Самоубийство (суицид) – намеренное лишение себя жизни. Различают несколько видов самоубийств. Среди них:
- эгоистическое как результат ослабления связей между индивидом и обществом;
- альтруистическое, совершаемое ради действительного или мнимого блага людей;
- аномическое, имеющее место в кризисном обществе, когда существует конфликт норм;
- искупительное как самообвинение, самонаказание;
- проклинающее, выражающееся в проклинании кого-либо, в протесте против чего-либо;
- дезгеллюционное как результат разочарования;
- аффективное, совершаемое в результате сильного переживания и страдания;
- истинное – обдуманное, укрепившееся желание покончить с собой.
По некоторым данным, в России ежегодно совершается около 100 тыс. самоубийств, включая так же самоубийства детей.
Почти все рассмотренные виды социальных отклонений являются одновременно и отклонениями в сфере морали. Потому что каждый поступок, каждое действие могут оцениваться как с правовой, так и с моральной точки зрения.
Социальный паразитизм как вид девиантного поведения означает антиобщественный образ жизни, основными чертами которого являются извлечение нетрудовых доходов. Он проявляется, в частности, в форме попрошайничества, бродяжничества, проституции и т.д.
Одним из видов отклоняющегося поведения принято так же считать бюрократизм, который имеет различные формы. Ему нередко присущи беспринципность, цинизм и лицемерие, бездушие, чрезмерная осторожность бюрократов, избегающих даже малейшей ответственности, неудовлетворенная организация дела, приверженность старым методам и схемам управления, стремление к различным согласованиям, утверждениям, отпискам, порождающим канцелярщину, волокиту, формализм.
Различая формы и виды девиантного поведения, надо иметь в виду, что в реальности нередко приходится иметь дело с лицами и группами, являющимися не «чистыми» типами девиантного поведения, а носителями их разновидностей. Крайним выражением такого сочетания может служить асоциальная (или антисоциальная) личность. Под этим понимают человека (включая детей, подростков), характеризующегося безответственностью, неспособностью чувствовать свою вину, зачастую осуществляющего деятельность с целью нанесения ущерба другим, конфликтующего с окружающими, склонного обвинять во всем других людей и не извлекать уроков из ошибок, проявляющего нетерпимость, т.е. его поведение указывает на недостаточную социализацию личности. У детей и подростков это выражается в их отчуждении от таких социальных институтов, как семья, школа, молодежные учреждения и различные общественные организации, переходе в так называемые асоциальные группы, группы риска и т.д.
3.Причины девиантного поведения
Дать однозначный ответ на причины отклоняющегося поведения невозможно. Слишком велико разнообразие отклонений, слишком много факторов лежит в их основании. Тем не менее, исследователи называют несколько, на их взгляд, важнейших причин, заставляющих каждого из нас время от времени нарушать социальные нормы, а значительную часть людей – совершать преступления.
По мнению Э. Дюркгейма, девиацию вызывает социальная аномия – состояние общества, которое характеризуется разложением системы ценностей, кризисом всего общества, его социальных институтов. В этой ситуации люди не могут понять, как следует и как не следует себя вести. Уровень отклоняющегося поведения существенно возрастает (во время войн, революций и иных социальных катаклизмов).
Р. Мертон выявил три противоречия современного общества, являющиеся источниками девиации:
1) между ценностями и нормами, господствующими в обществе;
2) между целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения;
3) между интересами и потребностями человека и невозможностью, по его мнению, их реализовать никаким иным путем, кроме как отступлением от нравственных и правовых норм.
Второе противоречие (между целями и средствами) послужило для Р. Мертона основой для выделения пяти различных реакций людей на их соотношение:
1) конформизм, когда люди интернализуют цели данного общества и используют социально одобряемые средства для их достижения (такое поведение является нормативным и способствует стабильности любого общества);
2) инновация, когда люди придерживаются одобряемых целей, но отвергают общепризнанные средства для их достижения (позитивная инновация – творчество, негативная – мошенничество);
3) ритуализм, когда люди отвергают цели, но при этом продолжают механически использовать одобряемые средства их достижения (люди, не верящие в Бога, соблюдают религиозные обряды и обычаи только потому, что "так принято");
4) ретритизм, когда люди отвергают и цели, и средства их достижения, ничего не предлагая взамен (алкоголики, бродяги);
5) бунт, который также сопровождается отказом от социально одобряемых целей и средств их достижения, но при этом бунтари взамен предлагают свои цели и средства (революционеры, террористы).
Э. Сазерленд, основываясь на теории культурного переноса, предположил, что отклонение вызывает патологическая социализация индивида в девиантной субкультуре. Его идея основана на том, что человек приобретает склонность к преступному поведению, если социализируется в группе, для которой подобное поведение является нормой. В этом случае его патологическое (с точки зрения окружающих) поведение им самим расценивается как нормальное.
Конфликтологический подход К. Маркса основан на представлении о классовой природе преступности. Господствующий класс эксплуатирует и грабит народные массы, ухитряясь избегать возмездия за свои преступления. Трудящиеся – его жертвы – совершают преступления либо для того, чтобы выжить (воруют), либо потому, что ожесточены тяжелыми условиями жизни (убивают). К. Маркс делает вывод: в обществе, свободном от классовых антагонизмов, исчезнет социально-экономическая база преступности (именно поэтому исследователи советского времени все разнообразные девиации советских людей считали "родимыми пятнами" капитализма и полагали, что в коммунистическом обществе преступности не будет вообще).
По мнению Э. Лемерта – одного из создателей теории стигматизации (от stigmo – клеймо), отрицательная оценка поступка зависит не от его конкретного содержания, а от реакции общества. При этом осуждение или неосуждение человека, совершившего данный поступок, может быть связано со многими обстоятельствами: ситуацией, социальным окружением, личностью фактора (субъекта действия) (его пола, возраста, социального статуса). На многие девиации, даже явно преступного характера, общество вообще не реагирует. В других же случаях социальное окружение дает оценку человеку как потенциальному девианту и как бы "навешивает на него ярлык" – клеймо вора, убийцы, насильника. Человек, наделенный подобным клеймом, постепенно начинает согласовывать с ним свои поступки и действительно ворует, убивает и насилует.
В заключение этого краткого анализа уместно привести мнение Э. Дюркгейма: «Преступность свойственна любым человеческим сообществам и имеет естественную природу. Если она не превышает характерного для данного общества уровня, то является нормальным явлением. Обществу, как таковому, она большого вреда не приносит. К сожалению, в современном мире преступность давно превысила минимально допустимый уровень».
4.Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения в современной России
Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер. Прежде всего, речь идет о таких, которые способствовали бы ограничению или даже ликвидации причин, факторов, рассмотренных ранее.
В последние 15 лет в России уделялось определенное внимание проблеме отклоняющегося поведения. Был издан ряд законов и нормативных актов. Среди них: Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. «О первоочередных мерах по реализации всемирной Декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей в 1990-е годы»; Указ Президента РФ от 6 июня 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав»; Примерное положение Правительства РФ от 4 февраля 1994 г. № 1115-П 12 «О создании и основных направлениях деятельности специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», «Основные направления государственно-социальной политики по улучшению положения детей в Российской федерации до 2000 г.», Федеральные законы от 19 февраля 1993 г. «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и другие с последующими дополнениями и изменениями.
В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей. Все они (экономические, политические, в сфере культуры и др.) выполняют функции контроля поведения людей в различных областях общественной жизни, в том числе и в сфере, касающейся отклоняющегося поведения. Особенно важно значение таких социальных институтов, как государство, партии, общественные организации и движения, суд, семья, образование и культура. Самым непосредственным образом они оказывают влияние на поведение людей, в основном на формирование молодого поколения.
На самом деле, разве, например, устойчиво сложившиеся моральные и правовые нормы (как вести себя, какая реакция общества на это поведение, ответственность и безответственность за свое поведение, за поведение других и т. д.) не сказываются на взаимоотношениях людей, на разных слоях населения, в том числе на детях?
При этом надо отметить, что различные социальные институты по-разному влияют на сознание и поведение людей. Одни из них (сложившиеся моральные нормы, привычки, традиции, ценности, идеалы, общественное мнение, различные формы собственности и разделения труда и т. д.) действуют как бы определяющим образом, а другие (государство, общественные организации, школа и другие общеобразовательные учреждения) — более активно, т. е. решающим образом воздействуют (призваны воздействовать) на сознание и поведение людей. Хотя, естественно, обе группы этих институтов трудно разделить, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.