Результаты многочисленных опросов говорят о том, что проводимая государством политика в отношении молодежи либо вообще не имеет места, либо слабо эффективна, т.к. большая часть студенческой молодёжи не ощущает на себе никаких результатов деятельности государственных органов, занимающихся решением проблем молодежи. Однако анализ крайние оценок позволяет исследователям сделать вывод о том, что появление национальных проектов, увеличение (хоть и не значительное) зарплат и стипендий, сокращение срока службы в армии и многое другое способствует росту числа респондентов, положительно оценивающих действия руководителей российского государства в сфере молодёжной политики. [54]
Внимание социологов привлекает уровень доверия молодежи к различным социальным институтам. Исследования показывают, что положительный баланс доверия сохраняется только у Президента и у церкви.
Положительный баланс доверия Президенту связан как с деятельностью самого Президента, так и с парадоксом политического сознания (во многом, вероятно, имеющий иррациональный оттенок): в качественно новой социально-экономической и политической ситуации как бы возрождается традиционная российская иллюзия о хорошем государе и плохих чиновниках. Причем, как показывает многочисленные исследования степени доверия россиян (и не только молодых), этот разрыв в оценках Президента и других властных структур сохраняется, а порой и увеличивается.
Низкое доверие к остальным социальным институтам может свидетельствовать об институциональном кризисе. [55]
Российское студенчество начала ХХI века подвергается значительной мифологизации. Комплекс политических мифов, актуальных для студенчества, можно разделить на 2 группы: "мифы вчерашнего дня" (эпоха Б.Ельцина) и "мифы сегодняшнего дня" (эпоха В. Путина и Д. Медведева). Так, данные социологического исследования, проведённого в Москве и Ульяновске в 2008 г., показывают, что восприятие первой группы менее глубоко, чем второй (19% и 38% соответственно). Среди групп политических мифов наиболее активно студентами восприняты миф о рынке, как наиболее оптимальном механизме регулирования экономических отношений и создание наиболее оптимального распределения товаров и услуг (62%), миф о демократической власти, как наиболее совершенной форме государственного устройства (54%), миф о террористической угрозе как единственной для страны и мира (45%).[56]
В результате социологических исследований было установлено, что существуют четыре уровня восприятия мифов студенческой молодежью. На первом уровне миф воспринимается, согласно основным его постулатам, лишь на 25%. На втором уровне воспринимается от 25 до 50% информации, которую несет в себе миф. На третьем уровне воспринимается от 50 до 70% информации, содержащейся в сути того или иного мифа. На четвертом уровне информация не только воспринимается, но и побуждает к определенным активным действиям. Такая ситуация возникает тогда, когда более 70 % информации, которую несет в себе миф, воспринимается респондентами.
В зависимости от степени мифологизации сознания, определились следующие группы студенческой молодежи.
1. Группа лиц, которая не поддалась мифологизации и способна воспринимать все происходящее реалистично.
2.Группа лиц, находящаяся под воздействием мифа, но способная критически действовать.
3. Группа лиц, которая полностью находится под воздействием мифа и, для которой установки мифологического сознания становятся императивами их действий.
Относительно того, как глубоко мифы укоренились в массовом сознании, мы можем судить на основе данных, полученных при анализе прожективных ситуаций. Очевидно, если мифы глубоко проникли в массовое сознание, то человек делает выбор прожективной ситуации в соответствии с имеющимися у него представлениями. Также очевидно, что если миф не внедрился в массовое сознание, то выбор сделан не будет.[57]
Исследователи отмечают, что в массовом сознании молодежи присутствует большое разнообразие мифов различных исторических эпох. Все они находятся в сложном взаимодействии, иногда взаимоподкрепляя друг друга, а когда наоборот, взаимодескредитируя друг друга. «Политические мифы, присутствующие в массовом сознании студенчества, являются сложной динамично развивающейся системой. В зависимости от социальной практики студенческой молодежи, от сложившихся условий политической деятельности мифы меняют свой мобилизационный потенциал, вытесняются на периферию общественных отношений или перемещаются в эпицентр происходящих событий».
Исследователи с сожалением констатируют, что большая часть студенческой молодежи находится под воздействием политических мифов. У нее прослеживается отсутствие четкого представления о реальной действительности. Сознание этой части молодежи неопределенно, у них нет четкой политической позиции.
Они не отдают себе полного отчета в том, что мифы выступают основными механизмами, регулирующими и направляющими их деятельность в различных сферах общественной жизни и, прежде всего, в сфере политики.[58]
Таким образом, социологические исследования особенностей политического сознания студенческой молодёжи свидетельствуют об отсутствии какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании, что сказывается и на особенностях политического сознания молодёжи. Политика не является приоритетной сферой интересов молодежи. Интерес молодежи к политике носит в основном ситуативный характер. Основная форма интереса молодежи к политике - информационная; источником информации, как правило, являются СМИ. Большая часть студенческой молодежи находится под воздействием политических мифов. У нее прослеживается отсутствие четкого представления о реальной действительности.
Заключение
В нашей работе мы рассмотрели различные подходы к определению сущности политического сознания, рассмотрели его структуру, виды и особенности формирования; выявили особенности студенческой молодёжи как социальной группы; изучили публикации, посвящённые анализу результатов социологических исследований политического сознания студенческой молодёжи последних лет.
В результате мы пришли к следующим выводам:
1. Политическое сознание выражает отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям, а также к политическим правам и свободам граждан.
Политическое сознание выполняет в обществе следующие функции:
-политическое целеполагание;
- политическое программирование;
- нормотворческая;
- научно - познавательная.
По степени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются обыденный теоретический уровни политического сознания. По содержанию политическая социология выделяет консервативное, либеральное, реформистское, революционное, тоталитарное, авторитарное, демократическое и другие конкретные типы политического сознания, По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.
В структуру политического сознания входят политические знания, политические интересы, общественные настроения, общественное мнение, политические чувства, политические убеждения.
2. Политическое сознание формируется в процессе политической социализации индивида. Политическая социализация индивида - это процесс, в ходе которого у него формируется определенная картина политического мира, накапливается опыт политической деятельности и политического общения.
Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы.
Политическая социализация выполняет следующие функции:
- определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие;
- формирует представление о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;
- определяет отношение индивида к окружающей социальной среде и политической системе;
- вырабатывает определенное отношение индивида к существующей в обществе и государства политической символике;
- формирует способность и потребность в познании окружающего мира политического;
- создает убеждения и отношения, являющиеся для индивида кодом политической жизни.
Успешность процесса политической социализации во многом зависит от её агентов.
3.Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого. Особую часть молодёжи составляет студенчество. Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции.
4.Социологические исследования особенностей политического сознания студенческой молодёжи свидетельствуют об отсутствии какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании, что сказывается и на особенностях политического сознания молодёжи. Политика не является приоритетной сферой интересов молодежи. Интерес молодежи к политике носит в основном ситуативный характер. Основная форма интереса молодежи к политике - информационная; источником информации, как правило, являются СМИ. Большая часть студенческой молодежи находится под воздействием политических мифов. У нее прослеживается отсутствие четкого представления о реальной действительности.