Опросы предпринимателей, в свою очередь, страдают недостатками. Они проводятся в разных городах, в разное время, с неодинаковыми целями и по различным методикам, что делает результаты большинства из них несопоставимыми.
Очень мало сравнительных данных о разных типах предпринимательства. К тому же большинство исследований даже не претендует на репрезентативное представление всего слоя предпринимателей, рассматривая лишь отдельные его элементы, иногда-довольно случайные. Частично это объясняется отсутствием у науки средств на проведение крупных репрезентативных опросов. Однако не менее важно и то, что для построения представительной выборки надо знать границы и структуру изучаемого объекта. Между тем даже примерное определение состава и границ предпринимательского слоя составляет самостоятельную научную задачу.
Высказывается мнение, что в условиях современной России «стремиться к составлению репрезентативной выборки для опроса предпринимателей ... бесполезно», так как, «с одной стороны, не могут быть определены критерии составления такой выборки, а с другой стороны, статистические данные по любым параметрам предпринимательской деятельности неадекватны реальному положению дел».7
Я, однако, придерживаюсь другой точки зрения и считаю важным, несмотря на все трудности, использовать имеющиеся средства для более-менее репрезентативного изучения указанного слоя.
Достаточно широкие возможности для решения исследовательских задач открывают данные ежемесячного мониторинга экономических и социальных перемен в России, проводимого ВЦИОМ и Интерцентром с марта 1993 года.8
Особенностью этой работы является уникально репрезентативная выборка, строящаяся по территориальному принципу. Как правило, вероятность попадания различных типов предпринимателей в случайную территориальную выборку в принципе пропорциональна их долям в населении . Но при обычных масштабах опросов (1—1,5 тыс . человек ) в нее могут попасть не больше нескольких десятков предпринимателей, что, естественно, не обеспечивает надежности выводов . Иное дело-мониторинг, предполагающий ежемесячный опрос трех -четырех тысяч респондентов. Регулярное проведение опросов по одной и той же анкете на базе независимых, но единообразно построенных выборок позволяет сформировать информационный массив, охватывающий десятки тысяч экономически активных россиян, в том числе сотни и тысячи респондентов, занятых предпринимательской деятельностью. Такая информация позволяет исследовать группы, составляющие меньше 1% опрошенных.
Паспортичка анкет мониторинга фиксирует широкий круг социально-демографических признаков респондентов.*
Наличие такой информации позволяет строить интересующие исследователей группы предпринимателей не по одному - двум, а по нескольким дополняющим и контролирующим друг друга признакам, что обеспечивает получение более надежного результата.
Я уже упоминала мнение М. Шкаратан о том, что понятие предпринимательства применительно к российскому обществу на эмпирическом уровне «неуловимо», потому что предпринимательская деятельность еще не институционализирована: не определены социальные роли тех, кто ею занимается, и нормы, эту деятельность ограничивающие (причем не только социальные, но и юридические). На первый взгляд, для такого суждения есть определенные основания. Но вместе с тем не следует забывать, что предпринимательство изучается достаточно интенсивно, и это вынуждает ученых, так или иначе, идентифицировать интересующий их объект.
Следовательно, проблема теоретической и эмпирической идентификации слоя предпринимателей весьма актуальна. Что же касается очевидной расплывчатости его границ, то она вынуждает исследователей уделять повышенное внимание социально-экономическим группам, причастность которых к предпринимательству спорна. Чтобы не путать понятий предпринимательства в узком и в широком смыслах, оставим термин «предприниматели» для обозначения «ядра» этого слоя — группы, обладающей всеми конституирующими его признаками.
Полнее всего таким требованиям отвечают собственники-владельцы, лично управляющие принадлежащими им предприятиями и нигде не занятые по найму. Некоторые исследователи склонны вообще ограничивать им предпринимательство. Однако при изучении места и функций рассматриваемого слоя в структуре общества такой подход становится недостаточным. Для обозначения же всего предпринимательского слоя, включая более периферийные группы лиц, занятых тем или иным видом предпринимательства и существенно различающихся своим положением и
Пол, возраст, образование, национальность, основное занятие, род деятельности, должностной статус, самооценка квалификации по профессии, отрасль занятости, тип предприятия по форме собственности, число занятых на предприятии, основной заработок (доход), наличие других оплачиваемых занятий, приработок от них, семейный статус, число совместно проживающих членов семьи, в том числе (раздельно ) детей школьного и дошкольного возраста, душевой доход на одного члена семьи.
Этот термин обозначает родовое понятие, объединяющее всех россиян, принимающих то или иное участие в бизнесе, начиная с собственников крупных заводов, банков и бирж, кончая наемными работниками, в свободное время пытающимися «делать деньги» на свой страх и риск.
Бизнес-слой - это совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли на базе автономно принимаемых решений и под свою личную ответственность. Разумеется, ядро его составляют предприниматели - собственники. Полный же его состав можно определить путем анализа положения и социально - экономических особенностей тех групп, принадлежность которых к данному слою не столь очевидна. Таковы лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью («самозанятые»), наемные менеджеры хозяйственной сферы, руководители бюджетных организаций, а также работники, совмещающие бизнес с трудом по найму. Рассмотрим этот вопрос детальнее.
Собственники - владельцы бизнеса
Собственники, или владельцы, лично руководящие принадлежащим им бизнесом, обладают всеми базовыми признаками предпринимательства. Они профессионально заняты «деланием денег», самостоятельно распоряжаются своим капиталом и автономно принимают решения. Это дает основания рассматривать их в качестве «классических предпринимателей», или эталонной группы всего бизнес - слоя. Вместе с тем эта группа неоднородна.
Статусы и способы деятельности ее представителей дифференцированы в зависимости от масштабов их бизнеса. Мелкие предприниматели (самозанятые, владельцы небольших магазинов, мастерских, кафе) и воротилы крупного бизнеса (собственники банков и бирж, руководители промышленно -финансовых групп )- это разные социальные группы, изучать которые надо принципиально разными методами. Лица, занятые мельчайшим бизнесом (индивидуальной трудовой деятельностью), работают в собственных или арендуемых помещениях с помощью частных средств труда, будь то швейная машина, зубоврачебное кресло или мольберт. Содержание их деятельности - производство товаров и услуг, реализуемых на рынке с целью получения прибыли. Самозанятые пользуются свободой принятия хозяйственных решений, как и «классические предприниматели», они действуют на свой страх и риск и несут личную ответственность за ошибки. Их основная особенность - индивидуальный характер деятельности, отсутствие в ней организационного компонента, связанного с обеспечением совместной работы людей. Но для предпринимательства этот признак не базовый. Поэтому принадлежность самозанятых к бизнес - слою, кажется, не вызывает сомнения.
«Анкета мониторинга содержит три содержательно близких вопроса,** позволяющих идентифицировать разные типы бизнес - групп, включая предпринимателей и самозанятых. Достаточно сходны и предлагаемые наборы возможных ответов на эти вопросы. Подобное «дублирование» вопросов имело целью повышение надежности информации о статусе разных групп респондентов. Предполагалось, что ответы значительной части респондентов на контролирующие друг друга вопросы будут достаточно согласованы, но действительность не подтвердила таких ожиданий. Большинство ответов оказалось противоречивым***. Из общего числа респондентов, хотя бы один раз отметивших свою причастность к бизнесу , полностью согласованные определения своего статуса дали только 30%. На мой взгляд, это отражает реальную неконсистентность статуса многих представителей бизнес - слоя, обусловленную начальным этапом становления российского капитала. Учитывая особое («ядерное») место группы предпринимателей в бизнес - слое, лучше преуменьшить, чем необоснованно расширить ее состав, и потому оправдана ее идентификация по жестким критериям. «Классическими предпринимателями » (далее — просто «предпринимателями») были признаны 272 респондента, занятых в частном секторе экономики, являющихся собственниками (владельцами) дел и считающих частный бизнес своим основным занятием. Остальная часть респондентов , назвавших себя владельцами дел и ни разу не указавших на занятость работой по найму (378 чел.), была идентифицирована в качестве самозанятых . Половина из них (190 чел.) назвали себя таковыми в ответ на все предложенные вопросы, а остальные 188 чел. в одних случаях выбирали ответ «индивидуальная трудовая деятельность (ИТД)», а в других - «занятость бизнесом» и (или ) «владение делом»…. »9