Смекни!
smekni.com

Этика социально-педагогической деятельности (стр. 14 из 15)

Контакты со спонсорами

Такие контакты устанавливаются социальными работниками и службами в интересах их деятельности и имеют своей целью оказание помощи клиентам. Поскольку социальные работники заинтересованы в контактах больше, чем спонсоры, следует при назначении времени и места встречи учитывать интересы и возможности в первую очередь потенциальных спонсоров.

Поскольку при контактах со спонсорами прежде всего преследуются цели решения материальных проблем клиентов, материально-технического обеспечения социальных служб, следует четко объяснить, какого рода помощь требуется и в каком объеме.

Практика показывает, что спонсоры избегают давать социальным службам деньги, предпочитая оплачивать счета или предоставлять товары или услуги. Поэтому, готовясь к встрече, необходимо подготовить предварительный расчет (смету) затрат на приобретение необходимых товаров или услуг и пояснительную записку, из которой спонсор мог бы почерпнуть необходимую информацию о предполагаемом использовании предоставленных им средств, товаров и услуг.

Например, если социальная служба нуждается в спонсорских средствах для приобретения оргтехники для себя или продуктов питания для какой-либо категории клиентов, следует не только подготовить смету с указанием стоимости приобретаемого, но и документ, из которого было бы видно, где, как и с какой целью будет использована оргтехника, кому именно и на каком основании будут выделены продукты.

Проводя работу со спонсором, социальный работник должен понимать, что выделение средств социальной службе на ее нужды или нужды клиентов для спонсоров является добровольным делом, актом милосердия. Это требует от социального работника проявления особого достоинства и такта, находчивости (поскольку он, хотя и от имени клиентов, в большинстве случаев выступает в роли просителя), а также знания проблем и нужд клиентов, умения убеждать собеседника. Особо сердечно следует благодарить спонсоров за оказанную помощь не только от своего имени, но и от имени клиентов.

Телефонный разговор

Разговор по телефону является неотъемлемой частью профессиональной деятельности социального работника. Разговоры по телефону могут происходить с клиентами, коллегами, представителями спонсорских и других организаций и т.п., поэтому для социального работника важно знать основные правила общения по телефону.

Общение по телефону начинается с ожидания ответа на вызов абонента. Правила современного этикета рекомендуют не звонить рано утром или поздно вечером (если это не оговорено абонентом заранее), ожидать ответа на вызов в продолжение 5 – 7 гудков. Однако социальному работнику, имеющему дело с клиентами пожилыми, обладающими ослабленным здоровьем, следует ждать дольше: в течение такого короткого времени клиент может не успеть подойти к телефону.

Разговор всегда следует начинать с приветствия. Этикет рекомендует соблюдать определенные временные рамки телефонного разговора – не больше 5 минут (исходя из того, что более обширная информация требует личной встречи). Однако социальный работник, определяя длительность разговора, должен ориентироваться по ситуации: неловко комкать разговор, если клиент чего-то не понял, не расслышал, попросил повторить или объяснить. Соблюдение обычных форм речевого этикета, о которых говорилось ранее, обязательно и при телефонном разговоре. Первым положить телефонную трубку должен клиент.


Резюме

1. Этика социальной работы является относительно самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности морально-нравственной стороны социальной работы, определяя специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере социального обслуживания населения, деятельности социальных служб и социальных работников; обосновывает особенности принципов этики социальной работы, раскрывает ее функции, определяет специфику содержания категорий этики социальной работы.

Являясь неотъемлемой и специфической частью философской науки о роли нравственных начал в социальной деятельности, этика социальной работы имеет большое значение для практики социальной работы, так как способность социальных работников действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предоставляемых клиентам.

2. Актуализация этических вопросов социальной работы в современном мире детерминирована по крайней мере двумя основными факторами. Во-первых, в ходе своего исторического развития социальная работа достигла такого уровня, когда она стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества с рыночной экономикой.

Во-вторых, этика профессиональной социальной работы способна и должна обеспечить требование цивилизованного общества признать высшей его ценностью человека вне зависимости от его материального достатка, способности к труду, состояния здоровья, образования, интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и национальности, взглядов и убеждений и т.д. Этические нормы совместного существования и деятельности людей в обществе требуют оказания адекватной помощи и поддержки каждому человеку, нуждающемуся в ней, помощи, основанной на любви к человеку, уважении его прав, принципах гуманизма и социальной справедливости.

3. Этика социальной работы базируется на ее деонтологической парадигме как комплексе норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной работы. Деонтология социальной работы характеризует тот факт, что этика социальной работы из морали добродетельного поведения превратилась в мораль нормы социальной работы, в которой фиксируется ее должное в определенных максимах и правилах (профессиональный долг, его содержание, объективный и субъективный долг, моральный долг, деонтологические принципы, конкретные профессиональные отношения и другое). Должное в этике социальной работы и социального работника проявляется в системе конкретных профессиональных отношений (как ответственность и долг социального работника перед обществом и государством, перед профессией, перед коллегами, перед клиентом и его близкими, перед самим собой), в этикете социального работника, в типичных ситуациях его профессиональной деятельности, в личностно-нравственных качествах социального работника.

4. Современная профессиональная этика социального работника представляет собой смысловое социальное действие, экономически ориентированное. Основу совокупности способов деятельности и характера профессионального поведения социального работника составляет этика как система норм нравственного поведения профессиональной группы. В этом случае понятие "клиент социальной работы" приобретает новое качество.

С одной стороны, клиенты – это те, которые заказывают услуги у субъекта социальной работы, а с другой – люди находящиеся в особом социально-психологическом состоянии. Экологический характер социальной работы акцентирует ее целевой компонент на усилении субъективной роли клиента, что, в свою очередь, детерминирует систему профессиональных ценностей социальной работы и этический кодекс социального работника.


Глоссарий

Авторитет – специфические отношения, существующие между каким-либо индивидом, группой, организацией или социальной нормой (носителями авторитета) и остальными индивидами (реципиентами авторитета). Выражается в безусловном, хотя и неформальном влиянии носителей авторитета, но лишь в том случае, если реципиенты признают их авторитетными для себя, согласны воспринимать влияние авторитета и подчиняться ему. Авторитет личности социального работника является одним из рычагов социального управления и неотделим от авторитета системы социального обслуживания в целом.

Деонтология (наука о должном) – раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного; термин введен английским философом Н. Бентамом (1834) для обозначения теории нравственности в целом.

Долг – категория этики, нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.

"Домострой" – произведение русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлений; возник в среде новгородского боярства и купечества; широко отражал реальный быт и язык 16 в.

"Золотое правило" – одна из древнейших нравственных заповедей, содержащаяся в народных пословицах, поговорках и т.п., а именно: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Высказывалась древневосточными и древнегреческими мудрецами, вошла в Евангелие. Кант видоизменил ее в своем учении о категорическом императиве.

Кодекс (лат. codex) – систематизированный единый законодательный (нормативный) акт, регулирующий какую-либо отдельную область общественных отношений.

Мораль (от лат. moralis – "нравственный") – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Норма (от лат. norma – "руководящее начало, правило, образец") – указанное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь (например, Н. морали).

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.