Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ[37].
Таким образом, система социальной защиты – это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
Большие традиции социального служения имеют религиозные конфессии, традиционно существующие в России.
Конфессия - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания[38].
Современные российские конфессии, в зависимости от того, на какую часть населения они ориентируются, можно разделить на три группы, среди которых наиболее влиятельные - религии, тесно связанные с этническим составом населения, география которых отражает картину расселения народов, традиционно придерживающихся этих вероисповеданий.
Наиболее крупные - православие, представленное, в первую очередь, Русской Православной Церковью (РПЦ), а также ислам и буддизм, имеющие несколько сопоставимых по влиятельности религиозных объединений.
Эти религии лежат в основе наиболее распространенных религиозно-культурных традиций, которые, взятые вместе, полностью охватывают территорию страны[39].
В современной России наиболее влиятельными конфессиями уже разработаны программные документы социального учения, а также существуют устойчивые, возобновляющиеся практики социального служения.
В настоящее время социальное служение христианских церквей развивается, становясь все более высокоорганизованным и структурированным[40].
«Основы социальной концепции Русской Православной церкви» были приняты Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 г. [41]:
«Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни».
РПЦ ведет несколько социальных программ. Антиалкогольная программа осуществляется по принципу так называемых «семейных общин трезвости», где параллельно с лечением алкоголиков проводится терапия с членами их семей.
Оказание консультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам, особенно на территории Северного Кавказа. Помощь оказывается независимо от национальной и религиозной принадлежности.
РПЦ постоянно осуществляет Детские программы:
- духовно-религиозное образование,
- профессиональная подготовка воспитанников детских домов,
- помощь сиротам и детям-инвалидам,
- открытие школ-приютов,
- разработана модель «территориальных центров реабилитации детей-инвалидов»[42].
Не оставляет РПЦ без внимания престарелых и инвалидов, ветеранов войн.
Нередко РПЦ действует при благотворительной и финансовой поддержке зарубежных церквей, частных спонсоров из Франции, Италии, Англии, Германии.
Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московской патриархии активно развивает сотрудничество с фондами других конфессий, в том числе и мусульманскими.
В учебном пособии «Милосердие»[43] есть приложение с перечнем религиозных социальных организаций, с которыми сотрудничает РАЦ в области социальной поддержки населения, среди них:
1) Штаб-квартира Армии Спасения (Москва);
2) Христианский центр служения РО «Церковь Божия» (Москва);
3) Информационно-аналитический центр при Московской методистской церкви;
4) Христианская медицинская ассоциация при ЕХБ (Москва);
5) Департамент благотворительности и милосердия Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (Москва).
Милосердие и благотворительность в мусульманской социальной практике является фактором сглаживания социальных, межэтнических и межрелигиозных противоречий[44].
Программным документом, определяющим социальное учение российских мусульман, являются «Основные положения социальной программы российских мусульман», принятые Советом муфтиев России и опубликованные в 2001 году.
Во второй главе документа называются права и свободы человека:
- свобода совести и свобода вероисповедания;
- право на жизнь, честь и достоинство;
- право на имущество;
- право на равенство, запрещение всех форм дискриминации;
- права на безопасность, правосудие, защиту от злоупотребления властью, убежище от гонений;
- на образование, социальную и медицинскую помощь;
- на труд и справедливое вознаграждение за него;
- на участие в управлении общественными и государственными делами.
В третьей главе, которая называется «Ислам и социальные проблемы», указано, что для ислама характерна социальная направленность учения, которая раскрывается далее в пунктах «Отношение к неимущим», «Ислам и семья», «Запреты на употребление наркотиков и алкоголя»[45].
М.П. Мчедлов так определял основы социального служения в исламе: вероучение ислама предусматривает необходимость проявления как общественной заботы о всех нуждающихся, так и индивидуальную сострадательность. Автор приходят к мнению, что в Коране достаточно четко указывается, по отношению к кому должна проявляться забота и благотворительность, а также что она должна быть оказана тактично, без всякого подобия показной щедрости, благодеяние не должно задевать чувство собственного достоинства получающего помощь[46].
Этой же цели служат также и целые социальные и религиозно-социальные институты, один из которых – закят - относится к числу основ ислама. Впрочем, этот принцип заложен также и в других столпах и их частях. Именно таково одно из объяснений необходимости проведения коллективных намазов, особенно джума-намазов. Поэтому образование социальных сетей в исламе не только не считается чем-то предосудительным, но даже является его неотъемлемой органической частью[47].
Сравнительный анализ социальных доктрин основных конфессий России позволяет говорить о существующем единстве понимания роли религиозных общин в деле устроения социального служения. В качестве основных элементов стоит выделить следующие:
- доступность социальной помощи людям религиозным и нерелигиозным;
- сотрудничество различных конфессиональных организаций;
- взаимодействие с государственными учреждениями в процессе реализации целей социального служения, в том числе направленного на социальную поддержку населения любых религиозных убеждений.
Таким образом, возрожденная в конце 80-х годов ХХ века благотворительная деятельность религиозных организаций России за последние годы прошла нелегкий путь к превращению в социальное служение.
Русская Православная Церковь становится полноправным субъектом социальной политики, которая направлена на социальную поддержку населения.
Российское мусульманское сообщество – не исключение, просто формирование социальных сетей внутри него связано с региональными особенностями развития.
Объединение нравственных и интеллектуальных сил государства и церкви пойдет на пользу людям.
Взаимодействие государственных структур, общественных организаций и конфессий могут в перспективе стать основным фактором объединения усилий в решении важнейших социальных проблем, в том числе и по реализации мер социальной поддержки населения.
Социальные сети внутри мусульманского сообщества России можно разделить на несколько групп.
Первая из них – общины, устойчиво существующие на протяжении длительного времени (многие поколения). К таковым относятся сельские и в несколько меньшей степени городские общины, внутри которых существуют устойчивые социальные связи.
Как показывают полевые исследования, представленные А. Макаровым, следование исламским традициям, пусть даже и в несколько опосредованной форме, не прекращалось на протяжении всего периода советской власти в Урало-Поволжье, Центральной России, на Кавказе и в Центральной Азии[48].
Что же касается городских общин, то здесь ситуация несколько отличается. С одной стороны, старые городские общины (Каргалы, Дербент, татарские слободы и районы компактного расселения Казани, Касимова, Тобольска, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и многие другие) в существенно большей степени были разрушены в советское время.
Причин этому было как минимум три:
- репрессии против представителей зажиточных слоев, составлявших немалую часть мусульманского городского населения;
- целенаправленное разрушение компактных общин (это касается не только мусульман, но и иных этнических меньшинств) через их расселение;
– урбанизация, вызвавшая массовый приток сельского населения.