Современные тенденции в развитии самосознания белорусов свидетельствуют о том, что жизненная ценность самоуважения и независимости в процессе трансформации нашего общества из тоталитарного в демократическое, в котором права и свободы человека станут заботой не только его граждан, но и государства, несомненно, повысится, поскольку она становится фундаментальной для самовыражения и саморазвития личности.
Самоуважение неразрывно связано с такой общесоциальной ценностью, которой является свобода. Она представляет одну из основополагающих идей современной культуры и идеологии, базирующихся на европейской системе ценностей. В своей реальной осуществимости свобода предстает как характеристика помыслов и действий человека, совершаемых со знаниемпониманием собственных возможностей и объективно существующих для них ограничений, предпринимаемых по собственному произволению, в условиях выбора из нескольких вариантов в результате осознанного решения. В настоящее время свобода понимается как возможность беспрепятственного и разностороннего развития личности, свободной от угнетения, произвола властей, преступных посягательств и ориентированной на служение добру, социальной справедливости, материальному и духовному благосостоянию народа. Именно в таком качестве она входит в систему ценностей идеологии белорусского государства.
Одним из традиционных качеств, присущих белорусу является терпение, терпеливость. Под терпением понимают обычно душевное качество человека, чаще всего верующего, на пути самосовершенствования, понимание и приятие всего происходящего в окружающем мире как должного и необходимого. Оно воспринимается людьми как способность стойко и безропотно переносить что-либо неприятное, а также как способность мириться с чем-либо, с существованием кого-то, чего-то нежелательного.
Важная особенность белорусского национального характера заключается в том, что терпение в нем взаимосвязано с решительным неприятием, нетерпимостью ко всякому гнету, то есть к насильственному воздействию сильного, богатого на более слабого, бедного.
Среди традиционных ценностей, высоко ценимых белорусским народом, очень важное место занимает справедливость. Это понятие по своему содержанию многообразно и многогранно. Самое главное в нем заключается в понимании должного, содержащем в себе нравственное и правовое требование соответствия между социальным положением личности, группы или социального слоя и их практической ролью в обществе, между их правами и обязанностями, междутрудом и его вознаграждением, между преступлением и наказанием. В нравственном аспекте справедливость проявляется как равенство различных индивидов в их притязаниях быть счастливыми и обладать необходимыми для этого благами. Поэтому она предполагает на каждом историческом этапе развития страны совершенно конкретный набор благ, к которым все граждане самим фактом своего существования должны иметь равный доступ. В правовом аспекте справедливость выступает как формальное равенство, одинаковость для всех требований, правил, норм, законов, посредством которых приравниваются друг к другу все граждане как равные носители права.
Современное понимание равенства воплощено в Конституции Республики Беларусь, в которой каждому человеку гарантирован широкий набор прав и свобод, утверждено равенство всех граждан республики перед законом. Эта же идея составляет один из фундаментальных принципов идеологии белорусского государства. Поэтому ценность справедливости является обязательным предварительным условием осуществления всех остальных ценностей в общественной и личной жизни наших современников.
Важное ценностное значение в восприятии и развитии духовных традиций народа имеет осознание принадлежности белорусов к христианской цивилизации, точнее говоря, к ее восточноевропейской ветви. Духовные ценности белорусов, несомненно, формировались в контексте восточнославянского менталитета, традиционно испытывая трудности существования между Востоком и Западом и осуществляя поиск собственного пути развития. Белорусская ментальность впитала в себя и униатскую склонность к компромиссам, и героику католицизма, и строгую воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма.
В условиях развития современного Белорусского государства кроме общих ценностей можно выделить ценностиполитического общества. Это, в первую очередь, ценность автономии. Белорусское политическое общество является автономным. Это означает, что его независимость и самоуправление основаны на государственном суверенитете Республики Беларусь и проявляются в самостоятельном осуществлении внутренней и внешней политики.
Ценность сильного и эффективного государства. Сложный характер современных социально-экономических и политических проблем, стоящих перед республикой, порождает объективную тенденцию к усилению системы государственной власти. Сильное и эффективное белорусское государство обеспечивает стабильность политической жизни общества, создает условия для успешного разрешения, стоящих перед обществом проблем.
Ценность института президентства. Государственная власть в Республике Беларусь персонифицируетсяее Президентом, который во многом является лицом не только государства, но и белорусской политики вообще. Конституция Республики Беларусь фактически обосновывает статус института президентства в качестве самостоятельной ветви власти. Президент как Глава государства обладает сегодня рядом функций исполнительного, законодательного, арбитражного и контрольного характера.
Ценность гражданского общества. На современном этапе развития политического общества в Республике Беларусь гражданское общество находится в стадии своего формирования[4, c.230-232].
2. Основные идеалы белорусского народа
Основы государственной позиции по вопросу о национальной идее белорусского народа изложил А.Г. Лукашенко в докладе на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 г.:
«Для нас единственно верное решение - оставаться на родной, сложившейся веками белорусской почве. Бессмысленно копировать чужие ценности и установки на основании того, что та или иная страна в данный момент времени сильна и богата. Ведь мы не отказываемся от своих родителей, хотя они и не миллионеры.
Да, белорусское общество должно развиваться, но делать это надо, прежде всего, в рамках собственной культурной традиции. К заимствованию идеалов, ценностей и целей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы нашим народом, результат естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам.
Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать тот или иной народ похожим на западный. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но и сам народ» [5, c.280].
Заключение
Многие исследователи отмечают, что белорусы миролюбивы, для них не характерно чувство национального превосходства над другими национальностями. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления.
Для белорусов характерным является уважение права, законопослушание. Одно из главных мест в этой системе занимает толерантность, трудолюбие, бережное отношение к земле и дому. Толерантность белорусов связана не только с поликонфессиональной средой, но и выступает как жизненная необходимость поддержания сложного равновесия, баланса разнонаправленных сил и влияний, в сфере которых постоянно оказывался белорусский народ на протяжении своей истории. Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие, преданность семье и семейно-родовая солидарность - характерные черты белорусов.
Охарактеризованные особенности ценностных ориентации повседневного поведения людей в полной мере относятся к традиционным ценностям, представляющим собой богатейшее социокультурное достояние белорусского народа, которое находит свое воплощение и конкретизацию в современной идеологии белорусского государства. О прочности и устойчивости этих ценностей в самосознании всех пластов населения, в том числе и молодежи, убедительно свидетельствует тот факт, что 97% молодых людей, как зафиксировали социологические исследования, проявляют уважение к традициям.
Список литературы
1. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.М. Мельник; науч. ред. П.Г. Никитенко. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2007. – 280 с.
2. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 419с.
3. Основы идеологии белорусского государства / В.И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 188с.
4. Основы идеологии белорусского государства / Е.М. Бабосов. – 3-е изд., перераб. и доп. Минск: Амалфея, 2007. – 480с.
5. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 4-е изд. / С.Н. Князев; под общ. ред. С.Н. Князева, В. И. Чуешова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 316с.