Смекни!
smekni.com

Смысл жизни как проблема социологии личности (стр. 1 из 3)

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ


Введение

За многие века своего развития науки отвечали на разные вопросы от сотворения мира до вычисления скорости света, но ни одна наука не смогла ответить на вопросы: существует ли смысл жизни и если да, то в чем он заключается. И все же термин «смысл жизни» используется гораздо чаще чем число точной скорости света или период полураспада урана. Само определение смысла жизни имеет множество формулировок, и все они отличаются друг от друга, не имея в себе никакой точности или конкретизации.

И все же, как бы не был сложен этот вопрос, каждый человек рано или поздно задумывается об этом, и ищет в своей жизни тот самый смысл, который не может даже четко определить.

С возрастом большинство людей все чаще обращаются к вопросу смысла жизни, все больше хотят его найти и основывать свою жизнь на нем, видеть в ней какой-то определенный «каркас», скрепляющий все цели, мечты, поступки и идеи. Возможно, это происходит потому, что поиск смысла во всем происходящем в мире, во всех словах и действиях происходит на подсознательном «автоматическом» уровне. Мы привыкли искать смысл, потому как с раннего детства нас учат, что все не имеющее смысла не может бороться за право существовать и не имеет никакой пользы, словно пустой ящик, который непременно должен быть чем-нибудь наполнен.

Гипотеза: Исходя из вышесказанного, можно полагать что в разном возрасте и достигнув различного социального развития люди по разному относятся к смыслу жизни и его ценности для себя.

Целью данной работы является изучение выдвинутой гипотезы, ее подтверждение или опровержение.

Задачи: изучить теоретические данные и анализировать данные социального опроса, на их основе сделать выводы.

Объект исследования: различные возрастные категории граждан.

Предмет исследования: отношение к смыслу жизни людей различной возрастной категории, пола, и социального уровня.

Структура работы представлена двумя главами. Первая – теоретическая, описывающая проблему смысла жизни, его изучение и теоретические аспекты. И вторая – практическая, в которой приводятся данные социологического опроса и их анализ.


1. Проблема смысла жизни в социологии личности

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.

Категория «смысл жизни» – это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. От того, какую жизненную стратегию выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего человечества. Вопрос о смысле своей жизни в определенный период посещает каждое мыслящее существо, желающее понять и познать себя, свое предназначение и место в этом мире. Жизнь обязательно принуждает человека дать ответ на вопросы: «Для чего я живу?», «В чем смысл моей жизни?» Каждый ответственный за свою судьбу и судьбы других человек не может и не хочет жить без цели, определенной задачи или же мечты, а всегда ищет то «достойное», чем можно было бы занять свою жизнь, сделать ее более значительной. Четкое представление о смысле и назначении своей жизни является основной движущей силой бытия человека, стратегическим орудием, позволяющим не покориться, а, наоборот, преодолеть все трудности и испытания на жизненном пути. Но для этого нужно, чтобы человек сам определил, сам сообщил тот или иной смысл своему существованию, нашел свое назначение согласно своим способностям, сделал свою жизнь максимально плодотворной, полезной, нужной. Под смыслом жизни мы понимаем осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу. [9]

Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека.

Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя. [1, с 23]

Смысл – это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность – это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления. Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант – ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни – значит, найти свое «место под солнцем». [2, с 74]

С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании человека цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни. Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни – генеральная линия, определяющая цели, та общая направленность, которая сказывается на всем поведении человека, на всей его жизни. Цель жизни – впереди, это субъективное представление о будущем. Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно – стремление к высшей цели. [5]

Смысл жизни – тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного «нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь.

Стремление к смыслу свойственно всем людям – это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять.

Когда в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия.

Он также становится легко управляемым – отсутствие смысла лишает прочных жизненных критериев и устремлений. В результате страдают его индивидуальность, его способности, таланты и потенциалы. Человек становится легкой добычей тех, кому подобная слабохарактерность нужна для достижения собственных корыстных целей и интересов. Его можно убедить в чем угодно, а любое чужое мнение, представление или мировоззрение он тут же воспринимает как свое собственное. Вместо того, чтобы самому распоряжаться своей судьбой, человек позволяет управлять собой другим людям и даже внешним обстоятельствам.

Жизнь без смысла часто является тревожным признаком того, что человек устраняется от ответственности за других людей. Появляется своего рода «слепота» и «глухота» по отношению к чужой боли, к чужим потребностям.

Раз не видится другого смысла, все силы сосредоточиваются на единственном объекте, который становится центром жизни, – на себе самом. Это хорошая диагностика: видимо, человеку все еще не удалось ответить на вопрос, кому он нужен, какое применение могли бы иметь его силы и способности. А именно это всегда является основным источником растерянности, внутренних проблем и нестабильности. [3, с 11]

2. Изучение смысла жизни

Подлинный прорыв в понимании смысла жизни произошел в 40–50 годы XX столетия.

Виктор Эмиль Франкл (1905–1997), психиатр, автор книг и Логотерапии – новой психотерапевтической стратегии основанной на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. [7]

Методика и выводы Франкла базируются на личном опыте и наблюдениях полученных в гестаповских концлагерях. Там, в Освенциме, вопрос о смысле жизни становился как никогда актуальным. Кажется, превратив людей в узников, в них должны были раздавить и уничтожить все человеческое. У них отняли, одежду, вещи, имена, их заставляли выполнять тяжелую работу и держали впроголодь, их расстреливали, вешали, убивали в газовых камерах и сжигали в печах. Ради чего жить и терпеть все это? Прежние ценности: деньги, положение в обществе, карьера, потеряли важность. Не находя ответа на вопрос «зачем?», заключенные умирали (бросались на электрические ограждения, отказывались выполнять приказы и их расстреливали, переставали есть и погибали от болезней).
«Заключенный, который потерял веру в будущее – свое будущее – обречен. С потерей веры он теряет также и духовную стойкость; он позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения» – пишет Франкл. Вот лишь несколько фрагментов из книги «Человек в поисках смысла жизни» Виктора Франкла, которые акцентированы на том, что поиск смысла это отнюдь не предмет праздного любопытства и пафосных речей, это вопрос жизни и смерти…«Горе тому, кто больше не видел ни смысла своей жизни, ни цели, ни стремлений, и поэтому ему незачем было переносить ее тяжесть. Он скоро погибал. Типичный ответ, которым такой человек отклонял все ободряющие доводы, был: «Мне уже нечего ждать от жизни». Что можно на это ответить?» «Не я задаю вопрос в чем смысл моей жизни. Смерть задает вопрос: эй парнишка у тебя есть смысл жизни, у тебя есть основания того чтобы задерживаться здесь? Те, кто не знал смысла умирали». [4, с 75]