Если говорить о мечтах, то представители среднего класса в первую очередь хотели бы купить квартиру (41%). Причем у трети из тех, кто высказал такое желание, жилищные условия и так хорошие. Просто покупка квартиры рассматривается ими как способ вложения денег.
Диаграмма 3 [4]
Свободные средства «середняки» чаще всего держат на сберкнижке (16%) или покупают на них валюту (13%).
В недвижимость и в коммерческие банки они вкладывают деньги значительно реже (по 6%). По старинке копят деньги дома на «черный день» 18% среднего класса. А у трети делать сбережения вообще не получается.
3.3 Самоидентификация как представителя среднего класса
Почти половина населения (66,2% по данным Левада-Центра, 2007 г.) отождествляет себя со средним классом – то есть более или менее довольны жизнью. Желание быть средним по-человечески понятно. В России это еще и определенная гарантия безопасности.
Недавно красноярские социологи установили [8], что подавляющее большинство жителей даже самых неблагополучных деревень при анкетировании уверенно относят себя к среднему классу.
Действительно, сельский пенсионер, имеющий крышу над головой, живущий с собственного огорода, да еще делающий на зиму заготовку грибов и ягод, справедливо считает себя "не хуже других", а значит, представителем среднего класса.
С другой стороны, часть лиц, получающих достаточно высокие доходы и имеющие высшее образование, ощущают себя внизу социальной лестницы из-за того, что занимаются малопрестижным с их точки зрения видом деятельности (например, продавцы на рынке).
В вопросе самоиндефикации очень многое зависит от круга общения. Человек, у которого доход $5 тыс. в месяц, а его школьные друзья и коллеги имеют $10 тыс., будет себя считать несчастным существом с несостоявшейся судьбой. А если у другого человека $1500, а его социальное окружение имеет доход в $1000, он будет считать, что хорошо живет, его оценили.
3.4 Структура признаков среднего класса
Таблица 1. Структура признаков среднего класса [1]
Концентрация признаков среднего класса | Число респондентов (в %) |
Ни одного признака | 11,6 |
Средний класс | |
Все три признака | 25,5 |
Протосредний класс | |
Образование + материальная обеспеченность | 9,1 |
Образование + социальная самооценка | 9,0 |
Материальная обеспеченность + социальная самооценка | 21,8 |
Периферия среднего класса | |
Образование | 8,1 |
Материальная обеспеченность | 5,0 |
Социальная самооценка | 9,9 |
Таким образом, в современной России есть относительно небольшой «настоящий» средний класс (примерно 20–25% всего населения) и многочисленные протосредние слои (еще примерно 60%), представители которого обладают лишь частью признаков среднего класса. Эту ситуацию можно проиллюстрировать тремя пересекающимися кругами, каждый из которых символизирует тех людей, у которых есть хотя бы один из трех признаков среднего класса (рис. 2): «ядро» соответствует «настоящему» среднему классу, прочие зоны – протосредним слоям. В дальнейшем, возможно, будет происходить сближение российского среднего класса с его западным аналогом за счет диффузии представителей протосредних слоев в «ядро».
Выделяемые субклассы имеют не только разные внешние характеристики, но и противоположные взгляды и ценностные установки. Например, материально ориентированная группа людей (те, которые относятся к среднему классу по уровню доходов и стандартам жизни) придают большое значение достигнутому материальному положению, низко ценя «уважение».
Противоположная группа – так называемые идеалисты (они относятся к среднему классу по «личному достоинству») – ориентированы на социально-статусные отличия (ученая степень, знаки отличия и т.д.), не всегда связанные с заработком.
4. Функции среднего класса
Основной функцией среднего класса является социальная стабилизация. Об этом говорил еще Аристотель: чем больше средняя часть общества, тем стабильнее и само общество. Добившись определенного места в социальной структуре, представители среднего класса склонны поддерживать власть, при правлении которой они смогли достигнуть своего положения.
Российский же средний класс демонстрирует настороженное отношение к официальным властям.
Диаграмма 4 [1]
Практически никто из представителей среднего класса не называет государство в числе тех, на чью помощь может рассчитывать в трудной ситуации. Общество, как следует из полученных данных, атомизировано и аномично. Каждый, какими ресурсами он бы ни обладал, справляется с трудностями в одиночку, рассчитывая лишь на поддержку семьи. Население не принимает активного участия в политической жизни страны. Подавляющее большинство убеждено, что не может оказать на нее влияния. По данным EU-Russia Centre за 2008 год на парламентских выборах 33% не голосовали, 41% проголосовали за “Единую Россию”. Аналогичная ситуация была и на президентских выборах: 31% не голосовали вообще, 52% поддержали Медведева.
Диаграмма 5 [7]
Диаграмма 6 [7]
Больше половины представителей среднего класса не просто не принимают участия в политической жизни страны, но и не имеют желания делать это. И такая позиция весьма обоснованна: подавляющее большинство не верит в свою способность изменить что-либо, как-то повлиять на ситуацию. Люди не чувствуют стабильности, у них нет убежденности в способности уберечь себя от произвола властей. По данным EU-Russia Centre [7], 60% среднего класса думают, что не смогли бы защитить свои интересы и права в случае их нарушения. 76% не чувствуют защищенности от произвола со стороны властей, милиции и других властных структур. Только половина (46%) опрошенных согласна с тем, что в России наступила стабильность. При этом из них 59% уверены, что ситуация может измениться в любой момент.
Таким образом, очевидно, что средний класс в России не выполняет своей основной функции поддержания и стабилизации существующей структуры общества.
Заключение
После рассмотрения понятия среднего класса и потенциальных представителей этого социального слоя в России можно прийти к выводу, что средний класс в России, если даже и существует, то он кардинально отличается от своих западных аналогов.
Во-первых, только около 25% населения полностью обладает всеми признаками принадлежности к среднему классу. Остальные 40% – двумя или даже одним.
Во-вторых, средний слой российского общества не справляется даже со своей основной функцией социального стабилизатора. Российский средний класс демонстрирует настороженное отношение по отношению к официальным властям, хотя и не поддерживает представителей крайней оппозиции.
Ряд ученых говорит об абстрактности самого понятия «средний класс», которое соединяет слишком разнородные группы людей, имеющие мало общего друг с другом. Другие сомневаются в возможности существовании такого класса в условиях российских реформ, которые привели к резкой поляризации общества на бедных и богатых.
Хотелось бы верить, что в дальнейшем, будет происходить сближение российского среднего класса с его западным аналогом за счет диффузии представителей протосредних слоев в «ядро». В начале XXI века в России уже осознана необходимость целенаправленной государственной политики, направленной на «выращивание» среднего класса.
Список литературы
1. Авраамова Е.М. Средний класс эпохи Путина // Общественные науки и современность, 2008, №1, с. 28-36
2. Кравченко А.И. Социология. Учебник. - М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001.
3. Горшков М.К. Городской средний класс в современной России // http://www.isras.ru/analytical_report_MiddleClass.html
4. Как живет средний класс в России // http://www.kp.ru/daily/23852.3/63128/
5. Латова Н. Средний класс // http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/SREDNI_KLASS.html
6. Левинсон А. О среднем классе и конце прекрасной эпохи // Вестник общественного мнения, 2008 №6
7. Российский средний класс // http://www.levada.ru/press/2008070101.html
8. Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? // Социологические исследования, 2009, №1, с. 55-61
9. Трофимова Е. Наш средний класс: от гаишников до "золотой молодежи" // http://www.utro.ru/articles/2005/03/02/413084.shtml