Смекни!
smekni.com

Формальная социология Фердинанда Тенниса (стр. 1 из 8)

Содержание

Введение

Община и общество

Два типа воли

Социология форм

Социология и политика

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Конспект произведения Ф.Тенниса «Община и общество»


Определения

В данной работе применены следующие термины с соответствующими определениями:

Термины:

Натурализм – философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения.

Психологизм – тенденция в философии и гуманитарном знании к объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания.

Симпатия – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных дружеских чувствах, общих интересах и увлечениях.

Антипатия – чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо.


Введение

Формальная социология является одним из направлений социологии, придающим особое значение понятию социальной формы. Согласно формальной социологии изучение и классификация социальных форм должны стать аналитической основой социологии.

Формальная Социология появилась в конце XIX -начале XX в., представители которого стремились, в противоположность эволюционистскому "субстанционализму" (и натурализму), свести социальные отношения к более или менее ограниченному набору их структурных элементов. Предмет формальной социологии - устойчивые, универсальные формы социального взаимодействия при абстрагировании от их конкретно-исторического содержания. Существенную роль в формировании и развитии классической социологии через развитие формальной социологии внесли В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Теннис, Л. фон Визе.

В данной работе мы рассмотрим идеи Фердинанда Тенниса, одного из предшественников современной формальной социологии.

Сфера научных интересов Ф. Тенниса была обширной и многогранной. Помимо деятельности, связанной с написанием теоретических работ по социологии он занимался проведением крупных эмпирических исследований с использованием социальной статистики. Он обращался к анализу таких проблем как: преступность, бедность, самоубийства и др.

Основной вклад Тенниса в социологию связывают с разработкой системы теоретических понятий, начало которой было положено публикацией книги "Общность и общество" (1887). Эта работа составила и основание его социологической концепции. Она неоднократно переиздавалась и подвергалась изменениям. Окончательное оформление идеи Тенниса приобрели в его последней работе "Введение в социологию" (1931). К социологическому наследию Тенниса относятся также труды: "Мораль" (1909), "Критика общественного мнения" (1922), "Собственность" (1926), "Прогресс и социальное развитие" (1926).

Теннис одним из первых поставил задачу создания логически строгой системы социологических понятий, выяснил, что за противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально-патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое научное значение имеют многочисленные эмпирические исследования Тенниса. Отрицательно относясь к идее революции, он признавал большое научное значение трудов К. Маркса, переписывался с Ф. Энгельсом. Теннис был последовательным демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его "современным варварством".

Ф. Теннис, рассуждая о родственной сущности денег и научных идей в современном обществе, создал образец мышления, характерный для германской социологии знания. Впоследствии социология знания получила распространение за пределами Германии: в США ее идеи восприняли Р. Парк и его коллеги из Чикагской школы, а также Т. Парсонс и его последователи.

Влияние идей Ф. Тенниса ощутимо и по сей день, например, в разрабатываемой в США "теории коммунитарной солидарности", или "коммунитаризм". Эта теория, отправляясь от Ф. Тенниса, подчеркивает необходимость общности вопреки изолирующему и сеющему вражду индивидуализму.

Все это определяет повышенный сейчас интерес к детальному изучению идей Ф. Тенниса. В Германии даже подготовлено к изданию полное собрание его сочинений с активно работающими отделениями во всех странах мира вплоть до Японии. Практически на всех международных социологических конгрессах работают соответствующие секции.

Данная работа будет базироваться на трудах таких авторов как: Филиппов А. Ф., Малкин Н.А., Осипов Г.В., Чеснокова В.Ф., Добреньков В.И. и др. Методологическая основа исследования - анализ научных текстов Тенниса, интерпретация текстов Тенниса в контексте современности. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы. Цель этой работы - рассмотреть основные положения теории формальной социологии Фердинанда Тенниса.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) Выявить идейно - теоретические истоки социологии Ф. Тенниса.

2) Изучить понятия "община" и "общество" в понимании Тенниса, как основы развития его формальной социологии.

3) Выявить особенности взгляда Ф. Тенниса на понятие воли, причем рассматривая ее не как чисто психологический фактор, а отождествляя волю и разум.

4) Рассмотреть социологическую концепцию Тенниса и выявить предмет, задачи и метод социологии данного ученого.

Данная курсовая работа значима для современной социологической науки. Так как состояние современной социологии можно охарактеризовать как поисковое. Это способствует росту интереса к исторической традиции. Расстановка акцентов в социологии Фердинанда Тенниса позволяет создать особый ракурс видения, исследования социальной жизни, социальных проблем и социальных процессов.


1. Община и общество

Постановка главной проблемы социологии вытекала из противоречия рационалистического и исторического подходов к проблеме возникновения и существования государства, права и социальных институтов. Теннис поставил своей целью связать воедино рационалистическое и историческое мировоззрение, соединить преимущества рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир.

Это принципиальное противопоставление двух типов общества было последовательно проведено Теннисом в небольшой работе «Община и общество». Ее основная идея заключалась в противопоставлении понятий общинных (gemeinschaftliche) отношений и связей, с одной стороны, и общественных (gesellschaftliche) — с другой.

Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и сохраняют собственную самоотождествленность как сознательно (в силу следования традиции), так и бессознательно (в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка).

Теннис различал следующие типы общественных отношений:

1)родовые отношения, какими в первую очередь считаются собственно родовые или кровно-родовые отношения;

2)отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием, свойственные брачной и в узком смысле слова семейной жизни, однако, в понятии имеющие более широкий смысл;

3)отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства. Они приобретают особое социальное значение, когда осознаются как общая религиозная принадлежность, как «община».[1]

Иной характер имеют отношения второго рода, или общественные отношения. Их принцип и основа — рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Эти отношения, следовательно, имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников. Эти отношения частично зиждутся на отношениях описанного выше — общинного — типа, однако они могут существовать и между разделенными и чуждыми друг другу индивидами, даже между врагами, благодаря сознательному решению участвующих в них индивидов. В качестве индивидов в такого рода отношениях могут выступать различного рода группы, коллективы или даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные «лица». «Сущность всех этих отношений и связей заключается в сознании полезности или ценности, которой обладает, может обладать или будет обладать один человек для другого и которую этот другой обнаруживает, воспринимает и осознает. Отношения такого рода имеют, следовательно, рациональную структуру».[2]

Проведение различия между "общностью" и "обществом" лежит в основании его теоретической социологии. Оба фундаментальных понятия определяют направленность эмпирической и прикладной социологии на исследование перехода общества от общинных отношений к отношениям собственного общества. Gemeinschaft и Gesellschafl не просто идеальные типы, а неравные конструкции. В них есть определенное ценностное суждение: общность по сравнению с обществом, по мысли Тенниса, представляет собой высший способ ассоциации.[3] Теннису явно не нравилось современное громыхающее, суетливое и сумасшедшее общество, а потому он убегал в историческую архаику, идеализируя общину и семью. По- человечески это вполне понятно, но вступая на путь научной социологии, нести с собой груз мещанских пережитков все-таки нельзя. Симпатизируя одному и отчуждаясь от другого, нельзя оставаться беспристрастным ученым, способным на глубокий философский анализ.

Таким образом, идеальный тип у Тенниса - это политически небеспристрастная, морально асимметричная абстрактная модель, при помощи которой описываются не реальные события, а чистые формы социальных явлений.

К числу методологических вопросов следует отнести трудности перевода на русский язык терминологии Тенниса. Центральное понятие социологии Ф.Тённиса "Gemeinschaft" наши специалисты переводят либо как "община", либо как "сообщество". Если искать наиболее точный с филологической, корректный с логической и наиболее адекватный с социологической точки зрения перевод этого термина, то можно согласиться с вариантом А.Н. Малинкина, предложившего считать "Gemeinschaft" "общностью".[4] Поскольку община означает местное самоуправление и церковный приход, то абстрактный и одновременно формальный смысл слова "общность" лучше соответствует духу тённисовской "чистой'', или формальной, социологии. В свою очередь А.Ф.Филиппов, разбирающийся во всех нюансах немецкой классической социологии, отвергает все варианты русского перевода и предлагает слово Gemeinschaft оставить в оригинальном написании, поскольку лишь так можно сохранить тот эмоциональный оттенок, душевную привязанность и теплоту, которые имеет немецкое слово.[5] В одном из значений Gemeinschaft - это община", означает совокупность людей, совместно проживающих на данной территории, характеризующаяся как минимум тремя признаками: