В связи с этим особым сегментом развития сельских территорий является вопрос, связанный с механическим приростом сельского населения за счет миграционных процессов. В современных условиях есть три контингента населения, которых можно заинтересовать переселением.
Первый - это бывшие граждане СССР, преимущественно русские, которые после разрушения Союза не по своей воле оказались гражданами СНГ. Таких людей насчитывается около 25 млн. человек. Для многих из них в силу национальных, религиозных и других причин ухудшились условия проживания, и они желали бы выехать в Россию. Было бы недальновидным не воспользоваться этим обстоятельством. Об их желании переехать свидетельствует тот факт, что в последние годы в страну уже прибыло достаточно много таких людей. Но из-за отсутствия четкой переселенческой политики наши же люди встречаются с равнодушием к их судьбам, испытывают мучения при благоустройстве и оказываются никому не нужными. По сути, они становятся изгоями и при разумной переселенческой политике и создании необходимых условий для их обустройства на новом месте составят источник трудовых ресурсов для малообжитых сельских территорий.
Второй контингент - это жители городских поселений. Сейчас, в связи с развалом промышленности, многие предприятия прекратили производственную деятельность. В результате ранее занятые люди оказались безработными или занялись не свойственной им деятельностью. К тому же, определенная их часть - выходцы их деревни. Многие из них при создании благоприятных условий также могли бы переселиться в сельскую местность и заняться сельскохозяйственной деятельностью.
Третий - это те люди, которые в силу губительных реформ намерены покинуть сельское хозяйство или уже бросили его, перебиваясь в городе случайными заработками. Здесь главная задача состоит в приостановке этого процесса. Сделать это можно только путем реализации системы мер по резкому улучшению среды для деятельности в системе агропромышленного комплекса.
В процессе заселения сельских территорий и при проведении аграрной политики в целом необходимо исходить из того, что построение данной системы сверху, насилие и ему подобные методы воздействия на крестьян приведут к дальнейшей потере приобретенных за многие столетия моральных стимулов (главными из них являются: нравственное отношение к труду и справедливому за него вознаграждению, отсутствие стяжательства и стремления к обогащению). Это деформирует интерес к труду и приведет к снижению и даже угасанию трудового энтузиазма. В этом нам видится главная угроза положительным преобразованиям на сельских территориях.
Таким образом, решение проблемы эффективного управления социально-экономическим развитием сельских территорий может осуществляться по целому ряду направлений, связанных как с миграционным движением так и с естественным приростом населения; развитием экономики, в том числе и аграрной; формированием социальной инфраструктуры сельской территории.
В связи с этим, основной трудностью в повышении привлекательности жизни в сельской местности, на наш взгляд, является недостаточное развитие социальной инфраструктуры и низкий уровень экономических условий для нормальной жизни людей.
На современном этапе развития современной аграрной экономической науки термином «социальный» определяется направленность развития к человеку, сельскому жителю, улучшению среды обитания, условий его жизни, труда и быта.
Признавая приоритетное значение создания надежной экономической базы, повышения доходности в результате трудовой деятельности, в концепциях и программах развития сельских поселений и территорий основное внимание концентрируется на комплексном социальном обустройстве, позволяющем создать достойные условия для жизни, быта и высокопроизводительного труда сельского населения
Важность развития социальной сферы сельских территорий связана с необходимостью обеспечения значительной части жителей Российской Федерации объектами социальной инфраструктуры. Недостаточное обеспечение сельских жителей социально значимыми объектами является одной из причин урбанизации и уменьшения числа людей живущих на постоянной основе в сельской местности.
По сравнению с 1990 годом численность сельского населения в высоко урбанизированном Центральном Федеральном округе снизилась на 13,5%. Такая же динамика наблюдается в Московской области.
К настоящему времени субъекты Российской Федерации приняли программы социального развития села на своих территориях. Однако они, как правило, не детализируют применительно к местным условиям приемы социально-экономических преобразований по развитию и обустройству сельских поселений и территорий, а по основному содержанию лишь повторяют Федеральную целевую программу с указанием региональных объемов реконструкции.
Значительные различия российских регионов, объясняемые географическими, экономическими, социальными и другими факторами, создают объективную основу для целесообразной региональной дифференциации макроэкономических регуляторов в целях компенсации неблагоприятных региональных факторов и стимулирования использования благоприятных факторов. Применение таких же инструментов органами управления региона необходимо и для реализации региональной политики, проводимой внутри территории субъектов РФ. Амплитуда отличий среди муниципальных образований, находящихся в границах региона, не столь разительная, но, тем не менее, значительна, и ее необходимо учитывать.
Объективная необходимость совершенствования социально-экономических отношений при развитии и обустройстве сельских поселений на современном этапе обусловлена сложившейся в годы реформ многоукладной экономикой в аграрной сфере, потребностью устранения резкого отставания социальной сферы сельских поселений от городских, высоким уровнем физического (в среднем свыше 60%) и морального износа основных фондов.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских территорий произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово - бытовых услуг, увеличилось отставание от города по уровню и условиям жизнедеятельности. В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 42% сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 44%, канализацией - 32%, горячим водоснабжением - 20 % площади сельских жилых помещений. Показатели обеспеченности жилищными условиями населения России.
Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41 %), фельдшерско-акушерских пунктов - на 3408 единиц (7 %). На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе.
Из-за отсутствия на сельских территориях рабочих мест с высоким уровнем дохода, а главное - необходимой социальной и инженерной инфраструктуры, лишь от 2 до 18 % (по разным специальностям) выпускников аграрных вузов и техникумов после их окончания начинают работать и частично остаются в сельском хозяйстве. Все это, вместе с постарением и высокой смертностью сельского населения, обостряет демографическую проблему населения и расселения, кадрового обеспечения, приводит к обезлюдению ряда сельских территорий (Нечерноземная зона России, регионы Сибири, Дальнего Востока и др.).
Поэтому, в условиях существующего мелкопосёлкового (рассредоточенного и очагового) расселения населения на многих сельских территориях страны в градостроительных проектных решениях следует формировать модели местных групповых систем расселения с опорой на более крупные, в том числе городские, поселения.
Модели социального обслуживания населения общественными учреждениями целесообразно увязывать с организацией сельскохозяйственного производства, землеустройством, фактически сложившейся системой расселения населения. При этом, по существующим расчетам [22], сельские поселения (по численности населения в каждом) могут быть подразделены на три группы с тремя основными моделями обслуживания населения: до 100 человек; от 101 до 500 человек, от 501 и более. В первую модель войдут 96 тыс. сельских поселений с общей численностью населения 3 млн. человек, во вторую - 40 тыс. с населением 10 млн. человек; в третью группу - 19 тыс. с населением около 26 млн. человек.
В первой группе имеется 17 тыс. сельских поселений с числом жителей до 5 человек, 13 тыс. поселений с населением от 6 до 10 человек, 15 тыс. - от 11 до 25 человек в каждом населенном пункте. Здесь, как правило, отсутствуют стационарные общественные здания социальной сферы, но значимость малых поселений велика и многогранна: они обслуживают отдаленную территорию в сфере своего влияния, ставят в разряд обжитой безлюдную местность.
Опыт подтверждает, что социальное развитие в этой группе мельчайших поселений следует ориентировать на пешеходную доступность до расположенных в системе расселения объектов социальной сферы городов и других крупных поселений, а также на разнообразные передвижные средства обслуживания сельского населения (автолавки, скорая врачебная помощь, дистанционное обучение с ориентацией профессионального образования на потребности рынка труда).