Смекни!
smekni.com

Социальная реабилитация женщин, пострадавших от семейного насилия (стр. 10 из 14)

В процессе реабилитации интегрируются индивидуальная, групповая и семейная терапия. На основе знаний о том, что люди имеют "мозаичное самопредставление" в зависимости от ситуации, обстановки и отношений, в которых они себя видят, другим членам семьи предлагаются различные впечатления и переживания. Это позволяет менять терапевтические условия, модели. Таким идеям была придана форма постоянно возвращающегося потока, что означает передачу информации из терапевтического контекста, например, индивидуальной терапии в иной контекст, например, семейную терапию и обратно в виде постоянного потока.

Преимуществом мультимодальной модели является то, что каждый человек уникален и, проявляя себя по-разному в терапевтических ситуациях, он получает новые представления о самом себе. Благодаря этому, появляется возможность для новых направлений и перспектив терапии.

Хочется отдельно выделить модель, которая в данный момент внедряется в практику с целью получения данных об ее эффективности. Данную теорию, делающую акцент на динамике насильственных отношений в семье, разработала профессор Л. Миллс. Профессор провели множество исследований с целью усовершенствования системы реагирования на домашнее насилие через признание реципрокной природы насильственных отношений. Миллс утверждает, что рассмотрение проблемы в терминах, кто виноват, а кто – нет, чье насилие должно быть наказано, а чье – оправдано, препятствует поиску эффективного решения для снижения уровня насилия в семье. Наказание "насильника" не решает проблему, а наоборот, усугубляет ситуацию. Ученый подвергает серьезной критике феминистскую теорию мейнстрима, лежащую в основе современной практики реагирования на насилие в американских семьях. Под "феминизмом мейнстрима" она понимает сторонников феминизма, отстаивающих полицейский подход в реагировании на домашнее насилие, неэффективность же системы обязательного реагирования видит, прежде всего, в ограниченности данной теории. Основные концепции теории:

Насилие в семье – это не односторонний процесс, а сложная динамика отношений между двумя или более активными агентами. В оценке семейного насилия, как правило, не учитывается характер семейных отношений, где оба партнера и другие члены семьи являются активными участниками отношений, проявляющими агрессию, вербальную или физическую, практика обязательного реагирования упрощается до обвинения во всем мужчины – насильника и признания невиновности женщины – жертвы.

Агрессия и насилие в семье, совершаемые женщинами, важная составляющая динамики данного явления. Женщины проявляют агрессию и насилие в семейных отношениях так же часто, как и мужчины. Преодоление стереотипов о том, что женщины слабые и пассивные – решающий шаг на пути к пониманию природы насилия. Представители феминизма, которые придерживаются полицейских методов в разрешении проблемы насилия и отстояли практику обязательного реагирования, склонны игнорировать агрессию и насилие, совершаемое женщинами, как нечто не существенное и не важное. Они отрицают влияние, которое женщина может оказывать на генезис мужской агрессии. То, что мужчины чаще всего называют причинами своей агрессии, а именно, что женщина "пилит", "действует на нервы", "заводится и не может остановиться", не воспринимается серьезно.

Результаты свыше ста исследований демонстрируют высокий уровень агрессивности и насилия, совершаемого женщинами. Так, национальные исследования домашнего насилия в США в 1975г. и 1985г., проведенные М. Страусом, Р. Геллесом и С. Стейнметц, выявили примерно равный и даже чуть более высокий уровень насилия, совершаемого женщинами в отношении мужчин. Под насилием М.Страус и его коллеги понимали "действия, направленные на причинение физической боли или травм независимо от того, были ли в результате насилия нанесены травмы или нет".

Одно из исследований семейного насилия, проведенное в России в 1996г., выявило, что женщины чаще являются инициаторами вербальных оскорблений, особенно в возрасте от 18-29 лет, и провоцируют физические оскорбления. Авторы подчеркивали, что "в оскорбительное поведение вовлечены и мужчины и женщины: одни мужчины не могут быть виноваты в кризисных семейных ситуациях, которые заканчиваются насилием".

Профессор выработала свою собственную модель реагирования на насилие в семье, которую назвала "Круг домашнего насилия" (theIntimateAbuseCircle) основывающуюся на комплексе примиряющего и терапевтического стилей. С позиции примиряющего стиля девиантное поведение одного из членов семьи рассматривается как индикатор дисгармонии всей системы, которую нужно восстановить до уровня первоначальной гармонии. Терапевтический стиль заключается в признании наличия у насильника проблем с контролем своих мыслей, чувств и поведения. В рамках этого подхода предполагается такое терапевтическое воздействие на личность девианта, которое меняет эту личность, возвращая ее к норме.

На встречи, организуемые специалистами, приглашаются не только насильник и жертва, но и близкие родственники. Главная задача этих встреч не найти виновного и не оправдать жертву, а проследить динамику отношений между партнерами, установить вину каждого члена семьи и сообща выработать план дальнейшего прерывания цикла насилия. Автор считает, что признание такой модели позволит не только глубже понять природу домашнего насилия, снизить уровень его, но и помочь женщинам овладеть большим контролем над ситуацией и принимать собственные решения.

В зарубежных странах существует достаточно широкий спектр программ, применяемых для реабилитации женщин жертв насилия. Наиболее применяемыми в зарубежных центрах являются программы:

Программа реабилитации жертв насилия (Калифорния, США)- подход построен на групповом обсуждении проблемы насилия. Широко используется в кризисных центрах США.

"Bup-Elefanten" (Стокгольм, Швеция) - программа направлена на лиц, которые пережили насилие в детстве, но по какой – то причине не стали обращаться за помощью в кризисный центр.

"Внутренний проект вмешательства в случаях насилия в семье" (Domestic Violence Intervention Project - DVIP) – программа, направленная на работу с насильником.

Также заслуживает рассмотрения модель профессора Л. Миллс "Круг домашнего насилия" (theIntimateAbuseCircle), основывающаяся на комплексе примиряющего и терапевтического стилей.

Глава 3. Исследование:Комплексный анализ форм помощи, оказываемых женщинам –жертвам семейного насилия на примере Кризисного центра для женщин.

3.1.Программа исследования: Комплексный анализ форм помощи, оказываемых женщинам – жертвам семейного насилия на примере Кризисного центра для женщин.

Домашнее насилие не имеет никаких культурных, социальных, экономических, классовых, религиозных и территориальных границ. 30-40% тяжких преступлений на территории России совершаются в семье. В 70% насильственных правонарушений в семье жертвами являются женщины и дети. По словам советника по делам женщин при президенте РФ, в стране ежегодно от рук партнеров погибают 14 тыс. женщин. Число случаев избиения женщин их партнерами составляет, по имеющимся данным, 36 тыс. в день.

Однако проблема является скрытой, т.к. во-первых, с точки зрения пострадавшей, ее повсеместное обнаружение сопряжено с опасностью разрушить образ благополучной, счастливой семьи. Жертвы насилия часто не хотят сообщать о пережитом насилии, стыдясь за себя, не желая "предавать" семью, страшась вновь эмоционально пережить этот инцидент, опасаясь мести и агрессии со стороны обидчика, из-за отсутствия веры в эффективность правоохранительных органов.

Во-вторых, с точки зрения общественности, часто семейное насилие рассматривают, как сугубо личное или семейное дело, тяжесть подобных правонарушений занижают, а жертву обвиняют. Нередко и родственники, и власти обвиняют именно жертву в том, что она сама спровоцировала акт насилия. При этом к жертве насилия относятся без должного понимания и сочувствия, не пытаются ее поддержать.

Такая предвзятость на практике приводит к отказу принимать жалобы, грубому обращению с потерпевшей, задержкам в передаче дел на рассмотрение в суд. В России сотрудники милиции отказываются зарегистрировать жалобу.

В итоге наблюдаются сложности с получением полной официальной статистики. Стороннему наблюдателю предоставляют благоприятную картину общества, а женщина остается наедине со своей болью. Именно с целью помочь этой категории женщин создаются кризисные центры для женщин.

Кризисные Центры для женщин -это организации, которые работают над решением проблемы насилия в отношении женщин и детей, включая физическое, психологическое, сексуальное, эмоциональное и экономическое насилие. Сейчас в России существует более 40 кризисных центров и их число с каждым годом увеличивается. Женщины, подвергающиеся насилию, получают поддержку по всей России: в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Иркутске, Саратове, Нижнем Тагиле и других городах. Движение Кризисных центров России с каждым годом становится сильнее, все больше женщин, которые не хотят мириться с насилием в своей жизни. Идея открытия таких центров возникла за рубежом и на сегодняшний момент активно развивается и совершенствуется.

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день существует несколько кризисных и реабилитационных центров, оказывающих помощь женщинам и девушкам, перенесшим насилие, подвергшимся сексуальной эксплуатации, жертвам трэффика. Это Городской кризисный центр на Московском, организация "Александра" и Кризисный центр для женщин Натальи Ходыревой.