1.2 Социальная деятельность с категорией наркозависимых граждан
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными видами деятельности специалистов по работе с наркозависимыми клиентами являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность. Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования наркозависимых различают: возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития наркозависимого); семейное психологическое консультирование; психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей; консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.
Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял 6 принципов:
- принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями);
- принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе);
- принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны);
- принцип системности (выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое;
- принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента).
- принцип профессиональной направленности и мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д.
Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь наркозависимым детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Однако масса проблем интимной жизни данной категории клиентов, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать «телефоны доверия».
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям освобождающая от наркозависимости молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии- приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся – телефон доверия, сексологической консультации, бирже труда.
2. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО САМОИЗБАВЛЕНИЮ ОТ АЛКО- И НАРКОЗАВИСИМОСТИ
2.1 Самоизбавление от алкогольной зависимости
«Широко распространено мнение, будто алкоголики — обреченные люди, которых «исправит только могила». Такое неправильное мнение сеет пессимизм, бесперспективность среди алкоголиков и их близких, заставляет их смириться с постигшим горем. Алкоголизм — это беда, с которой вполне можно справиться, если разумно и решительно действовать.
Выскажем следующие тезисы: 1) возможно полное и стойкое избавление от алкоголизма, в том числе собственными силами; 2) алкоголики становятся настоящими мужчинами и женщинами только после отказа от употребления спиртного; 3) трезвость по убеждению — показатель полного избавления от алкоголизма. Она — большое достоинство человека, нужно не стесняться ее, а гордиться ею. Мечтой алкоголика должно быть не умеренное питье, а принципиальная трезвость.
Питейная запрограммированность — такое нарушение сознания, которое заставляет человека употреблять спиртные напитки, даже если они вызывают отвращение и тяжелые реакции (тошнота, рвота и т.п.). Запрограммированный вынужден выполнять программу, которая сформировалась в его голове под влиянием окружающей среды.
Питейная запрограммированность состоит из настроенности на употребление спиртного и питейного убеждения. Алкогольная настроенность или настройка — план или программа отношения человека к алкогольным напиткам. Одни настроились употреблять спиртное только в торжественных случаях и в малых дозах, другие — в праздники и в дни получек и т. п. Многие алкоголики пьют при всяком благоприятном для этого случае, причем часть из них поглощает суррогаты спиртного. Содержание настроенности со временем обычно изменяется, но суть остается постоянной — решение употреблять алкоголь. Некоторые алкоголики по собственной инициативе или под воздействием со стороны подавляют установку на питье и в то же время настраиваются на временную или пожизненную трезвость. Это помогает прекратить пьянство.
Питейное убеждение — уверенность человека в том, что алкоголепитие представляет собой естественное, оправданное и даже неизбежное в нашей жизни занятие. Оно как бы принуждает человека пить спиртное, угощать им других и добровольно заниматься проалкогольной пропагандой и агитацией. Суть питейного убеждения состоит в оправдании употребления алкоголя.
Потребность в спиртном, алкогольная настроенность и питейное убеждение так взаимосвязаны, что изменение одного вызывает соответственные изменения остальных признаков. Легко удается угасить потребность, труднее избавиться от алкогольной настройки, еще труднее — от питейного убеждения. Именно последнее является ведущим признаком алкоголизма. Достаточно выработать у человека четкое трезвенное убеждение, чтобы он прекратил пьянство, даже если при этом придется перенести тяжелейшие абстинентные муки. Хорошо известно, что во имя убеждений люди шли на костер, на казнь.
Питейное убеждение, в отличие от трезвенного, также абсурдно, и пока алкоголик обладает им, он будет употреблять спиртное. Чем бы и как бы ни лечили его, сколько бы ни жил трезво, если не избавился от питейного убеждения, не может считаться полностью освободившимся от пьянства. Важнейшие задачи самоизбавления от алкоголизма — уничтожение питейного убеждения и выработка трезвенного. Для этого требуется серьезно заняться своим сознанием, освободить его от ложных взглядов, представлений и понятий и насытить правдой о спиртных напитках и последствиях их поглощения. Это благородное, ценное и необходимое занятие.
2.2 Способы самозащиты от наркомании
Перечислим способы самозащиты подростков, а также юношей и взрослых людей от наркомании.
1) каждый человек должен иметь представление о сущности наркомании, способах вовлечения в нее, о ее признаках. Обеспечить усвоение таких знаний подростками — задача родителей, воспитателей, учителей и государства;
2) у каждого подростка должно быть выработано осознанное убеждение в недопустимости проб наркотика. Именно оно должно побуждать говорить твердое «нет!» в ответ на предложение попробовать наркотик. Именно оно, а не родительский запрет;
3) подростки должны знать, кто может им помочь и защитить в случае грозящей или реализовавшейся наркотической опасности. Это кроме родителей обязаны делать учителя, воспитатели, участковые милиционеры, медсестры, врачи и т.д. Причем каждый подросток должен знать, где можно найти помощь в любой момент, куда позвонить. Позаботиться о таких знакомствах и знаниях подростка должны родители и учителя;
4) подростки должны внимательно относиться к кругу своих знакомых, проявлять критичность к каждому из них, а при наличии признаков наркотизации — без сожаления разрывать дружбу с наркоманом. Если возможно — принять меры по спасению его от наркобеды;
5) у подростков должны быть заблаговременно выработаны контрприемы против уже рассматривавшихся способов вовлечения в наркоманию. Это должна быть своего рода психологическая защита от навязчивых посягательств на свободу подростка со стороны наркоагентов путем словесного отвержения подобных притязаний. Так, в случаях подначивания и упреков в трусости со стороны компании следует быть готовым и всегда «держать на кончике языка» несколько контрдоводов;
6) осознание насилия вызывает у подростков естественный протест свободной личности, стремление противопоставить контрмеры;
7) некурящие подростки обычно не попадают впросак с подменой обычной сигареты на сигарету с марихуаной. Трезвенникам не грозит обманная наркотизация через напитки с примесью наркотика. Остается риск приема наркотика в составе конфеты или другого пищевого продукта. Но и этот риск сводится к нулю у подростков, осмотрительно подбирающих себе друзей. Следовательно, к способам самозащиты мы можем с полным основанием отнести отказ от курения, пьянства и сомнительных друзей;