Проблема данной работы состоит в поиске новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе.
Объектом работы является социальная работа в исправительных учреждениях.
Предмет: сущность, принципы и методы социальной работы с различными группами осужденных.
Цель: выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Гипотеза
Социальная работа с различными категориями осужденных будет эффективной, если будут четко интегрированы категории и понятия групп лиц, нуждающихся в социальной помощи и поддержки; будут подробно изучены социальные проблемы исследуемых категорий клиентов и развиты качественные методы и технологии по их разрешению.
Нравственно-гуманистические принципы на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере с различными категориями осужденных по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.
Задачи:
1) описать предмет и обозначить понятийно-категориальный аппарат социальной работы с различными группами населения;
2) выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ;
4) проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ;
5) определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.
В данной работе использовались следующие методы:
- общелогические: анализ и синтез; дедуктивный и индуктивный; обобщение и сравнение; моделирование и проектирование и др.;
- общенаучные: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение; изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок и др.;
- исторические: сравнительно-исторический; генетический; структурный и др.;
- социологические: анкетирование, интервью, наблюдение, социологический эксперимент, анализ документов, экспертный опрос и др.;
- психологические и социально-психологические: тестирование, аппаратурные методики, бланковые методы, метод фокус-групп, трансактный анализ, психологическое наблюдение и эксперимент и др.;
- методы математической статистики: обработка данных, таблицирование.
Библиографический анализ проводился исходя из литературы следующих авторов: И.П. Башкатов (заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор), В.А. Суровцев (кандидат юридических наук, начальник УФСИН по Орловской области), О.Г. Ананьев, Е.О. Ананьева (кандидат юридических наук), Н.С. Глазунов (кандидат юридических наук, доцент), В.Н. Казанцев (кандидат философских наук, доцент), М.И. Кузнецов (кандидат педагогических наук, доцент), С.А. Лузгин (кандидат педагогических наук, доцент), В.Е.Матвеенко (кандидат педагогических наук, доцент), Н.И.Махиборода (кандидат педагогических наук, доцент), А.В. Молоствов, А.Н. Сухов (доктор психологических наук, профессор), А.В. Чечкова (кандидат психологических наук, доцент), Г.В.Щербаков (кандидат психологических наук, доцент), Ф. Хохштрассер (доктор философии).
1 Теоретические основы пенитенциарной социальной работы
1.1 Предмет и категориально-понятийный аппарат пенитенциарной социальной работы
Прежде, чем рассматривать категориальный аппарат социальной работы, необходимо дать общий анализ пенитенциарной системы. Федеральная служба исполнения наказаний является центральным управляющим органом российской пенитенциарной системы, осуществляющим руководство учреждениями и органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы. Помимо этого уголовно-исполнительная система исполняет наказание в виде ограничения свободы, а также смертной казни (с августа 1996 года действует мораторий на исполнение данного вида наказания).
В структуру уголовно-исполнительной системы входят также уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и следственные изоляторы для содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и осужденных, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу. Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
По состоянию на 1 декабря 2007 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 888,2 тыс. человек, в том числе в 766 исправительных колониях - 719,6 тыс., 216 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 160 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов - 157,7 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 10,7 тыс. человек. В учреждениях содержится 64,1 тыс. осужденных женщин, при женских колониях имеется 11 домов ребенка, в которых проживает 721 ребенок.
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 57 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
В состав уголовно-исполнительной системы входят также 2445 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 597,1 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Производственный потенциал УИС составляют 602 предприятия исправительных учреждений (в настоящее время 549 предприятий находятся в стадии ликвидации, на их базе создаются центры трудовой адаптации, производственные мастерские), 243 центра трудовой адаптации осужденных, 19 лечебно-, 17 учебно-производственных мастерских.
При исправительных и воспитательных колониях функционирует 300 вечерних общеобразовательных школы и 364 учебно-консультационных пункта, 338 профессионально-технических училищ, действуют 436 церквей, 741 молитвенная комната.
Штатная численность персонала исправительных учреждений составляет 355,3 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников - 253,9 тыс. человек.
Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 47 учреждений здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.
В составе уголовно-исправительной системы действуют 5 высших учебных заведений (с 7 филиалами), в том числе Академия права и управления Минюста России, 2 юридических колледжа, 1 средняя специальная школа, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий с филиалами в городах Иваново, Владимир, Челябинск, 2 кадетские школы-интерната: «Московский кадетский корпус юстиции» и «Симбирский кадетский корпус юстиции».
Сегодня статистика количества лиц, находящихся в местах лишения свободы неутешительна.
Рис. 1 Численность лиц, находящихся в местах лишения свободы
Совокупность внешних и внутренних факторов, неблагоприятных обстоятельств и личностных несовершенств детерминируют появление у людей различных трудных жизненных ситуаций. Разрешить их, соблюдая нравственно-правовые нормы, способен далеко не каждый человек, главным образом, в силу ограниченности личностного потенциала и отсутствия социально-превентивной помощи.
Осознанно, эмоционально-ситуативно или под давлением обстоятельств избрав криминальный способ разрешения трудной жизненной ситуации, вступив в конфликт с системой запретов и ограничений, человек законно подвергается уголовному преследованию. Признавая уголовное наказание самым суровым, но необходимым средством воздействия на определенную категорию правонарушителей, государство от имени общества применяет его в целях крайней самозащиты, разрешения криминогенной трудной жизненной ситуации, а также пресечения дальнейших личностных деформаций и возвращения таким образом человека к социальной норме.
Первая цель, по-видимому, достижима, если иметь в виду изоляцию и установление жесткого контроля за поведением осужденного в исправительных учреждениях. Предотвратить совершение нового преступления в период отбывания наказания практически удается. Приостановить же процесс деформации и успешно разрешить пенитенциарную трудную жизненную ситуацию в специфических условиях исправительного учреждения, особенно в колониях особого режима и тюрьмах, крайне проблематично. Скорее наоборот – криминальная субкультура, нездоровая среда, неполноценное питание, психологический прессинг условий изоляции, давление осужденных друг на друга и персонала на них, невозможность удовлетворить важнейшие из потребностей и другие обстоятельства неблагоприятно влияют на личностное развитие осужденных, усугубляют ситуацию. За время отбывания наказания осужденный значительно понижает свой социальный и правовой статус, утрачивает связи с обществом, депрофессионализируется, ухудшает состояние физического, психического и нравственного здоровья. Таковы доминирующие тенденции.
Последующее возвращение освободившегося из мест лишения свободы в оставшиеся неблагоприятными условия и микросреду, усугубленное накопленными в местах лишения свободы дополнительными проблемами, внутренней неготовностью к их преодолению в соответствии с нравственно-правовыми нормами, чрезвычайно повышают риск рецидива. Криминологические, пенитенциарно-психологические исследования убедительно доказывают: длительные сроки, жесткие условия изоляции, преобладание карательных мер, утрата общественно полезных связей, понижение социального статуса крайне усложняют процесс практической ресоциализации и реабилитации осужденного. Социальное отчуждение ведет к тому, что он становится безвозвратно потерянным для жизни в обществе, окончательно превращаясь в социальную жертву совершенного преступления и его негативных последствий. Следовательно, трудная жизненная ситуация, являющаяся одной из причин совершения преступления, в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы, избранного государством в качестве способа разрешения этой ситуации, не только не разрешается, но и даже усугубляется.