Смекни!
smekni.com

Молодежь и современная армия (стр. 3 из 4)

В отличие от службы по призыву, с ее предопределенностью и заданностью, контрактная система значительно расширяет для человека возможности выбора, повышая и собственную ответственность за его последствия. А к этому очень многие оказались не готовы. К тому же переход на контракт осуществляется не в лучшие для армии времена. Дискредитация ее в общественном мнении, дополняемая глубоким внутренним кризисом, не могла не отразиться на престиже военных профессий. По своей миссии защитница, она стала нуждаться в защите. Принятие новой оборонной доктрины, изменившей существовавшие представления о роли, которую играет армия в обществе, не сопровождалось введением механизмов, обеспечивающих полноценный социальный статус военнослужащих. Лишение большой части кадров надежных смыслообразующих ориентиров усилило социальную напряженность, что крайне негативно сказывается на молодом пополнении. Нельзя не учитывать и серьезных перемен в сознании молодежи: инструментализацию поведенческих мотивов, негативное восприятие властных структур, стремление к личной независимости.

Все это вызывает необходимость углубленного изучения социального аспекта военной профориентации. Опираясь на результаты сравнительных исследований, рассмотрим в этом контексте отношение призывников к службе в армии по контракту.

Анализ социального состава призывных ресурсов позволяет сделать вывод, что воспроизводство армейских рядов происходит преимущественно за счет выходцев из рабочего пласта. Причем социальное происхождение является по существу нейтральным фактором для службы по контракту или по призыву. На 3/4 это дети рабочих, 12% — интеллигенции и 10% — сельскохозяйственных работников. Такой социальный состав вряд ли назовешь оптимальным. Призывникам присущ довольно высокий образовательный уровень (28% имеют среднее, 59% — среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование). Симптоматично, что наличие гражданской профессии сдерживает готовность к заключению воинского контракта. Больше он привлекает занятых в негосударственном секторе народного хозяйства (работающих в кооперативах, занимающихся коммерческой деятельностью, арендным подрядом и др.). Видимо, в профессиональную армию стремится достаточно предприимчивая молодежь.

Материалы исследований фиксируют невысокий авторитет армии в глазах молодежи. Лишь 20% респондентов отмечают, что военная профессия их интересовала еще до призыва. Современные дети почти не играют «в войну», а стройный, подтянутый офицер не соответствует имиджу нынешних молодых людей. Привлекает армейская служба менее 1/3 призывников; 46% вообще не хотели бы соединять свою судьбу с армией; 12% предпочитают альтернативную службу.

Интерес к армии возникает значительно раньше включения молодого человека в призывную кампанию, проявляясь в детских играх, в увлечении соответствующими книгами, кинофильмами. И далее прочно складывается прежде всего под впечатлением рассказов друзей, знакомых, которые отслужили, а они есть практически у всех. Особо выделяется тема неуставных отношений. Любопытно заметить, что думающие заключить контракт наслышаны о них больше, но беспокойства выражают меньше, тогда как остальные в «дедовщине» усматривают существенный негативный момент, отвращающий от армейской жизни.

Важный фактор, разумеется, образуют родители и родственники призывников, хотя их влияние несравненно слабее, чем со стороны группы сверстников. Например, 1/4 решивших заключить контракт и каждого второго, собирающегося это сделать, в семье отговаривают, и все-таки призывники своего мнения не меняют. 52% родителей относятся к будущей службе своих детей с изрядным беспокойством и 36% — спокойно, как к непреложному гражданскому долгу.

Молодежь пассивно и равнодушно воспринимает предлагаемые ей варианты несения службы. Почти половина (42%) выбрала ответы: «Мне все равно, как служить», «Пока не знаю, не решил». Словом, имеющийся незначительный резерв возможных сторонников контракта неуклонно сокращается. О причинах, препятствующих его заключению, сами призывники высказывались примерно так: личная свобода дороже (41%), на гражданском поприще можно заработать больше (17%), не хочется надолго угодить в глухомань (6%), велика опасность для жизни или для здоровья (6%), неясны перспективы карьеры профессионального военного (6%).

Вместе с тем лица, определившиеся в своем решении подписать контракт, поступили вполне осознанно и достаточно твердо. Те, для кого контрактная система привлекательна, по преимуществу готовы рекомендовать ее и своим друзьям — очевидное свидетельство устойчивости выбора.

Среди тех, кто намерен служить по контракту, наиболее популярны воздушно-десантные войска (42, 1%), затем — морской флот (19,3%), сухопутные войска (11,4%), военно-воздушные силы (6,1%), ракетные войска (4,4%). Наименее — войска ПВО (2,6%) и строительные (1,8%). Они весьма определенно нацелены на тот или иной род войск — только 12,3% не выразили своей склонности, в то время, как из отвергающих контракт — 42%. Отношение к военным специальностям также существенно дифференцируется. Самыми престижными по обеим категориям респондентов оказались специальности водителей, а непрестижными — специальности связистов и низшего звена личного состава. Этот рейтинг, однако, вряд ли отражает профориентацию. Призывники слабо информированы о военных профессиях, что подтверждается высоким процентом затруднившихся ответить на поставленный вопрос.

Серьезным фактором, определяющим, сколь престижна армия, является семейное положение потенциальных военнослужащих. Не хотят связывать себя с армией ни при каких условиях 65,5% состоящих в браке и около 40% холостяков. Но при неотвратимости выбора 27,8% семейных отдадут предпочтение контрактной службе и 20,8% — обычной. В холостяцкой группе это соотношение составляет соответственно 37,4% и 11%. То есть холостяки охотнее жалуют контракт, чем обремененные семьей.

Влияет на престиж армии и региональный фактор. Самый низкий показатель приверженцев контрактной системы среди москвичей и петербуржцев — 30,1% (в 1,5 раза ниже, чем в других регионах). В сельской местности также мало молодежи, стремящейся служить по контракту, она предпочитает в случае необходимости службу по контракту.

Значит, распространение информации о контрактной службе в армии на селе следует активизировать. Причем методы военной профориентации, система стимулирования не должны быть одинаковыми, нужно учитывать специфику городского образа жизни, особенности профессиональной квалификации.

Таким образом, характер отношения призывников к предстоящей военной службе отличается противоречивостью. С одной стороны, призывники отдают себе отчет в положительных сторонах прохождения ее в воинских формированиях, с другой стороны, они чувствуют себя неуверенно перед предстоящими буднями военной службы. При этом неумение постоять за себя, а скорее способность найти свое место в армейской жизни в глазах призывников определяют уверенность в армейских испытаниях. В этом убеждает процентное соотношение этих факторов в общем объеме полученных ответов - 1,1% и 9,1% опрошенных соответственно. Обратим внимание и на то обстоятельство, что ведущими мотивами в положительном настрое на прохождение военной службы являются не социальные, а именно личные мотивы. Так, довольно весомое значение для положительного настроя получил такой фактор, как «стремление стать людьми самостоятельными и независимыми от родителей» - 10,8%. В качестве отрицательных компонентов самочувствия у них преобладают чувство страха и опасения из-за непредсказуемости развития ситуаций во время прохождения службы, и, что не менее важно, возможность растратить ресурсы и потенциал личности.

Для умонастроения сегодняшних призывников нехарактерно безоговорочное отрицание ценности военной службы. Наиболее крайние мнения о военной службе – «военная служба есть неизбежное зло» (4,9% опрошенных) и «военная служба молодежи сейчас не нужна» (7,2%) не популярны среди призывников. Поддерживая то или иное мнение о военной службе, они склонны оценивать ее реальные стороны, т.е. те, в которых очевидна ее польза или проявляется ее возможная или сложившаяся благодаря обстоятельствам моральная сила.

Положительное мнение об армии в среде призывников складывается и поддерживается благодаря их убеждениям в том, что она приучает к ответственности и дисциплине (24,1% опрошенных), развивает физическую силу, меткий глаз и крепкую руку (22,3%), тяготы военной службы дают шанс лучше понять самого себя (16,5%), в армии начинаешь ценить чувство взаимной поддержки, дух коллектива (15,5%). Меньше участвует в формировании положительного мнения об армии представление о том, что «в армии получаешь навыки выдержки, решительности, быстроты действия» (13,4% опрошенных).

Отрицательные мнения выражены в среде призывников менее ровно: «в армии осталось мало хороших командиров, снизились дисциплина и порядок» (27,8% опрошенных), «прохождение военной службы опасно для жизни и здоровья» (14,3%). Не меньшее воздействие на формирование отрицательного мнения о военной службе оказывает также и отсутствие в обществе социальных и культурных критериев престижности военной службы. Так, представления о том, что «военная служба - зря потраченное на муштру время», свойственны 11,7% опрошенных. С такой же долей в 11,7% формирует умонастроение призывников и убеждение в том, что сейчас «профессиональная подготовка в армии низкая, выучка плохая».

Сравнение положительных и отрицательных мнений о военной службе, распространенных в среде призывников, позволяет говорить, что в их глазах военная служба не утратила своей ценности. Вместе с тем в их умонастроении проявляется неуверенность в реальных перспективах военной службы. Кроме того, призывники склонны разделять мнение о низком уровне профессиональной подготовки и выучки в армии.