Смекни!
smekni.com

Миграция молодёжи на Запад: демографические, социальные и экономические аспекты (стр. 2 из 7)

1.2 Основные аспекты молодёжной миграции

Миграционная политика любого государства должна опираться на количественные ориентиры. Без этого невозможно понять, какими будут цели, направления и объемы работы по управлению миграционными потоками, невозможно обосновать затраты и оценить возможный результат предпринимаемых шагов.

Как никогда раньше молодые люди находятся в движении. За последние несколько десятилетий политические, экономические, социальные и демографические перемены во многих частях мира сорвали многих людей с их родных мест и стимулировали миграцию в города и за границу. Рост объемов торговли, более дешевые и более быстрые средства транспорта и более легкие коммуникации побудили большое число молодых людей к миграции, как в пределах своих родных стран, так и через национальные границы.

Мечта о лучших возможностях и спрос на их рабочие руки за рубежом побуждают многих молодых людей решиться на миграцию. Насилие, войны, нищета, безработица, преступность и преследования заставляют многих из них искать спасение в миграции.

Многие покидают родные места, не имея при себе практически ничего, лишь немного денег и скудную информацию о месте своего назначения; однако они берут с собой большие ресурсы молодости, упорство, изобретательность и настойчивость. Вместе с тем, именно по причине своего молодого возраста они сталкиваются с препятствиями и опасностями, которые проверяют их на прочность.

Молодые люди-мигранты преисполнены решимости. У многих из них нет рабочих документов, и они пересекают границы под видом посетителей или туристов. Другие платят деньги контрабандистам за то, чтобы они провезли их в другие страны. Если нужно, то они пересекают океаны на утлых суденышках или едут через раскаленные пустыни, спрятавшись в грузовиках. Они находят свой путь.

Однако молодые люди-мигранты уязвимы. Контрабандисты могут отвезти их в другое место назначения вместо того места, куда они хотели попасть. Путешествие, которое многие начали как путь к лучшей жизни, может окончиться для многих из них, особенно для молодых женщин, попаданием в западню: в сети торговцев людьми, которые будут подвергать их сексуальной эксплуатации или заставят вести практически рабское существование в качестве домашней прислуги. Некоторые молодые люди попадают в водоворот войны или гражданского конфликта. Их забирают на воинскую службу как солдат или же им приходится спасаться бегством вместе со своими семьями или без них.

Международная миграция молодежи имеет демографические, социальные, культурные и экономические последствия. На молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет приходится более 30 процентов населения развивающихся стран.

Многие страны, в особенности страны со стареющим населением, выигрывают благодаря прибытию молодых мигрантов, выполняющих самую низкооплачиваемую работу, которую больше никто не хочет делать, внося свой вклад в работу гигантских механизмов, которые обеспечивают жизнедеятельность городов и общин. Они служат в качестве источника низкоквалифицированной рабочей силы для сельского хозяйства и строительства; они выполняют работу домашней прислуги, а также работают в сфере обслуживания в жилых кварталах, гостиницах и ресторанах. Кроме того, растет спрос и на квалифицированных работников в таких отраслях, как здравоохранение, коммуникационные технологии и спорт.

Эмиграция молодых людей ведет к сокращению численности рабочей силы среди наиболее высокопродуктивной возрастной группы в направляющих странах, включая многих молодых людей, которые только что получили профессию или квалификацию. С другой стороны, молодые мигранты посылают деньги домой в свои страны и привозят обратно свои профессиональные навыки и опыт, когда они возвращаются домой.

Миграция означает утерю связей с семьями и друзьями, которые дают молодым людям поддержку и чувство принадлежности и осознания собственной личности. С другой стороны, молодые женщины, в частности, могут найти определенную степень свободы от традиционных ограничений.

Интеграция в значительной мере зависит от политики принимающей страны с точки зрения оказания помощи молодым мигрантам в изучении языка, поиске работы, обеспечении жильем, получении образования и медицинского обслуживания, а также в плане их защиты от расизма, ксенофобии и дискриминации. Это также зависит от способности мигрантов к адаптации. Молодые люди гораздо чаще проявляют гибкость и стремление к тому, чтобы учиться и поэтому могут оказывать помощь своим старшим родственникам.

Молодые женщины, которые мигрируют в одиночку, могут влиться в жизнь принимающей страны, исходя из своих собственных устремлений, и пользоваться той свободой, которую им дают образование и работа. Однако, на уровне семьи во многих общинах иммигрантов проявляется инстинкт ограничивать внешние контакты своих дочерей и связанные с этим риски. Такие проблемы могут вести к возникновению трений между мигрантами и принимающими их странами, а также к возникновению трений в самих общинах. Эти проблемы понимаются полностью только сейчас.

Несмотря на риски, сопряженные с миграцией за границу, многие молодые люди находят благоприятные возможности, которые дают им работу, позволяют повысить квалификацию, приобрести знания об окружающем их мире и установить связи, которые отвечают интересам как принимающих стран, так и стран происхождения.

Однако, учитывая ограниченные и неравные возможности, не следует удивляться тому, что большая доля молодых людей в развивающихся странах и странах с переходной экономикой хотят эмигрировать, например, 51 процент в арабских странах; 63 процента в Боснии; более 60 процентов в Приморском крае на Дальнем Востоке в России; 47 процентов в Перу и 25 процентов в Словакии.

В последнее время все больше внимания уделяется такой проблеме, как «утечка мозгов». Под этим термином принято понимать миграции высококвалифицированной рабочей силы. По крайней мере 2/3 притока “мозгов” в мире приходится на США. Доля иммигрантов среди специалистов составляет там 57%, в том числе 40% инженеров и специалистов по ЭВМ, большое количество преподавателей технических дисциплин в университетах и колледжах. По оценкам чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного “среднего” ученого гуманитария составлял в 70-е годы 230 тыс. долл., ученного в области общественных наук – 235 тыс. долл., инженера – 253 тыс. долл., врача – 646 тыс. долл. В результате экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составляла не менее 15 млрд. долл. Прибыли, получаемая Канадой в процессе эксплуатации умов эмигрантов, в 7 раз больше объемов её помощи развивающимся странам. В Британии выгоды от привлечения иностранных специалистов в три раза превышают размеры её экономической помощи странам Азии и Африки.

Миграция охватила все континенты, весь мир и приобрела поистине глобальный характер. На начало последнего десятилетия XX века в мире уже насчитывалось более 45 млн. трудящихся-мигрантов. Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов – важнейшая особенность современности. Этот процесс формируется технологическим прогрессом и развитием коммуникаций.

В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами.

Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран: США, Канада и Австралия.

Будучи наиболее экономически развитой страной, США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс. человек.

Сегодня европейские страны превратились в плавильный котел для мигрантов из разных регионов мира. Причем в каждой стране в силу исторических причин сформировалась своя специфика меньшинств. Так, во Франции 36% мигрантов составляют выходцы из Северной Африки (Марокко, Алжира и Туниса) и еще 18% — из бывших французских колоний к югу от Сахары. В Германии живет 2,3 млн. выходцев из Турции (основной поставщик гастарбайтеров в 70−х) и 1,4 млн. — из стран бывшей Югославии (Германия охотно давала им статус беженцев во время войны в Боснии и событий вокруг Косово). В Испании 23% иммигрантов родом из Марокко, отделенного от Европы узким Гибралтарским проливом, а еще 20% — из стран Латинской Америки (гражданам бывших испанских колоний не нужна виза для въезда в метрополию). В Британии 25% мигрантов родом из Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш) и 13% — из Африки (преимущественно из бывших британских колоний — ЮАР, Нигерии, Ганы).

Мигранты стремятся попасть туда, где уже живут их родственники и знакомые, что облегчает доступ на рынок труда. А также в крупные города, где постоянно возникают рабочие места в промышленности и сфере обслуживания. Поэтому они часто превращаются в достаточно заметные группы населения. В любом крупном европейском городе есть районы, где живут преимущественно мигранты. Так, турки составляют сегодня 7% населения берлинского Кройцберга, а индопакистанцы — 34% населения лондонского Брикстона. В Британии же находится Лестер — единственный в Европе город, где белое население составляет меньшинство, всего 47%.