Смекни!
smekni.com

Влияние общественных норм и социальных институтов на социализацию подростков (стр. 4 из 5)

На социализацию подростка в современном обществе средства массовой информации играют одну из главных и определяющих ролей. Они оказывают на формирование личности подростка огромное влияние. Стоит заметить, что как институт социализации средства массовой информации возникли не так уж и давно, но по своему влиянию скоро будут претендовать на первое место среди остальных агентов социализации, а если говорить о подростках нашего общества, то СМИ уже занимают лидирующие позиции. Этому свидетельствует возникновение антиполитических движений с участием подростков, на формирование которых в некотором смысле влияют средства массовой информации при «запуске» в эфир, печать и т.д. двусмысленную информацию, которая может быть неправильно воспринята подростком или специально неправильно интерпретирована взрослыми.

Говоря о средствах массовой информации, хотелось бы, чтобы их роль не была бы губительной для подростка, который в силу своего возраста очень восприимчив ко всей информации поступающей ему из общества.


5. Десоциализация и ресоциализация

Десоциализация (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация), англ. desocialization, нем. Desozia-Itsatton) - утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов. Десоциализация сопровождается отчуждением от своей группы или социума.

Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.[5] Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название: отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Можно так же выделить ситуацию, когда подросток попадает в «уличную» компанию и там происходит процесс дессоциализации: друзья «объясняют», что он живет не по тем правилам и руководствуется не теми нормами поведения. Происходит отказ подростка от ранее приобретенных ценностей и норм поведения, переосмысление своего отношения к окружающим его вещам. Затем идет этап приобретения подростком новых ценностей жизни и правил поведения (процесс ресоциализации). В других случаях социализация подростков проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Но, по-моему, этих других случаев в современном обществе не так много. Каждый подросток сталкивается с необходимостью общения со сверстниками и происходит это вне контроля со стороны взрослых, в процессе общения подростков десоциализация и ресоциализация становиться неотъемлемой частью процесса социализации подростка. Это можно объяснить тем, что раньше подростки строго руководствовались нормами привитыми семьёй (не без исключений конечно), а на современном этапе развития общества и утраты роли авторитета семьи и выхода на первый план общения со сверстниками.


6. Феномен феральных людей или несоциализированность

На что были бы похожи дети, если бы каким-то образом росли без влияния со стороны взрослых? Очевидно, ни одна гуманная личность не может пойти на такой эксперимент и вырастить ребенка вне человеческого окружения.

Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков – родителей и их родителей. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек остается самим собой, в какую бы среду его не поместили. Их уверенность поколебалась встреча так называемыми феральными людьми.

Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII веке шведский ученый Карл Линней. Одичавших, неоцивилизованных людей называют еще «маугли» или «детьми джунглей». В Индии были обнаружены две девочки – восьмилетняя Камала и полуторагодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды.

У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и не когда не смеялись. «Маугли» доказали, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут культурные «оковы». Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей.

Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но этого не произошло, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность к обучению. Они так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.

“Авейронский дикарь”

9 января 1800 года близ деревни Сен-Серин в Южной Франции из леса вышло странное существо. Несмотря на то, что оно передвигалось прямо, оно походило больше на животное, чем на человека, хотя вскоре в нем опознали мальчика подросткового возраста. Он изъяснялся только пронзительными, странными звуками. Мальчик не имел представления о личной гигиене и облегчался там, где ему этого хотелось. Его передали местной полиции, затем поместили в местный приют. Первое время он постоянно пытался убежать, причем обратно его возвращали с трудом, и не мог примириться с необходимостью носить одежду, срывал ее с себя. Никто не обратился за ним и не признал себя его родителями.

Медицинское обследование ребенка не выявило у него никаких существенных отклонений от нормы. Когда ему показали зеркало, он, по-видимому, увидел отражение, но не узнал себя.

Позднее мальчика доставили в Париж, где предпринимались систематические попытки превратить его “из зверя в человека”. Это удалось лишь отчасти. Его приучили соблюдать элементарные гигиенические нормы, он стал носить одежду и научился самостоятельно одеваться. И все же его не интересовали ни игрушки, ни игры, он так и не смог овладеть больше чем несколькими словами. Насколько можно судить по детальному описанию его поведения и реакции, это не было вызвано умственной отсталостью. Казалось, он либо не хочет освоить человеческую речь, либо не может. В дальнейшем своем развитии он достиг немногого и умер в 1828 году в возрасте примерно сорока лет.

Рассматривая случаи обнаружения «маугли» нельзя не отметить, что это случаи далеко не единичные в нашем, как мы говорим, современном и цивилизованном мире. В современном мире с потерянной моралью мы не редко можем узнать о современных «маугли» выросших в городских квартирах и так не вступивших на путь социализации по вине, как ни странно, своих родителей.

В основном к несоциализированным людям относятся дети и подростки. Они являются «потерянными» для общества. Старше подросткового возраста несоциализированные индивиды просто, в большинстве случаев, не доживают. Это указывает на тот факт, что социализированность индивида является необходимым условием выживания человека и установлен тот факт, что социализация начаться ни в детском и не, тем более, в подростковом возрасте – это лишь этапы социализации. Сам же процесс социализации начинается с самого рождения человека и заканчивается лишь с его смертью. Процесс социализации обладает ещё одной уникальной особенностью: он может оборваться на ранних стадиях, по разным причинам, но он не может быть восстановлен ни на каком из последующих этапах «развития» индивида. С утратой способности социализироваться индивид теряет возможность стать личностью и обрести своё место в обществе.


7. Место адаптации и адаптированность в процессе социализации

Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация. Термин «социальная адаптация» обозначает сложный процесс взаимодействия индивида и общества (в узком смысле) или процесс, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой (в широком смысле).[14, 9стр.] Под влиянием этого процесса человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества. Нельзя стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий. Да и степень социальности взрослого, не говоря уже о подростков, далека от полного стопроцентного слияния с социумом, иначе не существовало бы проблем дезадаптации, проблем корректировки асоциальных форм поведения, человек не переживал бы свою инородность в мире себе подобных, не мучался бы от того, что его не понимают другие.