Смекни!
smekni.com

Социологический анализ генезиса, функционирования и развития науки и научного творчества (стр. 2 из 2)

6. Правила дисциплинарной деятельности, фрагментированные по видам-ролям. Обычно они задаются деятельностью теоретика в процессе трансляции через механизм подготовки дисциплинарных кадров как парадигма, основанная на каноне деятельности, изъятом в процессе теоретического сжатия из наличных результатов. В период смен парадигм (дисциплинарные революции) правила пересматривают и создают новые обычно в том же процессе теоретического сжатия с учетом новых результатов, не поддающихся истолкованию в рамках старой парадигмы.

7. Сеть цитирования - интеграция массива наличных peзультатов в целостность. Она возникает как побочный продукт деятельности исследователей, объясняющих новое от наличного и включающих свои результаты с помощью ссылок на наличное в массив наличных результатов.

8. Предмет дисциплины - поле поиска новых результатов, определенное действующей дисциплинарной парадигмой по каноническому описанию формы возможного продукта.

Теология отличается от науки тем, что ее верифицирующая процедура обращена в прошлое и оформлена как ссылка на один из текстов наличного массива результатов, который на правах постулата дисциплинарной деятельности и символа веры признается носителем истин в последней инстанции, способным как первопричина ряда сообщать свойство истинности всем другим результатам массива, в том числе и будущим. Верифицирующая процедура науки, напротив, отделена от объясняющей и обращена в будущее, оформлена как ссылка на предмет - источник истинности всех наличных и будущих результатов, на общую для дисциплины первопричину истинности всех ее рядов.

Также среди различий можно отметить, что правило запрета на повтор не распространяется в теологии на процедуры верификации, т. е., ссылаясь на текст-носитель истины, теолог не обязан учитывать, ссылались ли на это место текста раньше и с каким результатом. В науке правило запрета на повтор распространено и на процедуры верификаций, так что, обладай предмет науки текстуальной природой, ученому было бы запрещено вторично возвращаться к тем местам текста, которые уже цитировались ради сообщения результату истинности.

Иными словами, в теологии и объясняющая и верифицирующая процедуры ориентированы на прошлое, и теолог, объясняя свой результат со ссылками на заведомо истинные и им самим выбранные места текста - носителя истины, одновременно этот результат и верифицирует. Дисциплинарный смысл и дисциплинарная истинность слиты в теологии в нерасчлененное целое, операции объяснения и верификации наложены друг на друга, и предмет теологии определен лишь способностью теолога объяснять нечто со ссылками на текст-носитель, т. е. теолог способен социализировать и передавать в массив теологического знания находки самого неожиданного свойства, если ему удается объяснить их со ссылками на текст-носитель истины или на другие результаты, которым сообщено уже свойство истинности.

В науке это единство объясняющих и верифицирующих процедур расщеплено на две самостоятельные операции, процедуры различены как по относительному дисциплинарному времени - объяснение обращено в прошлое, а верификация в будущее дисциплины, так и по абсолютному или "астрономическому" времени: верификация всегда предшествует объяснению-интеграции (социализации) результатов.

3. Гипотеза происхождения опытной науки. Проблемы приложения опытного знания.

Наука возникает в рамках единого процесса раскрепощения социальной формы, который начался в Европе в 14 – 15 веках и характеризовался складыванием национальных государств, реформацией, возникновением капиталистических отношений индустриального производства, рынка, разложением социального бытия на политическое и гражданское, на инерционное и обновляющее. Наука возникала из гражданского бытия как один из способов активного воздействия на политическое бытие ради его обновления.

Ключевые понятия, структуры и механизмы науки – концепты, причины универсальной формы научного знания, объекта, фильтры объективного и социального отбора, публикация – все они возникли в 17 – 18 веках, но возникали они не на пустом месте, не за счет изобретения, что применимо лишь к публикации, а за счет переработки и связи в систему существующего. При этом часть трансформируемых явлений – культурные контакты, например, - не обладала европейской спецификой, тогда как другая часть – логическая картина мира, имела долгую историю в европейской культурной традиции.

Общий смысл возникновения науки, его внутренний стержень и содержание, есть удавшаяся попытка нагрузить человеческую способность мыслить социальной функцией обновления. Завершающим шагом возникновения науки было создание постоянного действующего механизма публикации в форме научной периодики, который связал в систему и преемственность все виды научной деятельности. Лишь с конца 17 века когда в большинстве европейских стран были организованы академии и научные сообщества, журналы, наука становится автономным социальным институтом обновления.


Заключение

Таким образом, науку Петров связывает с дисциплинарностью. Она впервые появляется в Древней Греции. Первый этап науки связан со становлением греческой философии, затем (второй этап) с христианской Библией, где она отрывается от эмпирического мира и предстает в форме теологии и, наконец, третий этап – 16 – 17 век, где наука опять возвращается к эмпирическому миру, но уже через эксперимент, а не через натурфилософию, как это было на первом этапе.

В Новое время происходит очень важное событие – отщепление науки от метафизики, теологии. Но при этом нельзя говорить о полной их независимости друг от друга – они имеют общий научно-теологический базис. Европейская наука осознает себя как связанную с теологией, а это значит, что в своих исследованиях мы не должны, как например Гегель, проскакивать историю Средних веков, чтобы понять развитие и специфику науки.


Список использованной литературы

1. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

2. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов – на – Дону, 1992.