Потоки беженцев в известной степени усугубляют различного рода социальные проблемы и создают ряд негативных последствий для общества в целом. Неустроенные вынужденные переселенцы и беженцы осложняют внутреннее положение в стране: отмечаются примеры негативного отношения к ним со стороны постоянно проживающего на данной территории населения. Нередко миграция становится причиной возникновения межнациональных конфликтов, криминогенных сил в обществе. Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что вызывает определенные осложнения: падение уровня жизни населения, рост безработицы, бедности, бездомности.
Для преодоления разноплановых последствий катастрофы, координации деятельности всех министерств и ведомств в этом направлении в Беларуси создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), принят ряд законодательных документов. Последовательно и системно реализуются такие программы как «Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС», «Охрана материнства и детства в условиях воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС», «Дети Чернобыля».
Под девиантным (отклоняющимся) поведением понимается такой тип социально-ролевого поведения индивида или группы, который не соответствует принятым в социальной общности нормам. Социальные отклонения могут иметь как негативные, так и позитивные последствия. Позитивные отклонения служат средством развития системы, повышению уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных стандартов поведения (научное, художественное, социальное творчество). Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подчас подрывая ее основы (преступность, алкоголизм, самоубийства, наркомания).
Ключевым в понимании сущности девиации является понятие «норма». Социальная норма – мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации в конкретных социально-исторических условиях; это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Социальные нормы воплощают в себе модель взаимодействий, которая дает возможность индивидам предвидеть действия других участников общественных отношений и соответственным образом строить свое поведение.
Социальные нормы возникают как адекватное отражение социальных отношений. Норма будет эффективной, если необходимость ее существования признается большинством, а также, если она более-менее стабильна, неизменна во времени. Однако социальные системы изменяются под воздействием внешних и внутренних процессов. И многие нормы перестают выполнять свои функции, сами своим существованием создавая противоречия. В этом случае только отклонение от нормы, выработка новых стандартов дает возможность разрешить создавшееся противоречие. Постепенно новый образец поведения становится нормой, а образец, бывший когда-то нормой, становится отклонением.
Функционирование той или иной социальной нормы всегда выражает ценностные приоритеты определенной общности. Социальная ценность – понятие, означающее социокультурную значимость определенных явлений общественной жизни. Социальная ценность наделяется особым значением в индивидуальном и общественном сознании. Социальной ценностью может обладать любой объект – реальный или воображаемый, если он рассматривается группой или отдельными лицами как важное условие существования.
Социальные отклонения более разнообразны, чем социальные нормы, так как норма типична, а отклонения от нее индивидуализированы. Трудность определения девиации связана с многообразием социальных ожиданий, которые часто бывают противоречивыми, неясными, меняющимися со временем, кроме того, на основе различных культур могут формироваться различные социальные ожидания.
В настоящее время существует ряд теорий, объясняющих появление и сущность девиаций. Основоположником биологического подхода был итальянский врач Черазе Ломброзо, который обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами индивида. Согласно его утверждению, люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу.
Основоположником психологического подхода считается Зигмунд Фрейд, который считал, что у истоков преступного поведения лежит инстинкт агрессии. И если данный инстинкт является ведущим в поведении отдельной личности, то он непременно проявится не просто в агрессивных, но и в преступных действиях. Ученик Фрейда Альфред Адлер предложил свое видение проблемы. По определению Адлера, определяющей внутренней силой девиантного поведения является «комплекс превосходства», который (как это ни парадоксально на первый взгляд) является следствием «комплекса неполноценности». Для личности, страдающей от ощущения своей неполноценности, характерно то, что на начальных этапах своей жизни такая личность плохо адаптируется, социально не приспособлена, не уверена в себе, своих действиях, склонна винить в своих неудачах других и оправдывать себя. Если комплекс неполноценности «накладывается» на врожденные порочные наклонности (например, агрессивность, жесткость), то он неминуемо «переходит в комплекс превосходства». Чувство протеста, стремление избавиться от своей неполноценности, от своего зависимого положения со стороны окружающих (родителей, учителей, старших друзей и т.д.) провоцирует склонность к антисоциальным поступкам. Механизм «превращения … установок и целей в антисоциальные…» таков: социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется стремлением стать сильным, любой ценой самоутвердиться, возвыситься и превосходить других. И это стремление становится определяющей внутренней силой индивида, главным источником его поведенческой мотивации. Комплекс превосходства Адлер трактовал, как своеобразную компенсацию того чувства неполноценности, которое было подавляющим в детские годы. И чем глубже было чувство неполноценности в прошлом, чем больше был индивид унижен и подавлен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества.
Основы социологического подхода были заложены Эмилем Дюркгеймом в теории аномии. Буквально аномия означает «разрегулированность», состояние социального хаоса. Дюркгейм характеризовал аномию, как состояние отсутствия ценностей на стыке между изжитой старой и не сформировавшейся новой структурой норм и ценностей, в рамках которой индивиды не могут однозначно определить, что хорошо, а что плохо, что допускается, а что нет. Во время кризисов или социальных перемен, жизненный опыт людей перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние дезориентации. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и все это способствует девиантному поведению. Девиация происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм. Исследователь вводит понятие социальной дезорганизации, которая обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи ослабевают и противоречат друг к другу.
Свое развитие теория аномии получила в трудах американского социолога Роберта Мертона. По его мнению, причина девиации – разрыв, несоответствие между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Одним из случаев рассогласования является распространение в качестве разрешенных альтернативных способов поведения, обещающих достижение цели. Например, когда люди стремятся к финансовому успеху (так называемая «американская мечта»), но убеждаются в том, что его нельзя достичь законным путем, они могут прибегать к социально не одобряемым методам: рэкету, спекуляции, торговле наркотиками и др. Т.о. девиация выступает как ненормативный способ приспособления к окружающей действительности. Р.Мертон выделил пять типов (способов) приспособления, четыре из которых – девиантны по своей сути: 1) конформность (следование предписанным культурным целям и соответствие поведения институционализированным нормам); 2) инновация (вызывается значительным акцентированием цели и заключается в использовании институционально запрещаемых, но эффективных средств достижения цели); 3) ритуализм (предполагает отказ или понижение значимости культурных целей при жестком следовании допустимых средств их достижения); 4) ретритизм (отказ от предписанных культурных целей и несоответствие поведения институционализированным нормам); 5) мятеж (отчуждение от господствующих целей и стандартов и замена их новыми).
Представители культурологического подхода (Селлин, Миллер) считают, что девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. По мнению Эдвина Сатерленда девиации обучаются в ходе общения с носителями преступных ценностей. Криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм. При этом значение имеют частота и интенсивность контактов человека с девиантом, а также возраст. Чем моложе человек, тем с большей интенсивностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими. Клауорд и Оулин пришли к выводу, что «возможности процветания с помощью девиантного поведения соблазняют людей, имеющих ограниченный доступ к законным способам достижения успеха».
По мнению Н.Смелзера, «… особенности личности и мотивы ее поступков, наверное, оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или «комплекса» нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих социальных и психологических факторов».