Смекни!
smekni.com

Молодежная субкультура. Толкиенисты (стр. 1 из 4)

Санкт-Петербургский Государственный Технологический Институт (Технический Университет)

Кафедра социологии

Учебная дисциплина: Социология

Курсовая работа

Тема: «Молодежная субкультура. Толкиенисты»

Студент:Лебедев Р.В.

Санкт-Петербург

2010 г.


Содержание

Введение

Глава I

§1 История

§2 Немного об авторе

Глава II

§1 О ролевиках

§2 Ролевые игры

§3 Письмена и языки

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В ходе этой работе мы постараемся разобрать субкультуру толкиенистов. Объект исследования – молодежная субкультура. Предмет – молодежная субкультура толкиенистов в социологии.

Цель данной работы: подробно разобрать структуру толкиенистского движения и рассмотреть его влияние как субкультуры на молодежь.

Задачи: необходимо дать определение молодежной субкультуры, ввести в суть толкиенистского движения, привести примеры, рассказать про основателя (автора) движения, рассказать о последователях, рассмотреть историю развития.

Начнем с определения культуры и субкультуры. Слово "культура" происходит от латинского colere, что означает культивировать, или же возделывать почву. В средние века слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых (возник термин agriculture - искусство земледелия). Но уже в XVIII - XIX оно приобрело новое значение - его стали употреблять по отношению к людям, имея в виду их начитанность, изящество манер и т.д. Однако тогда этот термин применялся в основном к аристократам - "культурным", чтобы отделить их от "некультурных". В наше время термин еще более преобразился - теперь мы ассоциируем культуру с чтением классики, любовью к классической музыке, посещением театров и т.п.

В широком плане под субкультурами в социологии обычно понимают те социальные образования внутри общества, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаями, нормами, ценностными ориентациями, стилем поведения, а иногда и институтами. Существование субкультур является неизбежным следствием культурной дезинтеграции, ситуации, когда каждый может - и вынужден - относительно свободно выбирать из множества вариантов правил мышления и поведения.

В настоящее время в мире существует огромное множество различных субкультур, самые популярные из них: эмо, панки, готы, скинхеды, анимешники и другие. Всех их объединяет то, что эти люди выделяются из толпы, и встретив такого человека в метро, можно с большой вероятностью определить к какой субкультуре он относится. Но с толкиенистами дело обстоит иначе. Внешне такие люди ничем не отличаются от всех остальных, и даже поговорив с таким человеком, нельзя сказать однозначно толкиенист он или нет. Так чем же они отличаются от обычных людей?

Во-первых, ни один толкиенист не является таковым, если не прочел бессмертное произведение Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин Колец». Особо продвинутые личности должны читать «Сильмариллион» и даже цитировать его.

Во-вторых, толкиенисты устраивают ролевые игры на природе (о них мы поговорим чуть позже), где, одевшись как мифические персонажи, игроки отождествляют себя с оными и ведут себя соответствующим образом.

В-третьих, каждый выбирает для себя, кем он будет: орком, эльфом, человеком или магом. Придумывает себе новое имя, в основном имена берутся из Книги. И наконец создает соответствующую атрибутику для своего персонажа (одежда, меч, лук, кольца, подвески и пр.)

Термин «молодежная субкультура» не подходит в данном случае, так как этим увлекаются не только молодежь. Есть очень много взрослых людей, которых смело можно назвать толкиенистами, хотя скорее они и являются истинными носителями этой субкультуры. Толкиену удалось создать полноценным мир, в который поверили миллионы людей. Этот мир позволяет уйти от реальности и погрузится в волшебство, сказку. Профессор (так называют писателя ролевики) создал так же несколько полноценных языков, но которых некоторые могут говорить и писать.


Как и любой другой субкультуре, ей присуще свои песни, шутки, поговорки и даже молитвы. Так, например музыкальная группа Эпидемия внесла весомый вклад в развитие течения. Для привлечения удачи, продвинутый толкиенист возносит молитву Светлой Владычице:

A Elbereth Gilthoniel, silivren penna míriel o menel aglar elenath! Na-chaered palan-díriel o galadhremmin ennorath, Fanuilos, le linnathon nef aear, sí nef aearon!

Для полного соответствия выбранному образу толкиенист изучает искусство владения мечем, делает себе доспехи, плетет кольчугу. Чтобы показать себя и посмотреть на других такие люди собираются в группы и устраивают турниры, порой уровень таких мероприятий настолько высок, что для реалистичности строятся крепости, возводятся палаточные городки.

Разберем все сказанное более подробно.


История

Впервые толкиенисты появились в Америке и Европе в середине 60-х. Тогда народ просто заболел книжками английского профессора, но главными фанатами стали, конечно, школьники и студенты.

Считается, что фэнтэзимания стала способом бегства от реального мира. Западная молодежь того времени устала от ценностей "общества всеобщего благоденствия" и естественным путем бегства из мира излишнего рационализма и прагматизма стал "путь в сказку", где жизнь проще и понятнее - мир героев и врагов, где каждый может стать героем.

Исследователи считают, что можно даже установить точное время начала толкиеномании: лето 1965 года, когда американской аудитории не хватило миллионного тиража "Властелина колец". Студенты Гарварда обзавелись значками: "Да здравствует Фродо!", "Гэндальфа - в президенты!", и т.д. Это было время, когда даже в газетах встречались названия статей типа "Еще немного Мордора!" - и люди это понимали! В пике толкиеномании даже президент США - Рональд Рэйган, спускаясь с борта самолета, называет СССР "shadowland" и "Land of Mordor" (эпитеты из книги, упомянутые именно потому, что они могли быть поняты населением США - а эти слова транслировались на всю страну!).

Возможно и это, и нападки самого Толкиена - в последних главах - обусловило столь резкое неприятие этой культуры советской властью. Волна толкиенизма прокатилась по всему миру, но в нашу страну проникла только в конце 80-х.

Полные переводы Толкиена появились впервые в России только в начале девяностых. Именно тогда начали появляться в России первые толкиенисты. Но массовость это явление получило только в середине нашего десятилетия. Тогда только немногие ходили на игры в лес. Под Санкт-Петербургом в Заходском проходили РХИ (Региональные Хобитские Игры), участники которых разбивались на несколько лагерей и жили как хиппи, кто хотел сражался, кто-то просто отдыхал, не обошлось и без алкоголя, но дух ролевой игры витал повсюду.

С другой стороны, среди почитателей ролевых игр - о них позже, сейчас же только об их истории - существует такое мнение, что ролевые игры начинались не с Толкиена. В свое время в Америке получили широкое распространение так называемые ролевые игры, предложенные населению в качестве метода психологической реабилитации, но очень скоро переросшие первоначальную задумку, ибо спустя некоторое время в недрах массового движения толкиенистов родилось историческое решение провести игру по Толкиену. Только тогда и началась горячка "ролевух", как их называют наши игроки.

После 97г атмосфера ролевых игр сильно изменилась. Пришли новые игроки, которые главной задачей ставили выделиться из толпы и помахать мечем. Компании стали собираться не только в лесах, но и в городе.

Немного об авторе

Джон Ро́нальд Руэл То́лкин был оксфордским профессором англосаксонского языка (1925—1945), английского языка и литературы (1945—1959). Ортодоксальный католик, вместе с близким другом К. С. Льюисом состоял в литературном обществе «Инклинги». 28 марта 1972 года Толкин получил звание Командора Ордена Британской империи от королевы Елизаветы II.

После смерти Толкина его сын Кристофер выпустил несколько произведений, основанных на заметках и неизданных рукописях отца, в том числе «Сильмариллион». Эта книга вместе с «Хоббитом» и «Властелином колец» составляет единое собрание сказок, стихов, историй, искусственных языков и литературных эссе о вымышленном мире под названием Арда и его части Средиземье. В 1951—1955 годах для обозначения большей части этого собрания Толкин использовал слово «легендариум».

Многие авторы писали произведения в жанре фэнтези и до Толкина, однако из-за большой популярности и сильного влияния на жанр многие называют Толкина «отцом» современной фэнтези-литературы, подразумевая, главным образом, «высокое фэнтези»

Ещё в детстве Джон со своими товарищами придумали несколько языков, чтобы общаться между собой. Эта страсть к изучению существующих языков и конструированию новых осталась с ним на всю жизнь. Толкин является создателем нескольких искусственных языков: квенья, или язык высоких эльфов; синдарин — язык серых эльфов. Толкин знал несколько десятков языков, новые языки составлял, во многом руководствуясь красотой звучания. Сам он говорил: «Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда».

Он посвятил себя научной карьере: сначала преподаёт в Университете Лидса, в 1922 году получил должность профессора англо-саксонского языка и литературы в Оксфордском университете, где стал одним из самых молодых профессоров (в 30 лет) и скоро заработал репутацию одного из лучших филологов в мире.

В это же время он начал писать великий цикл мифов и легенд Средиземья (англ. Middle-Earth), который позже станет «Сильмариллионом». В его семье было четверо детей, для них он впервые сочинил, рассказал, а потом записал «Хоббита», который был позже опубликован в 1937 году сэром Стэнли Ануином. «Хоббит» пользовался успехом, и Ануин предложил Толкину написать продолжение; однако работа над трилогией заняла длительное время и книга была закончена только в 1954 году, когда Толкин уже собирался на пенсию.