Смекни!
smekni.com

Рабочий класс России в начале XXI века: концепции, исследования. Связь с теорией Маркса (стр. 3 из 4)

К деградации рабочего класса приводят также и другие факторы. Например, заработная плата, которая оставляет желать лучшего. Из постановления правительства РФ от 16 марта 2000 г. Следует, что трудоспособный мужчина в среднем потребляет в день до 2730 килокалорий, но в тех же документах признано, что минимальная потребность у горнорабочих, шахтеров и т.д. составляет 3400-3700 килокалорий. Получается, что этот рабочий тратит в день на свое пропитание гораздо больше денег, чем кто-то другой. Но правительство это не заложило в прожиточный минимум. Также в нем не учитываются расходы на транспорт, на связь, оплату коммунальных платежей. Также не учитывается и состав семьи. Получается, что месячная зарплата не может обеспечить всю семью, а только самого рабочего. Диктатура голода вытесняет из сознания рабочего все остальное, появляется мысль о том, как бы выжить. Это одна из важнейших причин, почему в рабочем классе до сих пор не сложилась ни классовая солидарность, ни осознание своих особых интересов.

Лицом рабочего класса всегда являлись не люди без профессиональной подготовки, а квалифицированные рабочие. Однако, у этой группы индустриальных рабочих на рынке труда сегодня свои проблемы и перекосы.

В 1999 г. труженики физического труда, имеющие высокую и среднюю квалификацию, составляли 84,5%, а низкую – 15,5%. Через пять лет соотношение стало иным: 72,2% и 27,8%. Опубликованные Росстатом данные за 2005 и 2006 гг. свидетельствуют, что эта тенденция сохраняется. Выходит, рост численности рабочего класса России идет рука об руку с его деградацией. Численность квалифицированных рабочих, покинувших армию безработных, составила 7,5 млн. человек, однако численность занятых в отечественной индустрии квалифицированных рабочих увеличилась только на 1,5 млн. человек. А куда подевались остальные 6 миллионов? Переход в категорию гастарбайтеров, покинувших Россию, столь невелик, что этой величиной, можно пренебречь. Получается, что за 5 лет около 6 млн. квалифицированных рабочих достигли пенсионного возраста, и рассчитывать на них российская экономика практически не может. Несмотря на существенную безработицу в течение почти всего 2006 г. предприятия и организации страны ежемесячно испытывали потребность в 1,0–1,15 млн. работников. Дело в том, что среди пяти с лишним миллионов безработных уже трудно найти высококвалифицированных работников физического труда, так как большинство из них теряют навык, профессионализм, ибо им приходится каким –то образом осваивать новые профессии. Таков горький результат разрушения отечественной экономики. Также заметен процесс старения квалифицированной рабочей силы. Нынешний средний трудовой стаж как квалифицированных рабочих, так и операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин, слесарей-сборщиков достиг почти 23 лет. В сравнении с данными советских социологов, этот показатель вырос почти на восемь лет.

Мы подошли к проблеме безработицы в нашей стране. Статистический справочник сообщает профессиональную принадлежность нынешних безработных. Больше всего среди них "квалифицированных рабочих",( тех, кто сейчас в связи с закрытием многих предприятий и также в связи с тем, что с развитием новых технологий, руки человека отходят на второй план.) крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр – 1 млн. 791 тыс. человек. Если к ним прибавить безработных операторов, аппаратчиков, машинистов машин и слесарей-сборщиков, то проводимый курс делает "лишними людьми" примерно 3 млн. квалифицированных рабочих. Эта цифра мало изменилась по сравнению и с катастрофическим 1997-м и дефолтовским 1998 годами. За ними не только экономический упадок, но и деградация рабочей силы, что особенно опасно, так как в последующем может быть их дефицит.

Теперь речь пойдет о реакции рабочих на условия труда и на их действия. Опять же, обращаясь к истории начала XX века, мы помним постоянные стачки и забастовки. В современной же России подобные действия потеряли свою актуальность. Забастовки - классическая форма социальной активности рабочих, но они составляют лишь часть протестных действий и не исчерпывают всего спектра коллективной деятельности. Защита своих интересов - это одна из особенностей характеристики класса.

90-е годы убеждают, что забастовка осталась в числе важных средств протеста трудящихся против эксплуатации. За десять лет они прошли на 61653 предприятиях и организациях, общее количество их участников составило 4 млн. 444 тыс. Если в 1990 году забастовки проходили на 260 предприятиях и вовлечено в них было около 100 тысяч человек, то в 1991 году под протестными лозунгами работа прекращалась на 1755 предприятиях и организациях, в акциях участвовало 237,7 тысячи человек, количество потерянного времени в среднем на одно бастовавшее предприятие - 1319 человеко-дней. Резкий рост числа забастовок в 91-92 годах можно объяснить протестами против шокотерапии. Их спад в 1993 г. связан скорее со страхом, посеянным прежде всего расстрелом Дома Советов России. Однако стачки 93-94 годов были особенными своей массовостью. В среднем в каждом протестовавшем коллективе в них участвовало до 450 работников. Никогда позже такой показатель уже не повторялся. В 1995-1999 годах забастовки вошли в повседневность, почти ежегодно в них участвовало полмиллиона человек, а их пик пришелся на 1997 год. В 2000 году бастовало, по данным Госкомстата (профсоюзы дают более высокие цифры), только 48 предприятий и организаций, из них 47 - учительских коллективов. Все аналитики сходятся на том, что вновь воскресла вера в "хорошего царя", одно из самых ярко выраженных проявлений мелкобуржуазности, которая и у советского-то рабочего класса напоминала скрытую форму тяжелой болезни. Рабочие в третьем поколении в 80-е годы составляли абсолютное меньшинство рабочего класса. Среди всего городского населения России к 1990 году горожане в первом поколении составляли почти пятую часть городского населения, примерно еще такая же доля - горожане во втором поколении. Эти цифры можно распространить и на рабочий класс. Иначе говоря, мелкобуржуазные корни в нем дремали, но не высохли.

Эта особенность рабочего класса ярко проявилась в ходе перестройки. Положение мелкого буржуа (например, продавца в частной лавке, спекулянта на рынке, челнока и т.п.) многие нашли более предпочтительным, чем положение труженика госпредприятия. С одной стороны рабочий сам активно переходил в кооперативы, привлекаемый легким рублем, с другой - массовая безработица 90-х с неизбежностью толкала его в ряды мелкой буржуазии.

Итак, в XXI век промышленные рабочие России вступают не слишком радивыми учениками своих учителей, давших пролетариату уроки стачечной борьбы. Откликом на столь ненормальное положение стали утверждения об исчезновении с социального поля отечественного рабочего класса.

Сравнительная характеристика рабочего класса по Марксу и Энгельсу и рабочего класса в современной России

Несомненно, между XX и XXIвеками есть огромнейшая разница. Изменилась наша жизнь, города стали больше, наука стала развиваться гораздо быстрее, появились новые технологии и много чего другого. Естественно также и то, что изменился образ жизни людей. Сравним положение рабочего класса в начале XX века и положение рабочего класса в современной России.

1) В период революционных событий 1905 г. и 1917 г. рабочий класс нашей страны всё ещё оставался не очень многочисленным. Историки, экономисты, социологи и представители других гуманитарных наук до сих пор ведут дискуссии о численности отдельных его слоёв и даже общей численности. Наиболее убедительно выглядят следующие расчёты: удельный вес рабочих вместе с семьями в. возрос с 14,6 % в 1913 г., до 33,5 % в 1939 г. и 59,8 % в 1972 г. Сейчас же рабочее население страны составляет более 40 % от общей численности.

2) Неизменным осталось то, что рабочий класс был и остается самым многочисленным среди всего населения.

3) Рабочий класс, само рождение которого было связано с развитием современного индустриального общества, был одним из наиболее грамотных классов страны, но в то же самое время в царской России примерно около половины рабочих не умели ни читать, ни писать. Сейчас любой ребенок обязан получить образование! Следовательно неграмотных людей в России ничтожно малое количество.

4) Маркс писал о том, что пролетариат не имел никакой собственности. В современной России, большинство людей имеют какую - либо собственность.

5) Материальное положение рабочих было очень разным и зависело не только от профессии, но даже места жительства. Особенно высоко оплачивались рабочие-металлисты и некоторые горнозаводские рабочие. Некоторые из них имели свои дома, коров, лошадей, землю. Но подавляющее число рабочих влачило жалкое существование, труд их оплачивался крайне низко, не было никаких социальных гарантий. Сегодня в России практически все, уважающие себя, организации, имеют социальный пакет, который позволяет работнику чувствовать себя в какой-то мере социально защищенным.

6) Многие проблемы рабочих были в те годы связаны со степенью развитости рабочего законодательства: его становление в России явно отставало от потребностей быстро растущего рабочего класса, хотя оно вовсе не было таким отсталым и ущербным, как о том писали советские и некоторые современные авторы. Наоборот, в России зачатки трудового законодательства и элементы рабочего самоуправления начали развиваться раньше, чем на Западе. Низкие заработки, проблемы с получением образования и неразвитостью политических свобод — всё это превращало рабочий класс в оппозиционную самодержавию силу. Рабочий был низведен до положения товара и не имел никаких прав. Сегодня ситуация изменилась, но осталось то, что бедный человек в обществе как не являлся приоритетным так и остается в большинстве случаев в таком положении, но законы равны для всех, хотя те, кто имеет деньги в наше время находит лазейки в законах для осуществления свои