Смекни!
smekni.com

Формирования личности молодого поколения (стр. 3 из 4)

Завершается период не до конца осмысленной подростковости индивида, наступает этап взросления, свидетельствующий, что человек стал полноправным членом общества, приобрел новые семейные, гражданские, профессионально-трудовые роли и нравственные обязанности. Для одного определяющей линией самореализации становится приспособленчески-адаптационная, для другого - перманентное творческое созидание. Юность характеризуется ярко выраженным стремлением индивида к самопознанию, самоопределению, самоутверждению, самореализации, самосовершенствованию. В социологии центральным понятием является категория самореализации [15, с.32].

Проблему самореализации молодежи необходимо рассматривать в онтологическом, гносеологическом, социологическом и аксиологическом аспектах. Онтологический - философский, сущностно-бытийный. Он проблематичен применительно к собирательному образу – «молодежи». Она, будучи поколением людей, как субъект деятельности всегда объективируется в реальном мире, присваивает себе исторически обусловленную социально-родовую сущность человеческих сил, символизирует сегодняшнее состояние части общества и завтрашний его прогресс [15, с.32-33]. Поколение молодежи - обязательное связующее звено в закономерном системном целом, то есть в социально-демографических процессах, ступень перехода от детско-юношеского состояния жизни большого слоя людей к состоянию зрелости. Речь может вестись лишь о степени опредмечивания себя в качестве субъекта деятельности и соответственно преодоления отчуждения от общества как целостности (соотношении части и общего). Следовательно, самовоспроизводство старшего слоя молодежи через биологические и социальные закономерности - показатели онтологической ее адекватности в обществе. Чем богаче индивидуальность юноши или девушки, чем больше молодыми людьми развиваются здоровые генетические задатки и используются возможности окружающего мира, тем основательнее проявляется онтологическая сущность личностей и их совокупности – молодежи [15, с.33].

Гносеологический аспект заключается в том, чтобы изучить субъектно-объектные проявления молодежи, ее способность отражать особенности эпохи, в том, чтобы теоретически, на уровне достижений познавательных наук осмыслить место и роль молодежи в конкретном обществе, определить жизненные траектории поколения, дать научно обоснованную программу ее самореализации [11, с.124]. Здесь молодежь предстает в качестве самопознающего, самоорганизуемого феномена. Выявить ее возрастные границы, установить различные виды социальной идентичности призваны различные науки: естествознание, психология, педагогика, этика, демография, правовые дисциплины. Так, нижняя черта в 16 лет свидетельствует о признании индивида в качестве гражданина с первым паспортом, верхняя - 29 лет включительно (до 30 лет) - об истинной взрослости, самостоятельности, нравственной зрелости, поскольку он мог уже окончить высшее учебное заведение (даже после срока действительной армейской службы), приобрести профессию, обзавестись семьей, обрести постоянное рабочее место, иметь соответствующий заработок. Вполне достаточный жизненный отрезок времени, чтобы судить о том, состоялась ли личность в психофизиологическом и моральном аспектах, правильный ли она выбрала профессиональный трамплин для прыжка в будущее экономическое и бытовое благополучие. Сущность ее «самости» проявляется в самоактуализации в различных сферах жизнедеятельности, в степени социализации [15, с.34]. Это не означает, что возрастные границы молодежи не могут быть ниже или выше, особенно при составлении государственных программ социальной поддержки молодежи. Когда же речь заходит о помощи молодым семьям, то к понятию «молодой супруг», «молодая супруга» относят и возраст в 33 года. Возраст человека 28-29 лет достаточен для личностной идентификации в этническом, религиозном, гражданском, семейном и иных аспектах; к этому времени происходит полное осознание индивидом своей «самости» в плане психофизиологической стабилизации, социальной индивидуализации, нравственной позиции. Молодежь с позиций гносеологии предстает как исторический субъект сознания, как теоретически осознающий свою роль преобразователь жизни и объект стратегического воздействия со стороны заинтересованных в ее судьбе объединений.

Социологический подход применительно к изучаемой категории населения - самый конструктивный, хотя и трудоемкий. Он дает возможность выявлять проблемы молодежи «изнутри», поскольку посредством анонимных опросов, интервью, экспертных оценок, контент-анализа, включенного наблюдения, изучения статистических данных и официальных документов, монографического, нравографического и других методов помогает выявить сокровенное и в то же время наиболее типичное у личности и социальной группы, позволяет исследователю перейти от частного и единичного к целому и общему, к установлению закономерностей развития тех или иных явлений и процессов [21, с.410]. Профессиональные социологи строго соблюдают процедурные требования: принципы выборки обследуемых с учетом репрезентативности, технологию опросов, характер обработки данных, определение коэффициента корреляции, корректность вопросов и обоснованность выводов, рекомендаций и т.д. Уважение респондента - важнейшее требование. Как правило, социологические опросы анонимные, итоги носят обобщающий характер, поэтому, знакомясь с социологическими данными, молодые люди относятся к ним с доверием.

Нет такой сферы жизнедеятельности молодежи, которая в Беларуси не исследовалась в последние годы XX века. Основные выводы, которые следуют из них можно представить следующим образом: в целом в нашей стране молодежь предстает как жизнеспособная, социально активная, нравственно здоровая прогрессивная часть общества; упорядочению процессов самоутверждения различных категорий молодежи способствовали целенаправленная социальная политика президентских, управленческих и правительственных структур, законодательная база последних лет [15, с.35]. Несмотря на психовозрастные особенности и некоторые ценностно-ориентационные отличия поколений отцов и детей, социально-политический конфликт между ними отсутствует, более того - патриотические настроения старших передаются молодым людям. По причине стихийности «перестроечных процессов» на постсоветском пространстве и молодежь, и поколение пожилых людей оказались в девяностые годы социально незащищенными слоями населения; эхо этой перестройки чувствуется и сегодня, несмотря на значительные усилия властных структур по преодолению в Беларуси этой отрицательной ситуации. В силу того, что в постчернобыльский период детство многих нынешних юношей и девушек проходило в неблагоприятной экологической среде, в трудных семейно-бытовых условиях, при недостаточной медико-оздоровительной работе, значительная часть учащейся и работающей молодежи имеет проблемы с физическим и нервно-психическим состоянием здоровья. По причине отсутствия научных обоснований путей рационального развития рыночных, регулируемых отношений, показа достоинств и уязвимых мест идеи «рыночного социализма» экономическое сознание молодежи носит эклектический характер, что сказывается и на характере ее производственно-трудовой деятельности [15, с.36]. В ряде отраслей народно-хозяйственной деятельности создаются благоприятные условия для развития цивилизационных форм рыночных отношений в молодежной среде. В последнее десятилетие политическое сознание молодежи претерпело значительные изменения, пройдя путь от хаоса и растерянности в молодежном движении до известной степени упорядоченной самоорганизации. В иерархии жизненно важных ценностей молодых людей стали преобладать те, которые направлены на обеспечение личного благополучия и семейного комфорта. Молодежи не присуще разграничение людей по этническому, языковому, религиозному и иным подобным признакам; наметилась тенденция преодоления потребительства и перехода к позиции собственной ответственности за материальное благосостояние молодых людей, за судьбу поколения; идеи социальной справедливости, равенства граждан перед законом стали господствующими. Значительно возрос престиж знаний, высшего и среднеспециального образования, профессий, обеспечивающих должный материальный достаток, бизнес [14, с.178]. Хотя труд в частном секторе для некоторых молодых людей предпочтительнее, особенно если в госсекторе он для молодых специалистов на первых порах не высоко оплачивается; неясность в законах рынка и морали, подражательство западной массовой культуре, рекламируемые прелести «легкой жизни» за рубежом, низкая духовность части молодежи толкают молодых людей к различным видам девиантного поведения, преступности. Несмотря на специфичность молодежных проблем, кардинальное их решение в целом лежит в русле социально-экономических и демократических преобразований в суверенной Беларуси, что не только не исключает, но и обязательно предполагает повышение роли трудовых усилий всей молодежи.

Рассмотренные выше три методологических подхода к проблеме изучения молодежи переплетены с аксиологическим, поскольку бытие и основные сферы ее жизнедеятельности так или иначе связаны с ценностно-мировоззренческими установками молодых людей. Они носят принципиальный характер. То обстоятельство, что на первое место вышли интимно-личностные ориентации, вовсе не означает принижения или игнорирования ими иных ценностей, носящих бытийно-сущностный, онтологический характер. Речь идет, прежде всего, о труде - основообразующей ценности.

Личность как единичное и особенное есть самореализующаяся биосоциальная система, самопроизводство качественно новой экзистенции в индивиде: человек «творит из себя самого и для себя то, что он есть» [5, с.37].

Юноша или девушка как объекты социализации субъекта, вступившие в очередную стадию собственного развития, которая именуется молодостью, уже прошли последовательно младенчество, детство, подростковость - в семье, детсаде, базовой школе, ПТУ, коллективах художественной самодеятельности, технического творчества, спортивно-физкультурных и других объединениях. Предшествующий путь социализации, детерминированной извне, все же протекал с той или иной степенью тяги самого индивида к независимости, «самости» (от детского «Я сам» до подросткового «Я так хочу»). И, тем не менее, возвращаясь к онтологическим основаниям, следует отметить, что развивающаяся личность в домолодежном возрасте была объективно ограничена в возможностях самовыражения и определялась наличным уровнем социокультурной среды ее обитания, включающей воспитательный потенциал и родителей, и педагогов [15, с.37].