Смекни!
smekni.com

Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи (стр. 2 из 8)

Можно сказать, что на уровне обыденного политического сознания мыслит большая часть общества., не обладающая знаниями о глубинных законах развития политической жизни. Разумеется, у людей с различным уровнем образования и культуры в разной мере развито их политическое сознание.

В отличие от обыденного, теоретическое политическое сознание направлено на раскрытие закономерностей политической жизни общества и их использование в организации практической политической деятельности.

На уровне теоретического политического сознания осмысливаются социальная природа различных политических сил, прежде всего классов и политических партий, объективные политические интересы последних, непосредственно направляющие их политическую деятельность.

Благодаря теоретическому анализу те или иные субъекты получают более ясные представления о своём собственном положении в системе политических отношений данного общества и о возможности утвердить себя в рамках данных отношений. Как замечал по этому поводу итальянский политический деятель А. Грамши (1891 - 1937), “активный представитель массы действует практически, но у него нет ясного теоретического осознания своих действий». Такое осознание приходит с пониманием своей принадлежности к определённым социально - политическим силам. В этом заключается решающий шаг в формировании более или менее зрелого и грамотного политического сознания и самосознания, в котором «теория и практика наконец, объединяются».[13]

Содержание теоретического политического сознания составляет выработка теорий и концепций, обоснование системы ценностей и политических установок. Этот уровень связан непосредственно с деятельностью идеологов и потому нередко называется политической идеологией.

Политическая идеология представляет собой «теоретическое отражение политической действительности через призму классов, наций, политических партий и других политических сил».[14]

Политическая идеология играет значительную роль в духовной жизни общества, она оказывает влияние на образование, искусство, нравственность. Она имеет ярко выраженный классовый характер, и господствующей в обществе является идеология экономически господствующего класса.

На разных исторических этапах роль идеологии в обществе различна. В нашей стране идеология играла гипертрофированную роль в 30 - 50-х годов ХХ века, в период культа личности Сталина. В послесталинское время идеология, провозгласив борьбу с культом личности и его последствиями, сама оказалась непоследовательной и недиалектичной. Она утвердила догматизм в общественной науке, воздвигла жесткие границы научному поиску и выводам научных исследований: все, что выходило за рамки партийных документов (программ, решений съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС), отвергалось и подвергалось уничтожающей критике или попросту замалчивалось.

Перекосы идеологической борьбы, выразившиеся в преследовании всякого инакомыслия (борьба с диссидентами отнюдь не только с помощью идейных средств) нанесли значительный урон научному творчеству.[15]

Кризис экономики, социальная напряженность и нестабильность не могли не отразиться на состоянии массового сознания в постсоветский период. Сегодня есть достаточно оснований для вывода о кризисе идеологии и массового сознания, проявляющегося в хаотичности и “разынтегрированности” массового сознания, ослаблении роли идеологии в обществе, в отречении от прошлого, некритическом отношении к опыту западных стран, резком снижении ответственности и дисциплины, росте анархистских, националистических и религиозно-мистических настроений и т. д.

В основе данной ситуации лежит неспособность людей адекватно понять и объяснить происходящее.

Создание правового государства и формирование гражданского общества предполагают наличие политической идеологии, обеспечивающей становление действительно демократических принципов политической жизни, утверждение социальных и политических инноваций, свободной от догм, иллюзий и мифов, способной интегрировать разные социальные и национальные группы, аккумулировать политическую энергию и опыт людей.[16]

Устоявшаяся государственная идеология является обязательным условием политической стабильности общества, интеграции общества и государства.

По содержанию политическая социология выделяет консервативное, либеральное, реформистское, революционное, тоталитарное, авторитарное, демократическое и другие конкретные типы политического сознания,

По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.

Индивидуальное политическое сознание предполагает усвоение человеком своих политических прав и свобод, умение ими пользоваться в конкретной жизненной ситуации.

Групповое политическое сознание - это политические представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Политическое сознание одной социальной группы может существенно отличаться от политического сознания другой. Есть различия в политическом сознании возрастных слоев населения, а также различных профессиональных групп.

Групповое политическое сознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных крупных объединений людей (митинг, демонстрация, бунтующая толпа).

Для характеристики политического сознания макроколлективов (населения страны, континента, исторической эпохи) используется понятие "общественное политическое сознание". Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей.[17]

В структуру политического сознания входят политические знания, политические интересы, общественные настроения, общественное мнение, политические чувства, политические убеждения.

Неотъемлемым элементом содержания как теоретического (политической идеологии), так и обыденного уровней сознания являются политические знания. Политические знания, отражающие интересы тех или иных классов и групп, нередко отличаются скорее по форме, чем по существу. Так, теоретические знания, разработанные политическими идеологами, преподносятся затем в виде политических призывов и лозунгов и усваиваются обыденным политическим сознанием. [18]

Усвоение новых знаний увеличивает способность адекватно отражать происходящие политические изменения, адаптироваться к ним, участвовать в принятии политических решений, усиливает политические интересы.

Политический интерес – это «избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению».[19]

Обыденное политическое сознание остро реагирует на те явления общественной жизни, которые воплощают в себе отступления от тех или иных норм морали и идеологии. Эти реакции отражаются наиболее полно в общественных настроениях, которые представляют собой широкие совокупности образов, мнений, знаний, волевых импульсов и т. п. Общественные настроения — самый изменчивый элемент обыденного политического сознания.

Ещё Аристотель, одним из первых обратившись к этому понятию, достаточно однозначно связывал “настроения лиц, поднимающих восстание”, с особого рода политическими процессами — мятежами, направленными на свержение власти, “политическими смутами” и разного рода “междоусобными войнами”. Анализируя достаточно массовые, по тем временам, выступления граждан против властей, Аристотель прямо писал: “Во-первых, нужно знать настроение лиц, поднимающих восстание, во-вторых, — цель, к которой они при этом стремятся, и, в-третьих, чем собственно начинаются политические смуты и междоусобные распри”. Аристотель неоднократно подчеркивал ту большую роль, которую играет настроенческий фактор в особых вариантах социально-политической системы, связанных с доминированием на политической арене “охлократии”, власти толпы, плебса. В подобных ситуациях рациональные начала политики уходят на задний план, и вся политическая жизнь оказывается в плену массовых настроений, [20]

Политические знания и настроения создают основные предпосылки для формирования оценочных суждений, лежащих в основе группового (коллективного) и общественного мнения. Последнее образуется как результат группового (массового) общения, интенсивного обмена социальной информацией по актуальным и жизненно важным для людей проблемам.

Общественное мнение — «усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума».[21]

Групповое и общественное мнения являются важным показателем состояния обыденного политического сознания. Многие исследователи отмечают такую тенденцию в развитии и функционировании общественного мнения, как рост его компетентности. Это свидетельствует о том, что научные знания (теории, концепции) проникают в обыденное сознание, влияют на его характер и общую направленность. Состояние общественного мнения является важным ориентиром при принятии политических решений. Разумеется, такого рода решения должны приниматься прежде всего на основе научных знаний (т. е. приниматься компетентно), но при этом обязательно должно учитываться состояние обыденного политического сознания.[22]