Всё более острой становится проблема социализации , воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем в условиях смены традиционной многопоколенной семьи двухпоколенной с характерной для неё двухкарьерной моделью и следовательно двухзарплатностью весьма существенно сужаются функции социализа-ции детей. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком является преимущественно эпизодическим. Как свидетельствуют данные Госкомстата Республики Бурятия, в 1990г. работающие женщины занимались с детьми в среднем 32 минуты в сутки, а мужчины - всего 16 минут. Воспитанием детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы. Мы - отцы и матери, - как остроумно пояснил эту ситуацию профессор Бестужев - Лада, - сдаём детей, как чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелы-ми, и не думает о нашем благополучии.
Но дело не только в отсутствии времени у родителей для общения с детьми, но и в не рациональном его использовании. Как показывают исследования, большинство родителей педагогически не образованы. Нередко по отношению к детям применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.
По данным социологических опросов, проведённых в нашей республике (2000г.), прибегают к использованию физического насилия родители как город-ских, так и сельских семей. В городе насилие применяется чаще, чем в деревне.
При этом прослеживается тенденция роста числа проявлений физического насилия, что объясняется прежде всего деморализацией, снижением образовательного, культурного уровня части населения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.
Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.
Актуальными проблемами семьи является реализация экономической, защитной функций, функции эмоционального удовлетворения. Как показывают исследования, требуют серьёзного улучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовки молодёжи к семейной жизни.
Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния на семью, прежде всего подрастающее поколение средств массовой информации, особенно центрального телевидения.
Москва, 4 февраля, Благовест-инфо
Теме духовного и нравственного кризиса, сохранения и поддержки традиционной семьи было посвящено первое пленарное заседание Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК), которое состоялось 4 февраля в гостинице «Даниловская». ХМКК, организованный по инициативе Русской Православной Церкви в 1993 году, недавно возобновил свою работу после длительного перерыва. Тема «Христианская семья – «малая церковь» и основа здорового общества» оказалась одинаково близкой для представителей РПЦ, Римско-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви и ряда крупнейших протестантских деноминаций России.
Заседание возглавили сопредседатели ХМКК: председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), ординарий Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци и председатель Отдела внешних церковных связей Российского союза ЕХБ (евангельских христиан-баптистов) Виталий Власенко.
Как отметил митрополит Иларион, главным итогом встречи стало полное «единодушие, единомыслие и единогласие» участников в выражении тревоги о нравственном состоянии современного общества и в желании «совместно отстаивать основополагающие истины христианского вероучения». Как отмечается в Декларации, принятой на заседании, «не игнорируя наши различия и не собираясь идти на вероучительные компромиссы, мы намерены совместно защищать то, в чем мы имеем согласие – веру в Господа нашего Иисуса Христа и Его святые заповеди».
В своем приветствии в адрес участников пленарного заседания ХМКК Патриарх Кирилл подчеркнул необходимость общего христианского свидетельства о неизменности традиционных семейных ценностей «в склонном к нравственному релятивизму обществе, где институт брака подвергается серьезной переоценке». «Мы, христиане различных конфессий, призваны исповедовать незыблемость евангельских норм о святости брачного союза мужчины и женщины, который апостол уподобляет союзу Христа и Его Церкви», -- говорится в послании. По словам предстоятеля РПЦ, участники межхристианского диалога могут сформировать «общую позицию христианских церквей по развитию светского семейного законодательства», а также «внести важный вклад в общественную дискуссию по проблеме брака, обозначив для нее четкие моральные ориентиры, основанные на Священном Писании».
Обращаясь к участникам встречи с вступительным словом, митрополит Иларион отметил, что современная проблематика семьи включает множество вопросов: это и разводы, брошенные дети и старики, и аборты, и рост числа самоубийств, комплекс проблем биомедицинской этики – эвтаназия, клонирование, использование человеческих эмбрионов и т.д. «Достойно сожаления то, что эти явления нередко объявляются допустимыми в ряде христианских сообществ и даже приветствуются отдельными лидерами некоторых христианских церквей. Сегодня настало время отказаться от политкорректного молчания и с дерзновением заявить о недопустимости пересмотра традиционных норм христианской нравственности под предлогом быть открытым к нуждам и потребностям современного человека», -- сказал глава ОВЦС.
Сопредседатель ХМКК архиепископ Паоло Пецци согласен, что в ряде стран Европы законотворчество по вопросам семьи: легализация абортов, эвтаназии, «гиперпокровительство альтернативным формам брака» – все это «еще больше разрушает традиционные общественные устои» и обязывает христиан к совместному поиску путей выхода из кризиса.
«В настоящее время христиане всех конфессий должны «едиными устами» заявить о непреходящих христианских ценностях. В противном случае нас ожидает то, что постигло многие древние цивилизации», – присоединился к коллегам сопредседатель ХМКК Виталий Власенко. Он подчеркнул необходимость «развенчать секулярный миф о семье» и заново вернуться к христианскому осмыслению роли отца, матери и детей в семье.
Далее фундаментальный доклад о библейском понимании семьи сделал доктор богословия, пастор Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Василий Витюк. «Церковь должна встать на защиту библейского понимания семьи», – сказал он, добавив, что для того, чтобы «семья стала местом спасения, ее саму надо спасать».
Генеральный секретарь Синода Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии, пастор, доктор философии Александр Прилуцкий проанализировал противоречия, с которыми сталкивается традиционная христианская семья в современном мире с его либеральной идеологией, «глубоко враждебной христианству». По словам докладчика, в создании христианской семьи, в преодолении коммуникативного диссонанса огромную помощь молодым может оказать христианская приходская община, основанная на духовном единстве. Говоря о такой современной тенденции как «минимизация личной ответственности», он также коснулся вопросов так называемого гражданского (незарегистрированного) брака, который назвал «безответственным сожительством», «пространством эксперимента», которое дает «ощущение кажущейся независимости».
Представитель Римско-Католической Церкви, директор Центра семьи Архиепархии Божией Матери в Москве, священник Эдуард Шатов говорил о влиянии на семейные отношения современной идеологии консюмеризма, тотальных внешних обновлений. «Если я могу поменять машину (дом, образование, работу), то почему бы не поменять жену – это тоже полезно для моего развития», – такую модель поведения навязывают человеку современные масс-медиа. Однако христианское понимание нерасторжимости брака, «верности на всю жизнь» не может устареть, и свидетельство об этом – важный долг христианских семей, считает священник. Он рассмотрел также проблему социальных ролей в современной семье, говоря о «взаимодополняемости» и взаимном жертвенном служении друг другу всех ее членов, включая бабушек и дедушек.
На заседании ХМКК не раз упоминалось о том, что преодоление демографического кризиса, всесторонняя поддержка традиционной семьи – это общее дело государства, общества, религиозных общин. Необходимость участия христианских организаций в законотворческой деятельности стала темой сообщения директора Института государственно-конфессиональных отношений и права Игоря Понкина «Семейная политика российского государства». Он говорил о «сложностях перевода» христианских семейных ценностей на юридический язык, что необходимо для эффективного оппонирования некоторым законопроектам. Юрист привел в пример «блестящий опыт» французских католиков, которым удалось в 1990-е гг. найти правовую аргументацию невозможности считать семьей однополый союз. Положительный пример такого рода прозвучал и на заседании ХМКК: протоиерей Александр Нагла, представитель Латвийской Православной Церкви, рассказал о том, как христиане Латвии сообща оказали влияние на принятие парламентского решения о недопустимости законодательного уравнивания однополого союза и традиционной семьи.