Смекни!
smekni.com

Тенденции современной конфессиональной ситуации в Республике Беларусь (стр. 2 из 7)

В период с 1991 по 2001 гг. среднее число ежегодно регистрируемых организаций колебалось в районе 140-160. Пик пришёлся на 1992 г., когда была создана 251 община, минимум был зафиксирован в 1997 г. – менее 100. «Наиболее высокий количественный рост общин отмечается в Минске и Минской области. В Западной же Беларуси рост общин незначителен. Это связано с сохранением в упомянутом регионе религиозных организаций на протяжении всех прошлых десятилетий» [23, c.7].

Конфессиональный расклад зарегистрированных организаций был таков (на 1 января 2004 г.): православие (1290), римо-католики (432), униаты (13), старообрядцы (34), пятидесятники (494), баптисты из Союза ЕХБ (270), баптисты из Совета церквей ЕХБ (29), христиане полного Евангелия (62), иудаисты традиционные и прогрессивные (43), мусульмане (27), свидетели Иеговы (26), бахаи (6), мормоны (3), кришнаиты (6) [22, с.70].

Как видно, основной спектр был представлен общинами православных (44,5%), протестантов (36,4%) и католиков (16,4%). Наиболее динамично развиваются протестантские общины (пятидесятники, прежде всего). Приведённые данные описывают внутреннее содержание отечественного религиозного поля: его масштаб, структуру, содержание, особенности, динамику и т.п. Теперь обратимся к фоновым характеристикам, которые дадут возможность обогатить спектр оценок религиозной ситуации в Беларуси. К таким характеристикам, прежде всего, необходимо отнести: 1) тенденции в мировой религиозной ситуации; 2) существование религиозного поля Беларуси в условиях глобализации (читай: мировой системной трансформации) и сосуществование культурной традиции Беларуси в пространстве европейского континента, общеевропейской культуры. Обозначим лишь основные, положения.

- По прогнозам специалистов в мире в ближайшие десятилетия (в период до 2025 г.) увеличат долю своих адептов в составе населения планеты христианство (в том числе за счёт активной миссионерской деятельности неопротестантских вероучений), ислам (прежде всего, за счёт высокого уровня рождаемости его последователей) и корпус новых религий (за счёт дальнейшей либерализации мировоззрений и кризиса традиционных церквей). Сохранит и усилит своё влияние индуизм. Классический (традиционный) протестантизм, наоборот, сдаёт свои позиции. На этом фоне религиозная ситуация в Беларуси может претерпеть изменения по вполне прогнозируемым направлениям, которые заметны и сейчас, но некоторыми воспринимаются как специфика только Беларуси (чаще всего речь идёт о специфике постсоветского существования) или как досадные упущения «в воспитательной работе с населением»: мы имеем в виду непрекращающийся рост числа протестантских и неопротестантских общин и тенденцию к распространению неокультов с идеологией абсолютно нетрадиционной для нашей культуры [4].

- Процесс глобализации, который становится неотъемлемой частью современной истории, даёт повод задуматься о роли и ценности собственной религиозной традиции (в масштабах не личности, а этноса) в самосохранении культуры и народа. Принципиальная демократическая установка на равенство должна предполагать учёт сложившегося веками устоя жизни (прежде всего, ценностно-нормативного) данного народа, учёт значимости той или иной религиозной системы в процессе его формирования, самовоспроизводства и развития (что нашло отражение в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 2002 г.). Глобализация, как навязывание единой для всех модели демократического постиндустриального развития, предполагает унификацию не только политическую и экономическую (что само по себе сомнительно), но и духовную, а ведь «социальные группы Запада и Востока если и совпадают по внешним параметрам, существенно отличаются по внутренним» [3,с. 81].

- События конца ХХ – начала XXI вв. позволяют говорить, что религиозные интересы «малых народов» в тех государствах, которые генерируют антизападническую позицию, могут использоваться сверхдержавами как повод к гуманитарной интервенции, к перекройке мира под свои интересы, но под предлогом защиты «обижаемых». В этой ситуации возникает насущная проблема в сохранении межконфессионального мира в Беларуси, в разработке основ объединяющей идеологии.

Анализ современного отечественного религиозного поля часто сопровождается попыткой обозначить специфику, а через неё и уникальность религиозной ситуации в Беларуси. В этой связи необходимо чётко представлять, что основные характеристики религиозной ситуации в Республике Беларусь должны быть представлены в виде двух отличных друг от друга смысловых горизонтов. Первый – характеристики, которые роднят Беларусь с западным миром, прежде всего, Европой; и здесь речь может идти только о подобии отечественной ситуации, о соответствии её мировым тенденциям. Второй горизонт – характеристики, которые составляют специфику религиозного поля Беларуси, обозначают его своеобразие и задают социокультурный контекст при разработке его законодательного оформления. Приводимые ниже характеристики, предлагаемые как содержательные моменты отечественной религиозности, соответствуют такому подходу [3, с.82].

1. Конфессиональная структура Беларуси свидетельствует о стандартной европейской ситуации, которая описывается двухуровневой моделью. Первый уровень – доминирующее христианство (с динамичным неопротестантским элементом), второй уровень – широкий спектр иных конфессий (с малым числом сторонников новых (нетрадиционных) религий). Беларусь может отличать лишь факт отказа от признания государственной религии или постулирования (оформленного законодательно) особого отношения к какой-либо конфессии, что не характерно для многих европейских государств.

2. Уровень религиозности населения, его воцерковленности, также роднит Беларусь с Западом. В среде верующих, прежде всего это касается традиционных для данных регионов религий, можно констатировать преобладание так называемых "партикулярных верующих". У них наблюдается явный раскол (несоответствие) между индивидуальной верой и культовым поведением, между личной убежденностью (религиозной самоидентификацией) и конфессиональной компетентностью (догматическим, каноническим соответствием), т.е. признание себя верующим не ведет к положенной частоте участия в общих и индивидуальных культовых действиях (богослужениях, постах, молитвах и т.п.). Теперь укажем на те характеристики, которые задают специфику отечественной религиозной ситуации. Во-первых, своеобразие религиозной ситуации в Беларуси «определяется прежде всего её геополитическим положением – на стыке западной и восточной цивилизаций, сосуществованием и поочерёдным доминированием католицизма и православия. Государства, находившиеся в разные исторические периоды на этнической территории Беларуси, всегда характеризовались поликонфессиональностью» [22, c.7]. Религиозная пестрота – историческая, естественно сложившаяся черта нашей культуры. Во-вторых, динамика религиозности в Беларуси отличается стремительностью и масштабностью процессов: обвальный рост числа верующих и, соответственно, религиозных организаций) и уменьшение числа атеистов и неверующих произошли за короткий срок – с 1986 года по конец 1990-х годов. Объяснить это, видимо, можно только достаточно стремительными темпами отмены духовной монополии атеистической идеологии марксизма-ленинизма в советском обществе и появлением реальной возможности каждому свободно определяться с отношением к религии [18, с.32].

В-третьих, только 65,9% зарегистрированных религиозных групп имеют собственные молитвенные здания. Такая ситуация – ситуация дефицита культовых зданий – может порождать некоторую напряжённость как в отношениях религиозных групп (разных конфессий, прежде всего) между собой, так и в их отношениях со светскими властями (органами местной власти, например). История Беларуси изобилует периодами передела культовых заданий между конфессиями, отчуждения церквей, костёлов, синагог в пользу светских структур, а то и просто их физического разрушения. Теперь же, на волне восстановления исторической справедливости, часто несколько конфессий претендуют на одно культовое сооружение или участок земли. В-четвертых, следует указать на рост конфессиональной пестроты (за десять лет число конфессий выросло с 8 до 26). Такое религиозное разнообразие возникает двумя путями. Первый путь – признание и легализация ранее запрещённых конфессий (например, униатство и некоторые протестантские течения). Второй путь – возникновение неокультов (нетрадиционных или новых религий), т.е. таких религиозных вероучений, которых у нас ранее не наблюдалось [16, с. 35].

Нетрадиционные религии привносят в практику духовной жизни Беларуси новые (часто тревожные) явления, которые связаны с сущностными характеристиками проповедуемых учений:

– ярко выраженное антихристианство и неоязычество (что, прежде всего, направлено против традиционных ценностей национальной нравственности и гуманизма):

– тоталитарный характер религиозных новообразований (жесточайшая дисциплина, насилие над индивидуальностью, беспрекословное подчинение обожествляемому лидеру и т.д.)

– агрессивные методы привлечения и удержания членов организации (активная психологическая обработка сознания человека, направленная на разрушение индивидуального, личностного начала, воспитание чувства зависимости и безальтернативности сознания и поведения);