Конечно, в античности существовали представления, которые оценивали те или иные изменения в жизни людей, как движение от худшего к лучшему. Наиболее ярким примером здесь являются древние греки, которые, как известно, противопоставляли себя в качестве цивилизованного народа окружающим их негреческим племенам, варварам, которые не имели еще государства. Греки знали, что раньше они тоже находились в таком состоянии. Так возникла потребность в объяснении того, как совершился этот переход от дикости к цивилизованному, государственному состоянию. Исследователи придерживаются мнения, что подобные взгляды древних греков не следует понимать в строгом смысле, как размышления на тему общественного прогресса. Но вероятнее всего мы столкнемся с проблемой модернизации античного сознания, приписывания ему того, что появится значительно позже.[10]
Средневековое европейское сознание было ориентировано главным образом на прошлое. Всевозможные учения относительно будущего спасения и совершенства праведников представляли собой не идеи о прогрессе, а веру в будущее торжество определенного идеала (справедливости, спасения). Правда, историки социальной мысли отмечают, что в трудах у средневековых мыслителей встречаются элементы концепции прогресса. Так, итальянский мыслитель Иоахим Флорский представлял всемирную историю как последовательную смену трех эпох и соотносил их с членами святой Троицы. Каждая последующая эпоха, по его мнению, является необходимым этапом совершенствования человечества, которое на третьем этапе достигнет полной духовной свободы, справедливости и мира[11]. Заметим, что вера в социальный прогресс в целом не характерна для средневековья.
Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения. Девизом это эпохи стало изречение «все должно предстать перед судом разума!»[12]. Исходные идеи этого времени: культ науки (следовательно, и разума) и прогресс человечества. Просветители определенным образом понимали современную им эпоху, ее роль и значение для человека. Они противопоставляли современности, характеризуемой как эра разума, прошлое человечества. Это в определенном смысле приводило к разрыву между прошлым и настоящим, но все попытки восстановить между ними историческую связь, беря за основу критерий разума и знания, приводили к подтверждению концепции о восходящем движении истории.
Как видно из названия эпохи, просветители занимались распространением просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между богатыми и бедными. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства. Развитие и распространение знания рассматривалось как постепенный и накопительный процесс.
Роль движущей силы истории у просветителей играл разум. По мере того, как он развивается и внедряется в человеческую жизнь, он меняет ее к лучшему. Разум помогает в борьбе с невежеством, суевериями и предрассудками. Под развитием разума просветители понимали совершенствование производственной деятельности людей, смягчение нравов, установление определенных «разумных форм» общественно-государственного устройства, - все это они называли «достижениями цивилизации»[13].
Рассмотрим взгляды двух выдающихся мыслителей XVIII века – Вольтера и Руссо. Оба философа отрицали существование общественного прогресса. Жан Жак Руссо хотя и размышлял о прогрессе, но считал, что он не может охватывать все общество в целом. Если люди выигрывают в одном отношении, то непременно теряют в каком-то другом. Вольтер также не признавал общественного прогресса, утверждая, что мир будет всегда таким, как теперь. Подобно Вольтеру, многие другие мыслители скептически относились к идее прогресса[14].
В середине XVIII века среди просветителей начинает преобладать другая тенденция – рационалистическая теория прогресса[15]. Согласно данной теории, несмотря на различные препятствия, драматические события и «отступления», человечество, общества и социальные институты неуклонно развиваются поступательно, движутся по восходящей линии, совершенствуются. В основе такого прогресса лежат успехи человеческого разума, которые можно увидеть в развитии науки, техники, искусстве. По мнению мыслителей, именно разумная природа человека толкает его к тому, чтобы совершенствоваться самому и вместе с тем окружающую его среду, в том числе и социальную. Рационалистическая теория прогресса была одновременно теорией социального и человеческого характера, носила антропологический характер.
Родоначальником рационалистической теории прогресса принято считать Тюрго[16]. Он первым сформулировал и обосновал данную теорию. Он утверждал, что отличие мира животных от человеческого общества состоит в том, что в первом господствуют неизменные законы, а мир людей – это мир изменчивости и новизны. Все эпохи связаны между собой, знание языка и письменности дает возможность людям передавать накопленный опыт от поколения к поколению. Человеческий род, по мнению Тюрго, рассматриваемый с философской точки зрения, с момента своего возникновения выступает как бесконечное целое. Оно, подобно индивиду, сначала пребывает на стадии младенчества, а затем прогрессивно развивается. Тюрго различал три стадии в культурном прогрессе человечества: религиозную, спекулятивную, научную. Тем самым он предвосхитил периодизацию, предложенную в последствие Сен-Симоном.
Философов и математик Кондорсе также разрабатывал теорию рационалистического прогресса[17]. Он, по мнению ученых, предложил наиболее развернутую и законченную форму данной теории. Кондорсе говорил о безграничных возможностях человеческого разума и способностей человека к совершенству. Он также отмечал, что природа не устанавливает никаких границ для возможностей человека. Единственное, что в силах остановить совершенствование человеческих возможностей – прекращение существования нашей планеты. Вся его теория проникнута оптимистическим мировоззрением и верой в бесконечность и необратимость прогресса человечества.
Сен-Симон тоже занимался теорией рационалистического подхода. В его работах идеи Тюрго и Кондорсе нашли непосредственное продолжение. По мнению Сен-Симона, прогресс есть универсальный закон природы, который управляет людьми даже независимо от их воли. Основу общественного прогресса он видел в разуме, который воплощен в научных знаниях, технических достижениях и в людях. Согласно Сен-Симону, новое общество должно быть основано на науке и следовать ряду принципов. Во-первых, принцип уважения к труду, каждый должен иметь возможность трудиться. Второй принцип говорит о важности взаимопомощи. Эти принципы являются вершиной общественного прогресса, к которой движется современное человечество[18].
Заметим, что рационалистическая теория прогресса содержала ряд недочетов, которые впоследствии были осмысленны в истории социологии[19]. В понятии прогресса присутствует оценочный характер, поэтому мыслители стремились дать в своих определениях чисто описательную трактовку. Но явно или не явно оценочный элемент в понятии прогресса все-таки присутствовал. Теория общественного прогресса, которая, по сути, стимулировала возникновение социологии, неоднократно подвергалась критике со стороны мыслителей-социологов. Однако не следует отрицать, что рационалистическая идея была важным и необходимым этапом в становлении социологии.
Невозможно оставить без внимания идеи родоначальника социологии – Огюста Конта. В учение о социальной динамике он теоретически обосновал идею общественного развития, в основу которой заложил понятие человеческой природы. Конт говорил о том, что в природе человека изначально заложено социальное чувство, благодаря которому и становится возможным существование человечества. Он пришел к выводу, что развитие умственной способности является определяющим в развитии всего социального чувства, а следовательно, и общества в целом. Конт выделяет три стадии умственного развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Он высказывается с резкой критикой по отношению к первым двум способам мышления. Но, тем не менее, признает, что до определенного времени они имеют право на существование. Когда же применение абстрактного способа мышления становится «вредным», на смену ему приходит позитивный метод, который постепенно овладевает умами и занимает главенствующее место. Закон трех стадий выступает в теории Конта в роли стержня идеи общественного прогресса (или социальной динамики). С помощью этого закона он делает попытку понять механизм социального развития[20].
Все идеи, описанные выше, возникли и существовали до появления в русской социологии мыслителя Николая Константиновича Михайловского. Рассмотрим кратко его биографию и проанализируем, чьи идеи повлияли на становление его мировоззрения. Михайловский был одним из родоначальников социологии в нашей стране. Он родился в 1842 году, в дворянской семье. Обучался в институте горных инженеров, в Петербурге, где получил прекрасное физико-математическое и историческое образование. В 1864 году он начинает литературную карьеру как критик и публицист. С 1891 году он являлся редактором журнала «Отечественные записки». Занятие журналистикой наложили особый отпечаток на социологическую систему Михайловского и его манеру оформления материала. Его публицистика была насыщена социологическим содержанием и имела форму непринужденной беседы с читателем[21]. Огромное влияние на Михайловского оказывали идеи Н.Г. Чернышевского. Он активно защищал труды Чернышевского от нападок критиков, хотя сам иногда трактовал его идеи в духе позитивизма. Несомненно, на формирования взглядов Михайловского оказали также влияние А.И. Герцен и П.Л. Лавров[22].