Смекни!
smekni.com

Характеристика потребностей женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации (стр. 3 из 10)

Качественный уровень развития способностей выражается в понятиях таланта и гениальности.

Талант - такая совокупность способностей, которая позволяет получить результат деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществить принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности. Хорошо сказал Энгельс о различии таланта и гения, сравнивая свой и Маркса вклад в формирование марксизма как теории.

«То, что внес я, Маркс мог легко сделать и без меня, за исключением, может быть, двух-трех специальных областей. А того, что сделал Маркс, я никогда не мог бы сделать. Маркс стоял выше, видел дальше, обозревал больше и быстрее всех нас. Маркс был гений, мы в лучшем случае - таланты. Без него наша теория далеко не была бы теперь тем, что она есть. Поэтому она по праву носит его имя» [31,103].

Развитие способностей - неотъемлемое условие всестороннего развития личности. Но даже многостороннее развитие способностей не может быть гарантией гармоничного развития личности, если индивид не достиг совершенства в какой-либо одной, определяющей сфере деятельности. Формирование способностей - главная задача, которую решает каждый студент в годы обучения в вузе. Но решение этой задачи напрямую зависит от успеха формирования студента как личности, как гражданина своей Родины.

1.2 Понятие трудной жизненной ситуации, ее виды и характеристика

В настоящее время в психологической науке усиливается интерес к изучению поведения личности в трудных ситуациях: к проблеме, получившей название «психологическое совладание» (копинг). При ежегодно возрастающем количестве работ, посвященных проблеме совладания, экспериментальные данные об особенностях проявления личности в зависимости от условий ситуации, о когнитивных механизмах совладающего поведения остаются крайне малочисленными. Отчасти это связано с отсутствием адекватной методической базы. Следует отметить также, что многие современные исследователи отмечают необходимость дифференцированного подхода к изучению копинга, предполагающего учет специфики разных типов ситуаций. Это, в свою очередь, предполагает выявление и анализ типов ситуаций, изучение форм и психологических механизмов их влияния на поведение человека [20].

При психологическом анализе событий, характеризующих жизненные трудности, используется широкий круг понятий: экстремальная ситуация, трудная ситуация, критические поворотные события, кризисная ситуация, критическая ситуация, травматические события, напряженная ситуация. Каждый из этих видов подчеркивает содержательную специфику характеризуемых явлений [25, 149].

Так исследователи, применяющие понятие «напряженная ситуация», делают акцент на состоянии человека в трудных обстоятельствах, подразумевая под этим состояние «повышенного функционирования организма и личности». Об «экстремальных ситуациях» говорят в тех случаях, когда «сложность задач превышает энергетическою мощность привычных реакций», когда речь идет об угрозе жизни и здоровью человека. С воздействием экстремального (травматического) стресса связаны ситуации катастрофы, насилия, боевых действий, стихийных бедствий [26, 98].

Анализ психологической литературы показывает, что понятие «трудная жизненная ситуация» в ряде работ используется как объединяющая категория для приведенных терминов; в других источниках применяется в более узком, специальном смысле. Однако четкое операциональное определение данного понятия нами не обнаружено, несмотря на его общеупотребимость. В связи с этим принципиально важным становится вопрос о критериях описания трудных ситуаций.

Распространенность понятия «трудная жизненная ситуация», его использование в других областях знания определяют и постановку другого вопроса – выявление собственно психологического аспекта изучения проблемы. Очевидно, что предметом психологического исследования является не объективная ситуация, а «субъективная представленность картины ситуации в индивидуальном сознании». Восприятие ситуации субъектом, интерпретация и отношение к ней определяется в современной науке как «когнитивное оценивание». При этом подчеркивается, что именно субъективная оценка ситуации (а не объективные события) определяет выбор стратегии совладающего поведения [20].

Наиболее разработанной в психологии является теория когнитивного оценивания Р. Лазаруса. Автор выделил два этапа оценки:

– первичную (PrimaryAppraisal), которая позволяет индивиду воспринять стресс, оценить масштаб угрозы собственному благополучию;

– вторичную (SecondaryAppraisal), состоящую в том, что индивид оценивает имеющиеся в его распоряжении ресурсы, определяет методы влияния на негативные события.

По Лазарусу, оценивание предполагает установление соотношения между требованиями ситуации и имеющимися возможностями ее преодолеть. Результатом такого процесса является оценка события как несущего: а) угрозу (ThreatAppraisal), б) потерю (LossAppraisal), или в) вызов (ChallengeAppraisal).

Оценка угрозы возникает, когда личность оказывается в ситуации, с большой степенью вероятности несущей угрозу благополучию – физическому, психологическому, финансовому и др.

Оценка потери проявляется в ситуациях, связанных с утратой чего-то ценного (разрыв отношений с близким человеком, известие о том, что сгорел дом, и др.).

Оценка «вызов» имеет место, когда у человека есть возможность достижения определенного результата, благоприятного исхода, но предполагается, что это достижение будет нелегким (например, экзамен). Третий вид оценки, выделенный Лазарусом. связан с переоценкой ситуации и базируется на реализации обратной связи от результата взаимного сопоставления первичной и вторичной оценок. Вследствие этого субъект может пересмотреть свои возможности, ресурсы преодоления и воздействия на трудную жизненную ситуацию.

Данная модель получила широкое признание в зарубежной психологии и в настоящее время, подавляющее большинство исследований когнитивных механизмов копинг-поведения проводится в русле концепции Лазаруса. В них описываются взаимосвязи между оценками угрозы, потери, вызова и типами совладающего поведения. Определения когнитивного оценивания, предлагаемые отечественными авторами (Л.А. Александровой, Л.И. Анцыферовой, Ф.Б. Березиным, В.А. Бодровым, Т.Л. Крюковой), также в большой степени апеллируют к теории Р. Лазаруса и испытывают сильное влияние термина «угроза».

Вместе с тем, с нашей точки зрения, в отечественной психологии заложена основа для более широкого понимания когнитивного оценивания. Л.И. Анцыферова характеризует данный процесс как «распознавание особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего»[3,75]. Такое понимание когнитивного оценивания ситуации представляется более широким, чем концепт, предложенный Р. Лазарусом. Однако развернутых эмпирических исследований данной проблематики в России не проводилось. Тема когнитивного оценивания затрагивалась лишь в отдельных статьях и остается малоразработанной [5,149].

Понятие «трудная жизненная ситуация» тесно связано со словосочетанием «экстремальная ситуация», т.к. нельзя не брать во внимание, что на исходе ХХ столетия люди поневоле стали жертвами различных бедствий и катастроф [23, 10].

Люди, испытавшие на себе всю тяжесть экстремальных ситуаций, проходят ряд психологических состояний. Сначала возникает эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.

Речь идет о широком круге обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условий жизни, изменениях в личности человека и его окружения, которые мешают жить в данных условиях, ощущать дискомфорт по отношению к себе и к членам своей семьи или ставят его перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.

На данный круг явлений распространено понятие стресса. Наиболее признанным большинством зарубежных авторов считается определение стресса как связи между индивидом, его внутренним миром и окружающей внешней средой, причем воздействие среды превышает его собственные силы и возможности. При этом появляется угроза здоровью человека, социальному приспособлению и уровню работоспособности. Стресс представляет собой дисбаланс между внешними и внутренними требованиями к личности и ее возможностями реагирования на них, причем этот дисбаланс не обязательно существует объективно, он может переживаться субъективно, то есть ситуация воспринимается человеком как критическая [21, 22].

Трудных жизненных ситуаций, по мнению Малкиной-Пых И.Г., большое множество и со всеми человек нередко самостоятельно справиться не может [23].

Очень часто женщины, как менее защищенная и более уязвимая группа людей попадают в затруднительное положение. Они становятся жертвами домашнего насилия, физических истязаний, изнасилований, психологических травм, связанных с потерей работы, не в состоянии прокормить своих детей, у них возникают проблемы в послеродовой период и т.д.

В настоящее время все более очевидным становится тот факт, что проблемы семейного неблагополучия в целом, и насилия в частности, требуют решения комплекса задач психологического, юридического, социального характера, направленных на разработку практических мер по предотвращению насилия и реабилитации пострадавших [23,495].

По мнению Белогривцевой М.В., чтобы успешно противостоять насилию в семье, нужно не только сделать это явление «видимым», но и разобраться в его причинах, так как: