Говорят, у слабовидящих часто феноменально развит слух — так организм компенсирует слабость одного органа чувств развитием другого.
- Я не думаю, что у меня феноменально развит слух, - улыбается Света. - Да и вообще, слух у вокалиста своеобразный. Это что-то похожее на мышечную память: надо «помнить телом», как берётся та или иная нота.
История знала немало незрячих музыкантов. Но ее кумиры – Рене Флеминг, Дмитрий Хворостовский и, конечно, МонтсерратКабалье.
- Я пела на каком-то концерте или конкурсе, - вспоминает она. - Не помню точно, на каком, их много было. Пела, особо ничего не ожидала, а потом вдруг кто-то позвонил и сказал, что мою запись отправили куда-то в Москву, и приглашают принять участие в акции.
Акцией оказалось выступление в Гостином Дворе с самой МонтсерратКабалье. В 2000 году певица приезжала в Москву. Три десятка юных вокалистов, отобранных со всей страны, приехали, чтобы спеть с ней на одной сцене «Травиату».
-У меня была эйфория: я нахожусь рядом с этой легендарной женщиной, - рассказывает Света. - Никакой нервозности, никакого волнения. Правда, секьюрити её страху наводили, но она сама подходила к нам пообщаться. В конце подошла и сказала по-русски: «Спасибо, ребята».
А в 2002 году Света прошла конкурсный отбор для поездки в Италию в летнюю резиденцию Папы Римского КастельГандольфо (в тридцати километрах от Рима). Сводный хор («Там нас было уже меньше, человек пятнадцать») пел Папе Иоанну Павлу Второму отрывки из Верди. Тот был так поражён, что выступил после него не прибегая к помощи переводчика. Сам поблагодарил хор по-русски.
Мир для неё – это просто силуэты, но, вы никогда не подумаете, что эта девушка практически ничего не видит. Легкости движений она добилась благодаря памяти: вот здесь ступенька, здесь – ещё одна, это, похоже, поручень автобуса, а вот вроде бы свободное сиденье...
Однажды в гороскопе Света прочитала, что львы – это сильные люди, которые любят упиваться собственными страданиями. Жить рядом с ней и впрямь непросто.
- Терпеть не могу, когда всё гладко, - говорит она. – Если, например, в отношениях всё идёт хорошо, то я подсознательно стараюсь их испортить. Я творческий человек, и для подпитки мне нужен и позитив и негатив.
- Света, а не надоело трястись в автобусе по родным колдобинам в клуб очередного посёлка и петь в актовом зале ПТУ, где аудитория втихаря слушает в плеере Диму Билана?
- В Европе, умеют ценить оперу, билеты на концертный сезон раскупаются за год. А у нас оперу люди в возрасте ещё любят, а вот молодёжь не понимает, - говорит Свет, и в голосе у неё грусть пополам с обидой. - Классика требует определённого к ней отношения. Правда, недавно я пела на вечеринке под караоке «Аве Марию»... Публика ошалела от восторга.
Света сегодня учится во владимирском университете и мечтает о консерватории. Гастроли отодвинула на второй план. Некогда. Да и материально накладно. В Москву ещё как-то можно, а за границу — тяжело. В их «хрущевке» на пустых стенах лишь тарелка из Рима — память о той самой поездке [21].
2.1.12 Конрад Пауман
История сохранила не только имя, но и музыку немецкого органиста XV века Конрада Паумана, который был слеп от рождения, и, несмотря на это, стал выдающимся музыкантом своего времени.
Наиболее ранние из сохранившихся памятников самой органной музыки - немецкого происхождения. К середине XV века относятся труды нюрнбергского и мюнхенского органиста Конрада Паумана (ок. 1415-1473), соединяющие в себе методико-теоретические разделы и образцы произведений для органа. И по художественному уровню органных сочинений Паумана, и по общему масштабу его деятельности трудно предположить, что это было самым началом творчества в данной области. Удивительной цельностью отличается стиль Паумана, хотя композитор придерживается еще очень скромных форм. Подобно многим художественным явлениям именно XV века, его бесхитростное искусство очень привлекательно своей свежестью. Оно не могло возникнуть внезапно! В нем лишь наилучшим образом выявилось и было наконец зафиксировано то, что подготовлялось по крайней мере десятилетиями. Да и необычайный размах творческой и исполнительской работы Паумана, который снискал славу «величайшего органиста» своего времени, не позволяет думать, что то были первые шаги органного искусства вообще. Конрад Пауманродился в Нюрнберге, был слеп от рождения. По всей вероятности, в юности обучался у местных органистов и лютнистов. Был с 1446 года органистом в одной из церквей Нюрнберга. Затем с 1450 года находился на службе при герцогском дворе в Мюнхене. Тогда же были созданы его основные работы, среди них «Fundamentumorganisandi» («Основы органного искусства», 1452). Известно, что в 1470 году, уже будучи прославленным музыкантом, Пауман в сопровождении сына посетил Италию, играл на различных инструментах при дворе герцога Гонзага в Мантуе, у герцога Сфорца в Милане и при дворе короля Фердинанда Арагонского в Неаполе. Его называли в Италии «чудесным слепым»: трудно было поверить, что он превзошел многих зрячих музыкантов! 24 января 1473 года Пауман скончался в Мюнхене [22].
2.2 Музыканты с нарушенным опорно- двигательным аппаратом
2.2.1 Рик Аллен
Ричард (Рик) Джон Кирил Аллен (1 ноября1963) — английский музыкант, барабанщик, участник британской рок-группыDefLeppard. Известен тем, что играет на ударных после ампутации руки.
Рик Аллен родился 1 ноября1963 года в городе Дронфилд, Великобритания. Ещё с детства будущий музыкант увлекся игрой на барабанах. В возрасте десяти лет он уговорил родителей купить барабанную установку и стал интенсивно заниматься. Уже через пол года он играл со своей первой группой, SmokeyBlue.
В 15 лет Аллен присоединился к DefLeppard, как раз перед тем, как группа подписала контракт. В 1979 году он решил бросить учёбу в школе, чтобы всецело заняться музыкальной карьерой.
31 декабря1984 годаРик Аллен вместе со своей подругой Мириам попали в серьёзную аварию. Водитель другого автомобиля не давал ему проехать, пытаясь спровоцировать Аллена на состязание в скорости. Не выдержав, музыкант прибавил скорость и не смог вовремя заметить поворот, врезавшись в стену. Руль в автомобиле Аллена находился слева, что было неудобно при обгоне, учитывая принятое в Великобритании левостороннее движение.
Поскольку музыкант не был пристегнут, при ударе его выбросило из машины, оторвав левую руку. Жившая неподалёку медсестра сумела оказать Аллену первую помощь и сохранить оторванную руку до приезда скорой. Несмотря на усилие врачей и несколько операций, руку музыкант всё-таки потерял.
Несмотря на потерю руки, которая могла означать конец его музыкальной карьеры, Рик Аллен не сдался. При поддержке семьи и друзей, он возобновил тренировки, играя на специально разработанной для него гибридной ударной установке. В 1986 годуDefLeppard выступила на рок-фестивале MonstersofRock.
Рик Аллен является одним из основателей благотворительного проекта RavenDrumFoundation [17].
2.2.2 Томас Квастхофф
Томас Квастхофф (род. 9 ноября 1959, Хильдесхайм, Германия) — немецкий оперный, камерный и джазовый певец (бас-баритон). Инвалид от рождения. В результате употребления матерью Квастхоффа во время беременности препарата талидомида, родился с тяжелейшей патологией: кисти рук находятся у основания плечей, были деформированы ноги. Рост Квастхоффа остановился на 134 см.
В 1972 году Квастхофф начал заниматься вокалом в Ганновере у профессора Ш.Леманн, а также брать уроки истории и теории музыки. Закончив юридический факультет Ганноверского университета, работал диктором на Северо-Германском радио.
Дебютировал как певец в 1995 году на Баховском фестивале в Орегоне, в опере — на Пасхальном фестивале (Зальцбург) в 2003 году, в «Фиделио» Бетховена. Выступал в Венской государственной опере.
Квастхофф концертирует во многих странах мира, по большей части с камерным репертуаром. В 1999 году исполнение Квастхоффом вокального цикла «Зимний путь» Шуберта в Карнеги-Холл (Нью-Йорк) было очень высоко оценено критикой, после чего его выступления в Карнеги-Холл стали регулярными.
Работал с такими дирижёрами, как Клаудио Аббадо, СаймонРэттл.ТомасКвастхофф преподаёт в Музыкальном университете имени Х.Эйслера (Берлин). С 2003 года он патронирует Нижнесаксонский фонд «Дети Чернобыля» [23].
2.2.3 Мишель Петруччиани
Мишель Петруччиани (28 декабря1962, Оранж, Франция — 6 января1999, Нью-Йорк, США) — французский джазовый пианист.
Мишель Петруччиани родился в итало-французской семье. Его отец Тони играл на гитаре, а его брат Луи на бас-гитаре. Мишель родился с несовершенным остеогенезом — тяжелым генетическим заболеванием, приводящем к ломкости костей и, в его случае, к невысокому росту и искривлению позвоночника. Также это заболевание зачастую вызывает проблемы с легкими. В начале карьеры отец и брат Мишеля в прямом смысле носили его на руках, так как он не мог самостоятельно ходить на большие расстояния.
В ранние годы Мишель оказался под впечатлением от творчества ДюкаЭллингтона, и хотел стать пианистом. Несмотря на то, что он обучался много лет классической игре на фортепиано, главным его интересом оставался джаз. Он дал свой первый профессиональный концерт в 13 лет. В эти годы он все еще с трудом мог передвигаться, и ему требовалась помощь, чтобы сесть за инструмент. Из-за своего роста при игре на фортепиано ему приходилось использовать специальные приспособления, чтобы достать до педалей. Однако руки его были обычной длины. Тем не менее, невысокий рост иногда выручал Мишеля на заре его карьеры. Так зачастую менеджер Мишеля проносил его в номер отеля в чемодане, что позволяло им экономить на оплате номера.
В 18 лет Мишель уже играл во вполне успешном трио. Он переехал в США в 1982 году, где уговорил Чарльза Ллойда продолжить успешную карьеру. В 1986 году он записал концертный альбом с Уэйном Шортером и Джимом Холлом.кроме того, он играл с различными представителями американской джазовой сцены, в том числе с ДиззиГиллеспи (DizzyGillespie)