Смекни!
smekni.com

Зарождение социологической науки. Личная социальная биография (стр. 2 из 2)

Но вместе с аппаратурой к нам приходят такие страшные вещи как наркомания, СПИД. Мы все когда-нибудь умрем, но ведь человек рождается не просто так, а с рождением на него возлагаются определенные функции, которые он призван выполнять во благо всего общества. Родители мне всегда говорили, что человек за всю свою жизнь должен выполнить три основные задачи: 1) воспитать детей; 2) построить дом; 3) посадить дерево. Каждый человек должен прожить свою жизнь с максимальной пользой для окружающих. Если бы все люди думали именно так, то количество нищих, детей, сирот, несчастных людей, войн и прочих бедствий, которые люди создают себе сами, несомненно, уменьшилось бы. Я окончила школу, поступила в техникум на правоведа, по специальности не работала. Вышла замуж, родила ребенка. Потом решила учиться дальше, таким образом оказалась здесь.

2. Вопросы для творческого анализа

Задание №21. Почему именно в 19 веке зарождается социологическая наука?

Люди издавна пытались понять, как возникает и развивается человеческое общество. На ранней стадии существования человечества царил мифологический этап. В древних мифах и легендах люди высказывали идеи творения и развития.

Даосизм и конфуцианство стали важными ступенями на пути развития человеческой мысли об обществе. Учения о естественном пути (дао), о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, земле, огне), о противоположных началах (ян и инь - мужском и женском) обогатили человеческую мысль.

Самый большой вклад в развитие взглядов на общество внесли ученые Древней Греции и Древнего Рима.

Древний Рим внес свои достижения в область социальной философии и знаний об обществе. И наверное, одно из самых главных - римское право.

Огромный вклад в развитие общественой мысли внесли Николло Макиавелли, объявивший политику земным и не вполне чистым делом, а так же француз Жан Боден, сказавший, что имущественное неравенство естественно и выдвинувший географическую концепцию, согласно которой все зависит от географических условий (на севере живут более физически крепкие, но не столь хитроумные люди и там царит монархия, на юге, напротив, физически слабые и хитрые, достойные разумной власти - конституционной монархии).

Тогда же зародилось учение социалистов-утопистов - Томаса Мора (1478 - 1535 гг. ) и Томазо Кампанеллы (1568 - 1639 гг. ).

В Новое время, в начале XVII века зарождаются теории, отличающиеся от античных и средневековых следующими моментами:

· механический взгляд на мир, как на целое, состатавленное из отдельных частей, где общество уподобляется агрегату, машине;

· естественные концепции рассматривают общество как часть природы, а социальные факты сводятся к небольшому числу общих законов природы (математических, астрономических, механических и т.д. );

· на первый план материальный достаток, благополучие;

· во главу угла ставится индивидуализм. Иррациональный взгляд на мир заменяется научным.

В середине XVIII века на карте мира возникло новое государство - Соединенные Штаты Америки. Там возродилась идея античной демократии.

Гегель в истории социальной философии занимает особое место, так как он является создателем учения о диалектике - науке о всеобщем развитии, правда, Гегель подразумевал развитие идеи, высшего духа. Благодаря диалектическому методу он создал всеохватывающую концепцию общественного развития, в котором разуму отводится главенствующая роль.

Протосоциологический период окончился в 30-х годах XIX века в связи с появлением термина социологии и оформлением ее как науки о обществе. С середины XIX века начинается первый, классический этап развития социологии, период теоретического оформления новой науки, ее понятийного аппарата и течений.

Впервые слово “социология”, обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 - 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии». Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.

Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту - органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.

О. Конт считал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

· наблюдение за ходом протекания общественных процессов;

· эксперимент, т.е. наблюдение за изменениями, вызванными специально;

· сопоставление жизни человечества с животным миром;

· сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;

· исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.

Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту - знание полезное и точное. Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии:

· применение научных методов для изучения общества;

· практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Задание №30. В чем заключается различие между понятиями «социальный состав общества» и «социальная структура общества»?

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА – сеть устойчивых и упорядоченных взаимосвязей между личностью, общностями и обществом, благодаря которой общество как социальная система обеспечивает свою целостность.

В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.
Понятие «социальная структура общества» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи.
Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

3. Тренинг тесты

Задание № 39. Социология – это наука а) об обществе, обо всех сторонах жизни общества б) о взаимосвязи различных сфер жизни общества в) о личности и ее положении в обществе г) о социальных процессах и закономерностях общества.

Ответ: а).

Задание №48. Социальная стратификация – это а) выделение различных слоев общества по признаку индивидуального неравенства между людьми б) выделение различных слоев общества по признаку социального неравенства в) способ функциональных связей и зависимостей в обществе г) выделение в обществе различных социальных общностей по полу, возрасту, национальности и т.д.

Ответ: б).


Список литературы

1. Бачинин В.А. Социология: Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во Михайлов В.А., 2005.

2. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.П. Социология: история и современность. Учебное пособие для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4. Грицанов А.А. и др. (сост). Социология: Энциклопедия. – М.: Книжный Дом, 2003.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Инфра-М., 2007.

6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.: ИНФРА-М, 2008.

7. Козлова О.Н. Социология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Омега-Л, 2004.

8. Кравченко А.И. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2008.

9. Лавриненко В.Н., ред. Социология. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2008.

10. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., отв. ред. Социология. Основы общей теории. Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2008.

11. Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология. – М.: Дашков и К, 2007.

12. Шайхисламов Р.Б. Социология. Учебное пособие. – Уфа: УГИС, 2005.

13. Шарков Ф.И. Социология: теории и методы. Учебник для ВУЗов. – М.: Экзамен, 2007.