Содержание
Введение
1. Предпосылки и условия зарождения научной школы в социальной работе
2. Становление научной школы в социальной работе
Список литературы
Введение
Время становления теоретических основ социальной работы пришлось на конец XIX – нач. XX вв. С тех пор научная школа социальной работы прошла ряд исторических трансформаций, причем каждая может быть охарактеризована своей системой понятий и представлений.
Словарь русского языка трактует понятие «научная школа» следующим образом. Научная школа – это направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов, традиций. Целью настоящей работы является описание возникновения и развития подобных научных направлений в социальной работе.
1. Предпосылки и условия зарождения научной школы в социальной работе
Исторически социальная работа возникла из практической деятельности по обеспечению благосостояния жизни, оказанию помощи людям, как материальной, так и моральной, защите их интересов.
Корни социальной работы находятся в глубине веков. Народы, населяющие нашу планету, имеют множество различий быта, веками сложившиеся особенности национальной культуры, обычаи и традиции, но общим для всех является способность к состраданию, сопереживанию, вытекающая из естественной человеческой природы, проявившаяся уже на ранних стадиях развития общества.
Благотворительность всегда входила в число важнейших человеческих добродетелей. Исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милостыни считались основными доказательствами святости. Поэтому чем более помпезный характер носили формы «нищелюбия», тем больше правитель (царь, император, князь) был достоин почестей святого. В связи с этим возникли публичные обеды, которые являлись древнейшей «демократической» традицией в Древнем Риме и Древней Греции. Традиции подобных трапез по случаю каких-либо больших празднеств или общественных событий, не являлись исключительным явлением, а носили политический и общественный характер.
Помощь и взаимопомощь как особая форма взаимоотношений между людьми впервые начала исследоваться в древнегреческом обществе. Именно в этот период появилось понятие «филантропия», означающее любовь к людям, благожелательное отношение одного человека к другому, помощь неимущим, благотворительность. О благотворительности как о прерогативе государства говориться в этике Платона. Человеческая добродетель, как врожденное человеческое свойство рассматривается в учении о государстве и этике Аристотеля.
Раннему Христианству эти понятия также не были чужды. Христианский гуманизм проявляется в милосердии как необходимой части христианской этики, которая связана с нравственным самосовершенствованием личности, с ее постоянной работой по спасению своей души, за что следует воздаяние Бога, так и с тем, что милосердие позволяет подходить к человеку безоценочно, видеть только его проблемы и предлагать способы помощи. До XIX века основными организаторами помощи бедным, больным, старикам, одиноким являлись монастыри. Неотъемлемым атрибутом монастырской жизнедеятельности было кормление убогих, нищих, организация приютов, госпиталей, сбор пожертвований в пользу бедных.
«Агапе», или любовь к ближнему, приходит на смену филантропии. Любовь к ближнему отличалась от чувственной любви, эроса. В основе ее лежали мотивы участия к судьбе человека, к его нуждам и проблемам, поэтому внутренним смыслом следующего периода являлась «деятельная одаривающая любовь».
«Агапе» как нормативное требование межличностного взаимодействия возникает в первых христианских таинствах, совместных вечерних молитвах и трапезах. Со временем процесс этот усложняется и расширяется по мере того, как деятельность христианина принимает различные формы.
В конце XVIII - XIX вв. было положено начало становления общественной и частной формы организации благотворительной помощи. В исторической практике благотворительной деятельности имела место филантропическая деятельность как общественных организаций, так и частных благотворителей. Общество и организации осуществляли свою социальную деятельность в учреждениях призрения детей (младенцев, сирот), учреждениях призрения взрослых, не могущих содержать себя (слепых, увечных, глухонемых), учреждениях медицинской помощи, тюрьмах. Частная благотворительность также активно развивалась. Представители разных сословий оказывали филантропическую помощь в самых разнообразных формах и направлениях. Их деятельность характеризовалась тесной связью с просвещением и воспитанием, организацией пансионов, школ и мастерских, училищ для слепых и детей-сирот. Они покровительствовали той или иной категории нуждающихся.
Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, и это продолжается вплоть до Реформации.
Определенное влияние на развитие идей и практики благотворительности, призрения и милосердия в Западной Европе внесли адепты христианства, в частности Г. Богослов, И. Златоуст, А. Блаженный и особенно М. Лютер. В основу их учения были положены христианские заповеди - «Бог есть любовь», «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и др.
Таким образом, к XIX в. сложились все предпосылки к тому, чтобы государственная помощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями, формами. К этому же периоду сложились определенные подходы к пониманию таких социальных феноменов, как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство и т.п. Возникла потребность не только в системном осмыслении всех этих явлений, но и практических шагов в решении связанных с ними проблем.
Становление теории социальной работы во второй половине XIX века и начале XX века теснейшим образом переплетается с социологическими и социально-психологическими концепциями позитивизма и фрейдизма. При разработке проблем социализации детей и взрослых использовались идеи Э. Дюркгейма и М. Вебера, Г. Лебона и Г. Зиммеля. При разработке концепции социальной работы на уровне индивида использовались положения теории психоанализа З.Фрейда. Значительное влияние на становление теории социальной работы оказали идеи и принципы марксизма.
2. Становление научной школы в социальной работе
Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адаме в США.
Но наибольших успехов в области теоретических исследований добилась М. Ричмонд, описавшая метод индивидуальной работы с нуждающимися. Ее подход формировался на основе медицинских методов, бихевиористической школы психологии, психоанализа З. Фрейда.
Одной из первых книг М. Ричмонд в области теории социальной работы стал фундаментальный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Помощь и поддержка нуждающихся осмысляется ею как дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. При этом воздействие направлено не только на нуждающегося, но и на изменение отношения социального окружения, как правило, негативного к людям, испытывающим бедность и нищету.
В 1917 г. выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд описала теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы. В «Социальных диагнозах» суммируется предшествующий опыт и определяются основы научного подхода к индивидуальной работе.
Обращаясь к практике индивидуальной работы, М.Ричмонд разрабатывает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая, как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением. Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как «медицинская модель» индивидуальной работы.
Выделив общественные и личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе, М. Ричмонд считала, что социальная работа — это «искусство помощи», своеобразно определив процесс взаимодействия социального работника и клиента «как использование здравого смысла в бессмысленной ситуации».
Согласно концепции М. Ричмонд, вмешательство со стороны социального работника могло осуществляться директивным и недирективным лечебным методом. «Директивное лечение» осуществлялось в непосредственном взаимодействии — «ум на ум». Под этим термином исследовательница понимает сложную процедуру взаимодействий, которые включали в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента для решения его собственных проблем. Доминирующими техниками в этой связи выступают внушение, убеждение, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, честность, участливость.
«Недерективное воздействие» сводилось к тому, что процесс помощи сосредоточивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания. Цель взаимодействия клиента с социальным работником состояла в том, чтобы клиент получил объективную картину собственной ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальное функционирование.
В индивидуальной работе с клиентом в «Социальных диагнозах» прослеживается отход М. Ричмонд от метода морального убеждения и этических альтернатив и намечается переход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. Впервые здесь описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность действий, как процедура, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе к клиенту. Впоследствии эта процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.