Смекни!
smekni.com

Совершенствование художественных технологий в деятельности социальных служб (стр. 7 из 8)

В структуре арт-терапевтических занятий с детьми рекомендуется выделять две основные части.

Одну – невербальную, творческую, неструктурированную, где средством самовыражения ребенка является изобразительная деятельность (рисунок, живопись).

Другую – вербальную, апперцептивную и формально более структурированную, которая предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций.

Таким образом, дети передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими. При этом создаются благоприятные условия для сотрудничества, появляется возможность показать участникам привлекательность отношений поддержки и взаимопомощи [31, с. 278 - 279].

Арт-технологии рекомендуется реализовать в три этапа:

1. Подготовительный этап. На этом этапе первое, что должен сделать социальный педагог или социальный психолог – ввести участников в определенную реальность, в которой будет происходить их работа, так как поведенческие проявления детей в этой реальности, результаты их индивидуальной или совместной деятельности будут предметом последующего анализа. Также необходимо обозначить ролевые позиции участников, пояснить, что они будут делать и с какой целью, затем определить логику прохождения занятий и в завершении организовать пространство и регламентировать работу.

2. Этап реализации. Этот этап включает в себя:

- Работу детей по выполнению задания;

- Демонстрацию детям полученных ими результатов (рисунок, коллаж, скульптура и т.д.)

Во время работы детей социальный педагог или психолог перемещается по аудитории, отвечает на возникшие у детей вопросы, информирует их об оставшемся времени, следит за тем, чтобы члены группы работали примерно в одинаковом темпе, просит поторопиться тех, кто отстает в выполнении задания, а ребят, которые взяли очень быстрый темп, обращает на качество работы.

3. Этап обсуждения и получения результатов. В результате занятия у детей должно возникнуть ощущение интеллектуального приобретения. В начале анализируются работы детей, а затем смоделированная ситуация переносится в реальную жизнь.

В качестве рекомендаций по совершенствованию художественных технологий можно предложить использовать методику, реализованную в рамках образовательного процесса института психологии РГППУ [23].

Особенностью методики является то, что создание коллажей происходит в групповой форме, что позволяет включить участников в совместную деятельность, и проследить особенности их социального взаимодействия.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.

Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.

Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Коллажирование как арт-технология обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач [23, с. 87-90].

При составлении коллажей могут понадобиться следующие материалы:

- бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1);

- ножницы, клей, фломастеры;

- журналы разнопланового содержания.

Важно, чтобы в арсенале участников были не только глянцевые журналы с идеальными фигурами и лицами, но и различные семейные журналы с обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением природы, деловой жизни людей; также можно использовать реальные фотографии с изображением конкретных людей, собственным изображением и комбинировать их с журнальными картинками и т.д.

Возможные темы для коллажей.

1. Свобода – это...

2. Одиночество.

3. Лидер – это...

4. Мир, в котором я живу.

5. Моя страна.

6. Такой я / реклама себе.

7. Таким меня видят другие люди.

8. Таким (ой) я хочу быть.

9. Мои цели в жизни.

10. Такой я в группе.

11. Мои родители.

Например, для темы «Такой я в группе» можно предложить следующую методику проведения занятия.

В ходе занятия дети создают индивидуальные коллажи, дополняя работы друг друга (каждый участник передает свой начатый коллаж соседу, сидящему слева от него, затем, после дополнения снова передает его дальше по кругу).

После того как коллажи проходят полный круг, и участники получают свои работы, дополненные всеми членами группы, социальный педагог помогает ребятам проанализировать свои работы и осознать преимущества и проблемы, возникающие при использовании различных стратегий социального взаимодействия.

При проведении анализа коллажей в данной методике следует ориентироваться на первоначальное расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента и т.д., в зависимости от чего делается вывод о присущих участникам группы стратегиях социального взаимодействия:

- сотрудничество – элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет;

- противодействие – один элемент заклеивает другой, каждый подчеркивает свою идею, не прослеживается общей смысловой или композиционной линии;

- компромисс – возможно заклеивание элементов, но сохраняется общая идея, настроение;

- уступчивость – изначально выбираются маленькие фигуры и размещаются по краям коллажа, инициатива по созданию сюжета передается другим;

- избегание – элементы наклеиваются в стороне от других, не несут определенной идеи.

Данная методика зарекомендовала себя как достаточно эффективная. По отзывам участников, занятия позволили им расширить их понимание межличностных отношений, осознать некоторые особенности их взаимодействия с другими людьми, возникающие у них при этом трудности (разногласия и конфликты в процессе выполнения совместной деятельности).

Можно использовать данную методику в качестве проективного психодиагностического инструмента [32, с. 12-17].

Таким образом, арт-технология коллажирования является эффективным экологичным методом работы с ребенком и группой, и может применяться в различных направлениях деятельности социального педагога и психолога, как в терапии, так и диагностике.

Из рассмотренных выше особенностей арт-технологий, можно сделать следующие выводы:

1. Перспективы применения арт-терапии в социальной работе с детьми широки.

2. В частности, возможно, использовать арт-терапевтические техники в целях профилактики вовлечения детей в асоциальные уличные группировки.

Существует мнение, что подростковые субкультуры могут появляться из-за излишнего контроля родителей или предоставление подростку сверхсвободы, несложившихся отношений с одноклассниками, учителями, наличия свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации, «приход за компанию». Это ведет к возникновению ряда внутриличностных противоречий, которые часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции, поскольку невербальное обращение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Кроме того, применение арт-технологий позволяют получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Полученные продукты художественного творчества отражают интересы, ценности и межличностные отношения детей и подростков.

4. Рабочая атмосфера арт-технологий позволяет корригировать самооценку и уровень притязаний.

5. Групповые формы работы арт-терапии способствуют коррекции межличностных отношений.

6. Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью ребенка, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.

7. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние ребенка, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

8. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями.


Заключение

Исследование теоретических основ социальной работы с детьми выявило, что к клиентам социальной службы относятся дети группы риска, то есть дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети группы риска (дезадаптированные дети) определены четырьмя основными факторами: возрастными особенностями детей; основными характеристиками семьи ребёнка; деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми; особенностями социально-экономического и социально-политического развития общества.

Социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. Управление процессом ресоциализации возможно с помощью социальных технологий. Социальные технологии работы с детьми направлены на адаптацию ребенка.