, ведет к масштабному распространению бездомности в России, в том числе и в Амурской области и городе Благовещенске.
Вызывает опасение то, что бездомность в стране молодеет, а также то, что бездомными все чаще становятся мужчины и женщины фертильного возраста. Не решение данной проблемы ведет к нарушению социальной безопасности в нашей стране. Задачи государства и общественных институтов остановить «эпидемию» бездомности и помочь опустившимся людям вернуть себя обществу.
В качестве источников информации был использован зарубежный и отечественный опыт социальной работы с бездомными людьми.
Значительная часть материала была представлена филиалом кафедры медико-социальной работы Амурского государственного университета при Управлении социальной защиты населения администрации города Благовещенска. Также были использованы материалы периодических изданий и книг (Коваленко Е.А., ведущий эксперт направления «Социальная политика» Фонда «Институт экономики города», Строкова Е.И. – эксперт Фонда, аспирант ГУ – ВШЭ).
Следует отметить, что проблема социальной безопасности государства по решению многих социальных проблем (алкоголизм, наркомания, насилие и др.) в том числе бездомность среди женщин изучена слабо в стране, особенно в нашем регионе.
Предполагается, что предложенные рекомендации и поэтапное внедрение инновационных технологий социальной работы на территории г. Благовещенска будут способствовать снижению количества женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, позволит предотвратить угрозу необратимых потерь физического и духовного здоровья населения, улучшит социально-демографическую ситуацию в городе и в регионе.
В качестве объекта дипломной работы выступают бездомные граждане, в том числе женщины, нуждающиеся в помощи.
Предметом является социальная работа с бездомными женщинами в
г. Благовещенске.
Целью данной дипломной работы является изучение организации социальной работы с бездомными женщинами в г. Благовещенске. Достижение данной цели связано с решением ряда задач:
1 Определение возникновения причин бездомности среди женщин.
2 Обобщение отечественного и зарубежного опыта работы с бездомностью среди женщин.
3 Анализ организации социальной работы с бездомными женщинами.
4 Проведение социологического исследования по изучению женской бездомности в г. Благовещенске.
5 Развитие социального партнерства с органами местного самоуправления – одна из форм решения проблем женской бездомности.
6 Разработка практических рекомендаций по совершенствованию социальной работы с бездомными женщинами.
В ходе подготовки и написания дипломной работы были использованы
следующие методы:
а) метод индукции, дедукции, наблюдения, опроса;
б) анализ применительно практики;
в) правовое консультирование бездомных;
г) направленное интервьюирование бездомных, обратившихся за помощью.
В качестве источников информации был использован зарубежный и отечественный опыт социальной работы с бездомными людьми. ( Хедвиге Жанмарт, член организации «Врачи без границ», священник Сергий Волуркин, доктор медицинских наук, проректор по науке Гуманитарного университета).
1. Бездомные женщины в структуре общества
Бездомные появились, наверное, с того момента, когда возникло понятие «дом». Однако сведения о бездомности и об отношении к этому явлению общества до XVII века очень скудные. С наибольшей достоверностью можно утверждать, что бездомные и нищие чаще всего находили убежище и помощь в многочисленных монастырях и храмах. В Москве всегда было много нищих и бездомных. В связи с отсутствием системы государственной помощи бедным, а также в периоды эпидемий, пожаров, неурожаев, войн толпы людей, лишенных средств к существованию, устремлялись в Москву в надежде найти здесь защиту, приют и пропитание. В конце XVII века был разработан проект указа, предусматривающий широкую программу социальных мер по ликвидации нищенства. Строго предписывалось собрать всех бездомных и нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в госпитали и богадельни или в монастыри. Для беспризорных детей рекомендовалось создать особые дворы, где учили бы грамоте и ремеслам. Указ так и остался нереализованным. В петровские времена репрессии против нищих и бездомных ужесточились [2, с.117-121]. Указ от 30 ноября 1691 года гласил: «...ссылать посадских людей в те же города в посад, из коих они пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещиковых и вотчинниковых крестьян отдавать помещикам и вотчинникам. А буде те люди... впредь объявятся на Москве... бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города». Преследовались не только просящие, но и подающие: «...заказывать, чтобы бродящим нищим милостыню никто не давал... а кто не послушается, и будет подавать милостыню бродящим нищим, таких хватать, приводить в Монастырский приказ и брать с них пеню по указу» (Правительственное распоряжение главы Монастырского приказа от 1705 года). Народ не понимал и не принимал преследований бездомных и нищих, считал это дело противоестественным и безбожным. Бездомные, калеки, убогие и юродивые считались людьми божьими. Недаром посланные на поимку нищих дворяне и солдаты жаловались, что у них нищих отбивают, а их самих бьют. Правительство не ограничивалось одними репрессивными мерами против бездомных и нищих. Указом от 31 января 1712 года предписывалось: «По всем губерниям учинить шпиталеты для самых увечных, таких, которые работать не могут...» Всего с конца XVII века до 1775 года вышло около 70 указов, касающихся нищенства. В основном они сводились к тому, что нищенство следует запретить, нетрудоспособных поместить в богадельни, детей в приюты, а работоспособных привлечь к труду или мобилизовать в армию. Большинство распоряжений не имели под собой социальной и экономической базы, однако это не уменьшало желание властей запретить нищету в нищем государстве. В конце XVIII и на протяжении XIX веков строительство частных больниц и приютов для бедного населения стало делом престижа. Сначала дворянская аристократия - крупные землевладельцы, а затем промышленники и купцы вкладывали средства в благотворительные дела, стремясь зарекомендовать себя в глазах общественности. Государственная поддержка общественных начинаний была закреплена законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». В каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы - приказы общественного призрения, в обязанность которым вменялось создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, домов для умалишенных, работных и смирительных домов. Смирительный дом представлял собой не что иное, как колонию принудительного труда, куда отправлялись лица за антиобщественное поведение. Московский городской работный дом имел несколько отделений в различных частях Москвы. Там были устроены мастерские: кузнечно-слесарная, сапожная, переплетная и др., в которых к концу XIX века работало до двух тысяч бездомных; они предварительно подлежали врачебному осмотру, одежда подвергалась дезинфекции, после чего призреваемые распределялись по отделениям. Все находившиеся в работном доме были на полном содержании, получали одежду, пищу, кров. За срок, определяемый для содержания в работном доме, трудоспособные старались заработать некоторую «стартовую» сумму для дальнейшего устройства жизни [6, с.55-67]. В 1896 году при работном доме был создан женский Дом трудолюбия. При Доме трудолюбия имелись мастерские, оборудованные швейными машинами, где приходящие бездомные женщины могли зарабатывать средства к существованию. Там же имелась столовая, где можно было получить обед стоимостью 5 копеек. Одной из форм благотворительности было оказание помощи нуждающимся в жилье. Большую работу в этом направлении проводило Братолюбивое общество, входившее в состав крупной благотворительной организации - императорского Человеколюбивого общества. К началу XX века в Москве сформировалось несколько жилых комплексов, принадлежавших Братолюбивому обществу. На средства различных благотворителей было выстроено несколько богаделен, ночлежек и десятки домов с дешевыми и бесплатными квартирами, где проживало до 10 тысяч человек. Помимо учреждений социальной помощи с начала XIX века развернулось крупное больничное строительство для малоимущих граждан, которое осуществлялось государственной системой приказов общественного призрения, а также довольно широко разветвленной сетью благотворительных обществ и учреждений. Самым мощным из них было Ведомство учреждений императрицы Марии, названное так по имени супруги императора Павла 1. В 1855 году в Ведомстве императрицы Марии состояло 365 учебных и благотворительных заведений, а к 1900 году их число уже превышало 500. В них обучались десятки тысяч детей обоего пола; в 40 больницах Ведомства ежегодно проходило лечение свыше 40 тысяч больных. В воспитательных домах, приютах и богадельнях проживало свыше 60 тысяч человек. Годовой бюджет Ведомства к этому времени достигал 13 миллионов рублей. В 1907 году Елизавета Федоровна - вдова убитого И. П. Каляевым великого князя Сергея Александровича - учредила общину сестер милосердия под названием Марфа-Мариинская обитель. Община начала работать в феврале 1909 года. В ее составе действовала больница, амбулатория, аптека, приют для девочек-сирот, столовая для бедных, воскресная школа. В 1918 году Елизавета Федоровна была арестована и вместе с другими членами императорского дома расстреляна [30, c.130-135]. Всего в Москве тогда было построено 50 заведений для бездомных. И это было связано не только с государственной политикой, но и с особой ментальностью русского народа. Например, в Англии времен Кромвеля бродягу запросто могли повесить, только за то, что он бродяга. Во Франции трижды пойманному бродяге на лбу выжигали клеймо. Для православных это было невозможно. На Руси бродягам всегда подавали милостыню и предлагали кров. Скитальцы были либо беглые люди, либо юродивые, либо странствующие монах, основные хранители песен, сказаний, литературного языка (учитывая, что оседлое население в большинстве своем было безграмотным).