Смекни!
smekni.com

Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями благодаря деятельности в областях науки и искусства (стр. 6 из 9)

В 1994 году в Париже он получил орден Почётного легиона.

Его собственный стиль сформировался под влиянием Билла Эванса, хотя некоторые сравнивают его творчество с творчеством КейтаДжаррета. Мишель Петруччиани считается одним из лучших французских джазовых пианистов всех времен.

Мишель Петруччиани скончался от легочной инфекции вскоре после своего 36 дня рождения. Он похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже [24].

2.2.4 Пауль Витгенштейн

Пауль Витгенштейн (5 ноября1887(18871105), Вена ― 3 марта1961, деревня Манхэссет, округ Нассау, Нью-Йорк, США) ― австрийский и американскийпианист, брат философа Людвига Витгенштейна (1889—1951).

Родился в семье австрийского сталелитейного магната еврейского происхождения Карла Витгенштейна. Учился игре на фортепиано у Мальвины Бре и Теодора Лешетицкого, теории музыки ― у Йозефа Лабора. Дебютировал в 1913 в Вене, но уже на следующий год, с началом Первой мировой войны, ушёл на фронт.

Был тяжело ранен и потерял правую руку, однако возобновил концертную карьеру и достиг исключительного мастерства, играя одной левой. Тем самым он повторил достижение пианиста Гезу Зичи, полвеком раньше потерявшего руку и не бросившего карьеру.

Виртуозное владение пианистической техникой позволило Витгенштейну успешно исполнять сочинения, сопоставимые по сложности даже для пианиста с двумя руками. Много гастролировал по Европе, играя собственные переложения классического репертуара для левой руки. Специально для Витгенштейна были написаны сочинения композиторов-современников, в том числе «Парергон к „Домашней симфонии“» и «Шествие панафенянок» Р. Штрауса, Концерт № 2 М. Равеля, «Diversions» Б. Бриттена, Концерт № 4 С. Прокофьева, Концерт № 2 С. Борткевича; по заказу Витгенштейна работали также Эрих Корнгольд, Франц Шмидт, ЮлиушВольфсон и многие другие композиторы.

С 1931 по 1938 Витгенштейн преподавал в Вене, в 1934 впервые гастролировал за океаном, исполнив в Монреале Второй концерт Равеля, затем с этой же программой выступил в Бостоне и Нью-Йорке с Бостонским симфоническим оркестром. В 1938 пианист эмигрировал в США, где продолжил преподавать как частным образом, так и в Консерватории Нью-Рошель и колледже в Манхэттенвиле. В 1958 Филадельфийской музыкальной академией Витгенштейну было присвоено звание Доктора музыки.

Витгенштейн ― автор «Школы для левой руки», вышедшей в Лондоне в 1957 году. Жизненный путь пианиста лёг в основу романа Джона Барчилона «Кронпринц» [17].

2.3 Театр глухих

2.3.1 «Пиано» – театр движения

Существует с 1986 г. при Нижегородской школе-интернате для глухих детей. Дети и подростки, лишенные слуха, обучаются в театре искусству пантомимы и клоунады, танца и актёрскому мастерству. Сегодня в наших силах помочь им войти в чудесный мир творчества, овладеть магическим языком искусства - языком, который чувственно понимается каждым человеком независимо от его возраста, национальности и наличия медицинского диагноза. Для актеров «Пиано» это язык движения, пластики, ритма. Основной прием –импровизация в сценическом пространстве, интуитивный поиск и воплощение в конкретной художественной форме актуальных тем и образов. Импровизация – как творческий метод обучения и создания спектаклей, как метод арт-терапии, коррекционной педагогики. Актеры «поют музыку телом», самостоятельно изменяя характер и форму движения в соответствии с сегодняшними задачами, совершенствуя характер и форму чувствования и мышления. Эта «видимая музыка» – и тема, и способ ведения живого диалога со зрителями, многие из которых даже не подозревают, что большинство этих мальчиков и девочек на сцене – не слышат, не могут слышать аплодисментов. Театр дарит им возможность говорить и быть услышанными. Пантомима удивительный сценический жанр, позволяющий «читать» тончайшие вибрации души через рисунок движения тел, рук, глаз. В жизни на самом пике душевного напряжения мы, как правило, замираем. И в этой паузе рождается понимание явного и тайного смысла нашей жизни, взаимосвязей с людьми и миром. Видимо, эта магическая способность выразить на сцене то, для чего слов то слишком много, то слишком мало, так привлекает внимание зрителей. Для актеров «Пиано» пантомима – сценический язык, требующий от исполнителей выбора тем – самых трепещущих, а игры – предельно искренней и виртуозной. И конечно – согласованной, не только и не столько – в ритмическом рисунке, сколько на уровне подлинного внутреннего внимания и способности моментально откликаться на тончайшие импульсы друг друга. Одна игра для многих рук. За 25-летнюю историю мы дали огромное количество благотворительных представлений для самых разных зрителей, в том числе – для детей в детских больницах, детских домах и школах, на практике развивая идею толерантности в обществе. Юные актеры дарят праздник своим зрителям, открывая вместе с ними безграничные возможности человеческого общения.

Владимир Чикишев – художественный руководитель и режиссер театра "Пиано", заслуженный работник Культуры РФ, педагог Высшей категории, член Союза театральных деятелей РФ, член президиума Международной ассоциации "Театров, где играют дети", лауреат премии "Акция Совета по культуре и искусству при Президенте РФ по поддержке Российских театральных инициатив – 2005". Участник международных театрально-педагогических проектов, симпозиумов, конференций, ведущий мастер-классов, в том числе на 6-и всемирных фестивалях детских театров AITA. Автор оригинальной методики: информационно-обучающего цикла игр и упражнений, направленных на развитие способностей спонтанного восприятия окружающего пространства и творческого взаимодействия через движение, пластику, ритм.

За свою 25 летнюю историю Театр "Пиано" стал участником более 40 международных театральных фестивалей и акций в 11 странах мира в т.ч. в России, Германии, США, Люксембурге, Финляндии, Швейцарии, Англии, Бельгии, Чехии, Дании, Турции, Австрии [25].

2.3.2 Московский театр Мимики и Жеста

Многочисленные рецензии на спектакли Московского театра Мимики и Жеста изобилуют эпитетами "необыкновенный", "своеобразный", "оригинальный".

И действительно, этот театр, существующий уже 40 лет, своеобразный и необычный творческий коллектив. Его труппу составляют в основном актеры, лишенные слуха, чья речь - жест, мимика, пластика.

В создании сценических образов участвуют актеры, обеспечивающие звуковую, словесную образность, голосом передающие тончайшие оттенки эмоциональной окраски Театр - первый и во многом единственный в мире творческий коллектив. За рубежом он признан лабораторией, где исследуются не только возможности лишенных слуха актеров, но и современные проблемы театра вобще. У каждого театра должна быть своя тема. Желание человека разобраться в окружающем его мире, найти в нем свое место естественно. А если это желание человека, лишенного слуха, то вопросы "кто я?", "зачем в этом мире я?" обретает особую остроту. Театр Мимики и Жеста -особый по своему художественному языку, но и он живет общими проблемами, и он стремится служить искусству, полнокровно ощущать жизнь и выражать ее тревоги, проблемы, боль.

В первых школах глухонемых разыгрывались «сценки» по отрывкам из тех или иных литературных произведений. Например, в Петербургском училище глухонемых к 100-летию со дня рождения А.С Пушкина дети разыграли «живые картинки» по «Сказке о рыбаке и рыбке».

С первых шагов организаций и клубов глухих их деятельность была тесно связана с развитием самодеятельного творчества.

В конце 1919 г. в Уланском переулке был организован Клуб-театр глухонемых, который находился в ведении Театрального отдела Наркомпроса. В штат театра были приняты 30 человек артистов. Все они обеспечивались зарплатой и продовольственными пайками и ордерами на промышленные товары наряду с работниками Большого театра. Первым директором Клуба-театра стал МамиконКазазянц. Ведущая артистка театра Е.Н. Минасова в 1950-х гг. вспоминала: «Репертуар был весьма примитивным: «Живой музей», «Я умер», «Ревнивый муж» и отрывки из кинофильмов...».

Клуб-театр, входящий в систему Наркомпроса, в 1920 г. стал называться: «Московский театр глухонемых» (МТГ). Спектакли ставились два раза в неделю. Репертуар состоял изодно- и двухактных пьес. Новые постановки давались один раз в две недели, а то и чаще.

В 1924 г. театр стал функционировать на общественных началах. Его артисты, чтобы прокормиться, стали работать по своим прежним специальностям, а свободное время они посвящали театру. Кружковцам предоставили помещение бывшего ресторана «Слава». Директором драмколлектива назначили П.А. Савельева, режиссером стал Василий Зворыкин. Театр от «водевилей» переходит к пьесам революционного содержания. Репертуар стал более содержательным: ставились отрывки из произведений классиков.

В 1920 г. в Петрограде появился театральный кружок глухих, спустя два года на его базе был образован театр глухонемых «Пантомима» под руководством Михаила Тагер-Карьели. Коллектив лишь несколько месяцев получал субсидию от властей, ведавших театрами, и был вынужден самораспуститься. Но драмкружок глухонемых сохранился, и М. Тагер-Карьелли активно ставил спектакли в Доме просвещения глухонемых: «Ревизор», «Женитьба», «Слуга двух господ», «Ромео и Джульетта», «Отелло» и др. Последней его работой стали «Приключения бравого солдата Швейка» (1937). В том же году М. Тагер-Карьелли был репрессирован вместе с несколькими членами драмколлектива.

В 1930-х гг. Московскийдрамколлектив начал регулярно гастролировать по городам Советского Союза, выступая поначалу в местных клубах глухих, а потом - в городских и заводских Дворцах культуры, в театрах. Спектакли самодеятельного театра посмотрели многие тысячи зрителей - глухих и слышащих. Секретариат ВЦСПС на волне популярности театра учредил в Центральном доме художественной самодеятельности должность инструктора по работе с глухими, на которую была назначена Е.Н. Минасова. В годы войны Московский драмкружок ставил пьесы военной тематики.