Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.
Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта – это первый уровень технологического воздействия.[9]
Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того – является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.[10]
В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.
Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта.
Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.
Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.
Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.[11]
Границы этой группы размыты и подвижны. Существует множество различных возрастных классификаций как зарубежных, так и отечественных. В некоторых не существует даже такой возрастной группы как молодежь, в нее условно включают юношеский возраст (17-21 год в возрастной периодизации СССР) и первый период зрелости (31-35 лет там же). В литературе представлены возрастные классификации как зарубежными учеными (Д. Биррен, Д. Бромлей, Д.Векслер) так и отечественными (В.В. Бунак, В.В. Гинзбург).
По Д. Биррену, юность длиться от 12 до 17 лет, по Д. Бромлею – от 11 до 21, по Д. Векслеру – от 16 до 20, по В.В. Бонаку – от 17 до 25, по В.В. Гинзбургу – от 16 до 24. В рассматриваемых классификациях отсутствует единое мнение относительно нижних и верхних границ юности.
Так же все авторы отмечают неоднородность зрелости, которую расчленяют на раннюю и позднюю. По Д. Биррену, ранняя зрелость продолжается от 17 до 25 лет, по Д. Бромлею – от 21 до 25, по Д. Векслеру – от 20 до 35, по В.В. Бонаку – от 20 до 30 (женщины) и 25 -35 (мужчины), по В.В. Гинзбургу – от 24 до 40 лет. Здесь также нет совпадения в границах выделяемых возрастных периодов.
Классификации возрастных периодов строились на разных основаниях: физиологических, демографических, антропологических, демографических, психологических, социологических.[12] А, как известно, зачастую психологические, социальные и физическое развитие не совпадает.
Существуют так же различные толкования места юности в системе возрастов. Гинзбург считает, что юность является переходным периодом к зрелости. Немецкий антрополог Г. Грим, отмечая неопределенность положения юности в системе возрастов, подчеркивает значение социальных условий. «Юность является таким периодом жизни, когда созревающий подросток вступает сферу специфических влияний производственной среды. При этом возникают взаимные отношения, при которых, с одной стороны, известные морфологические и функциональные предпосылки определяют пригодность к определенному виду профессиональной деятельности, с другой – возникают раздражители, стимулирующие развитие организма, все еще находящегося в процессе роста».
Б.Г. Ананьев, говоря о юности, выделял в ней две фазы, одна из которых находится на границе с детством, а другая – со зрелостью.
Проанализировав все выше перечисленные возрастные периодизации можно назвать средние возрастные границы – от 14 до 30 лет. Возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.[13]
Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации. Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами нормы ценностей, установки, представления и стереотипы.
Уровень репродуктивности молодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков. Увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей.[14]
По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны.
Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценке экспертов, не имеет прецедентов в индустриально развитых странах в мирное время.[15]
Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.
Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 году и с каждым годом число больных растет с огромной скоростью.[16]
По данным научных исследований, более 50% подростков страдают хроническими заболеваниями (заболеваниями нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, костно-мышечной системы, дыхания).
Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье, как новорожденных, так и их матерей. Особенно актуальной является проблема абортов у молодежи. Ежегодно производится до 250-280 тыс. прерываний беременности, т.е. каждый десятый аборт в стране приходится на указанную возрастную группу.[17]
К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации.
Падает количество молодежи среди рабочих промышленности, строительства, транспорта. В связи с изменениями, происходящими в экономике России, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Вместе с тем отчуждение части молодежи от труда, которое характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально-квалифицированному и должностному росту. Так же к числу проблем относится неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.[18]
Численность молодежи на селе сократилась, т.к. молодые люди предпочитают работать не в сфере сельскохозяйственного производства, а на городских предприятиях и в организациях.
Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. В настоящее время безработица в России достигла (по официальным данным) 2,5 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38% всех безработных - молодые люди до 30 лет.[19]
Экономическая реформа обострила серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми.