Смекни!
smekni.com

Обстоятельства, способствующие преступному поведению женщин в семье (стр. 2 из 5)

Основными причинами причисления семьи к категории бедных в результате попадания семьи в длительное (до 5-10 лет) затруднительное положение 63% респондентов назвали низкие доходы, 62,5% - отсутствие начального капитала, 58% - отсутствие постоянной работы. Это подтверждается тем, что в затруднительное положение чаще всего попадают семьи, занятые в тех отраслях экономики, где заработная плата не успевает за ростом заработной платы в других отраслях. В основном это отдельные феминизированные сектора, такие как сфера образования, здравоохранения, для которых, как известно, характерны самые низкие заработки. Значительное времянахождение семей в затруднительном положении, особенно в сельской местности, говорит о том, что бедность приобрела в Кыргызстане устойчивые формы. Криминологически это опасно в том плане, что когда бедность становится образом жизни семьи и передается из поколения в поколение, то сменяется в целом стратегия выживания таких семей. Она начинает основывается на жестких мерах и насилии, что приводит к росту преступности как в семье, так и вне ее[9].

Исследование также показало, что в распределении труда в семье присутствует гендерная ассиметрия. Она выражается как в традиционном разделении труда на мужской и женский, так и в том, что выполнение значительного количества домашних обязанностей находится в введении женщины. Например, к женскому труду отнесена практически вся домашняя однообразная и невидимая работа, заключающаяся в приготовлении пищи, мытье посуды, стирке, глажке, шитье, уборке дома, уходу за детьми, престарелыми родителями или инвалидами-членами семьи. Кроме того, в функциональные обязанности женщин входит еще и закупка различных товаров. В сельской местности женский труд включает также и обеспечение водой, поэтому наличие развитой инфраструктуры (сеть магазинов, водопровод, канализация, электричество и др.) обуславливают в целом меньшие затраты времени городских женщин на домашний труд. Прерогативу мужчин составляют ремонтные работы и обеспечение семьи топливом.

Следовательно, по-прежнему в большинстве семей действует неписанный «социальный договор», закрепляющий распределение гендерных ролей в семье. Это приводит к тому, что время мужчин в большей степени распределяется между работой и досугом, а у работающих женщин - между работой, досугом и деятельностью в домашнем хозяйстве. Поэтому понятно, почему затраты времени на домашний труд составляют в Кыргызстане для женщин более 20% суточного фондавремени (4-5 часов ежедневно), а для мужчин не превышают 5% и составляют немногим более одного часа[10]. Тем самым происходит увеличение женского домашнего неоплачиваемого труда, который составляет, по мнению многих аналитиков, до 25-40% внутреннего валового продукта (ВВП), и является одним из главных составляющих феминизации бедности.

Женщины также наравне с мужчинами участвуют в работе в личном подсобном хозяйстве, производстве одежды, обуви, мебели для своего дома, рыночных видах деятельности, причем в сельской местности в большей степени. Таким образом, в Кыргызстане наблюдается возврат к различным формам натурального производства, когда определенная часть продуктов питания, товаров и услуг производится сегодня внутри домохозяйств, и можно говорить, что многие бедные семьи вынужденно отказываются от покупки некоторых товаров и услуг, замещая их эквивалент домашним трудом членов семьи, главным образом – женщин. Развитие личных крестьянских и фермерских хозяйств в отсутствие налаженной инфраструктуры и бытовой техники также подразумевает увеличение женского труда и домашних нагрузок. Этот труд в целом характеризуется такими чертами, как отсутствие его оплаты, необеспеченность пенсией и государственными социальными пособиями по беременности, по уходу за больными и т.д.

Следовательно, в суммарном отношении женщины в домохозяйствах испытывают вдвое больше нагрузок, затрачивая на выполнение домашней работы более чем в 3,5 раза больше времени, чем мужчины[11]. Игнорирование мужчинами домашнего труда, понимание его как «естественного» продолжения репродуктивной деятельности женщин на фоне фактического переноса функций социального сектора государства на плечи женщин, приводит к ограничению их свободного времени и замыканию в семейном кругу. В результате, чем меньше имеется свободного времени у женщин, тем меньше у них и возможностей участвовать в перераспределении своего времени в пользу оплачиваемой занятости или перспективных средств достижения таковой, например, получения образования. Это, в свою очередь, снижает шансы женщин в улучшении своего экономического и социального положения в обществе, ведет к экономической дискриминации.

Общая трудовая нагрузка работающих женщин, включающая профессиональную и семейно-бытовую сферы жизни, может сохраняться высокой на протяжении длительного времени. Она достигает, по некоторым подсчетам, в среднем 59 часов в неделю, что поглощает более одной трети (35,1%) недельного бюджета времени женщин[12]. Подобный объем труда существенно осложняет также возможности элементарного восстановления работоспособности, то есть женщины имеют меньше времени на отдых, еду и сон. В результате они работают с перегрузками, постоянно испытывают усталость, нервное напряжение, боязнь не справиться с многочисленными делами, на фоне чего у женщин может появиться высокая тревожность, психические расстройства, состояние дезадаптации, ощущение враждебности окружающего мира[13].

Исследование выявило, что наиболее остро стоит проблема неоплачиваемого домашнего труда для женщин, добровольно или не по своей воле выбравших статус домохозяек. Как известно, положение человека в обществе определяется по его видимому профессиональному вкладу. Это отражается на его социальном статусе, системе социальной защиты и др. Поэтому в большинстве случаев женщина-домохозяйка остается в проигрыше именно в плане отсутствия гарантий социальной защиты. Она не имеет достаточных страховых накоплений для обеспечения себя в преклонном возрасте, поскольку домашний труд не принимается в расчет при определении пенсий, других пособий и льгот. Уровень благосостояния таких женщин зависит от воли супруга или детей, и риск попасть в категорию бедных для них достаточно высок. Но в еще худшем положении оказываются женщины-домохозяйки, чьи продолжительные браки заканчиваются разводом. С одной стороны, эти женщины на протяжении своей семейной жизни занимались проблемами семьи в ущерб своей профессиональной деятельности, и не заработали себе пенсию. С другой стороны, развод лишает их в пожилом возрасте материальной поддержки супруга, потому что заработанная в период совместного проживания пенсия выплачивается только индивидуально и не подлежит перераспределению.

С точки зрения неоклассического экономического подхода гендерное разделение ролей в семье может быть объяснено различиями в накоплении женщинами и мужчинами «рыночного человеческого капитала» (вложения, которые ложатся на плечи самого работника при выходе на рынок труда). Мужчины практически не имеют препятствий в его накоплении, а для женщин эти различия имеют как биологическую (связанную с рождением и воспитанием детей), так и социальную (дискриминация на рынке труда) природу[14]. Экономический анализ показывает, что на протяжении брака формируется также специфический «семейный капитал», который включает в себя кроме рыночного капитала супругов также и социальный капитал. Социальный капитал измеряется такими благами как дети, социальный статус семьи, совокупная ценность родственных отношений и др. Основная масса этого капитала не может быть перенесена в другой брачный союз и безвозвратно утрачивается при разводах. Опасно накапливать семейный капитал в одномерном виде, поскольку это может привести к неравновесному положению, например, женщина, отдающая всю жизнь карьере мужа, может остаться без своего рыночного капитала[15]. При этом недостаточный «рыночный человеческий капитал» женщины-домохозяйки, как мы видим на реальных примерах, выступает причиной, увеличивающей издержки, связанные с разводом. Поэтому, по мнению Г.Г. Мошака, часто «единообразное осуществление развода и уравнительного раздела имущества…дополняет вклад в криминальную развязку конфликтности в семье. Равные права супругов на общую совместную собственность при неравном вкладе в ее приращение, отсутствие у супругов возможности выбора взаимосогласованного правового режима наживаемой ими собственности… создают и множат случаи имущественных предпосылок семейных конфликтов»[16]. В этой связи, известный американский ученый-экономист Р.А. Познер считает, что в настоящее время для женщин важно укреплять свои позиции в браке путем достижения определенного положения на рынке труда[17]. Понимание этого фактора привело к росту женской экономической активности на Западе.

Таким образом, ограничениями для женщин в семье (мерами исключения) могут выступать не только культурные традиции, но и неравное разделение домашнего труда, отсутствие у женщин свободного времени для повышения своего профессионального статуса. Следовательно, сокращение домашней нагрузки женщин через справедливое распределение труда внутри семьи однозначно расширит возможности активизации женщин в общественном и рыночном секторе. А это увеличивает экономическую самостоятельность женщин, строит систему социальной защиты, повышая уровень социальной обеспеченности, и ведет к большому равноправию полов в семье и обществе, обеспеченному значительным «человеческим и семейным капиталом» супругов.