Содержание
Введение
1. Законодательная основа социальной адаптации людей с ограниченными возможностями
2. Люди с ограниченными возможностями в мире искусства и науки
2.1 Слепые музыканты
2.1.1 Рэй Чарльз
2.1.2 АндреаБочелли
2.1.3 ДжеффХейли
2.1.4 Диана Гурцкая
2.1.5 СтивиУандер
2.1.6 Вересай Остап Никитич
2.1.7 Фридрих Людвиг Дюлон
2.1.8 Алексей Дмитриевич Жилин
2.1.9 Хоакин РодригоВидре
2.1.10 Марианна Кирхгесснер
2.1.11 Света Губанова (слепая девушка)
2.1.12 Конрад Пауман
2.2 Музыканты с нарушенным опорно-двигательным аппаратом
2.2.1 Рик Аллен
2.2.2 Томас Квастхофф
2.2.3 Мишель Петруччиани
2.2.4 Пауль Витгенштейн
2.3 Театр глухих
2.3.1 «Пиано» – театр движения
2.3.2 Московский театр Мимики и Жеста
2.3.3 Народный театр мимики и жеста г.Караганда
2.4 Ученые с ограниченными возможностями
2.4.1 Стивен Хокинг
2.4.2 Константин Эдуардович Циолковский
Заключение
Список литературы
Введение
Социальная адаптация или интеграция в общество - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом [1].
Данная работа посвящена изучению примеров жизни и деятельности известных личностей науки и искусства.
Актуальность данной темы заключается в том, что количество людей с ограниченными возможностями постоянно растет. И часто эти люди острее ощущают свою зависимость, ущербность и одиночество. В целях наиболее эффективной интеграции этих людей в общество следует принимать меры, которые будут способствовать развитию их потенциальных способностей и уверенности в себе. Важнейшим условием для самореализации человека с ограниченными возможностями является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.
Познавательное отношение человека к миру одно из основных.
От того, как решаются проблемы познания, зависит формирование образа мира, истинность и достоверность получаемых знаний, действительное положение человека в мире и его способности осуществлять сам процесс познания. Знания позволяют предвидеть, а на этой основе действовать - изменять природу, общество и самого человека. Главное назначение научной деятельности – получение знаний о реальности [2].
Искусство – один из способов познания мира, который отражает действительность не только в целом, но и в конкретно чувственных формах. Это сфера активного формирования мировоззрения, нравственности и эмоциональной чуткости любого человека. Искусство – это воплощение единства познавательно-эмоционального и воспитательного. Именно гармоническое взаимоотношение познавательного с воспитательным в искусстве и является фактором, обуславливающим самопознание человеком смысла своего бытия, являющимся необходимым условием всестороннего развития личности.
Искусство, на самом деле, и «учебник жизни», и форма отдыха, восстановления духовных и физических сил. В «общении» любого человека с искусством постоянно одновременно идут и «формирующий» и «восстановительный» процессы [3].
Аномалия в развитии еще не говорит о том, что этот человек не имеет право или не может быть счастливым, зачастую, именно такие люди больше понимают и больше чувствуют в этом мире, нежели нормально развивающиеся люди.
Целью данной курсовой работы является обзор деятельности людей с ограниченными возможностями, внесших свой вклад в развитие науки и искусства.
Мною была предпринята попытка решить следующие задачи:
1 Изучить законы и другие правовые акты, касающиеся социальной адаптации людей с ограниченными возможностями.
2 Познакомиться с жизнью известных деятелей науки и искусства с ограниченными возможностями, проанализировать их способы социализации и «вхождения» в общество.
Объект исследования: социализация людей с ограниченными возможностями в целом.
Предмет исследования: социальная адаптация людей с ограниченными возможностями благодаря деятельности в областях науки и искусства.
В первой главе данной работы рассматриваются правовые документы, подтверждающие права и свободы людей с ограниченными возможностями.
Во второй главе освящается жизнь и деятельность музыкантов, актеров, ученых с ограниченными возможностями.
В заключении на основе жизнеописания сделаны выводы о положительной социальной адаптации и самореализации людей искусства и науки.
адаптация приспособление социальный наука искусство
1. Законодательная основа социальной адаптации людей с ограниченными возможностями
По словам Уполномоченного по правам человека в Казахстане, на сегодняшний день наша республика подписала практически весь пакет международно-правовых документов, которые являются основой для обеспечения прав человека. Эта сфера в определенной степени является индикатором развития государства в современном мире.
Интеграция в общество человека основывается на концепции «нормализации». В основе этого понятия следующие положения:
· ребенок с особенностями развития - человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;
· общество должно признавать это и обеспечивать условия жизни, максимально приближенные к нормальным.
Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов»:
Декларация прав ребенка была провозглашена20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование правами и свободами на их собственное благо и на благо общества[4].
Конвенция о правах инвалидовот13 декабря 2006 года, ставит своей целью поощрение, защиту иобеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех правчеловека и основных свобод, а также в поощрение уважения присущего имдостоинства[5].
Декларация о правах умственно отсталых, принятая в 1971 году, провозглашает, умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди; имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности [6].
Закон РК «о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» определяет формы и методы социальной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности[7].
Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, принятая Международной организацией труда для расширения возможностей трудовой реабилитации и занятости людей с ограниченными возможностями, действующая с 1985 года [8].
2. Люди с ограниченными возможностями в мире искусства
2.1 Слепые музыканты
2.1.1 Рэй Чарльз
Имя Рэя Чарльза может служить классическим примером американской мечты. Можно сказать, что вся его жизнь неразрывно связана с музыкой.
Рэй Чарльз родился в небольшом городке Олбани, в штате Джорджия. Отец — Бэйли Робинсон, мать — Арета Робинсон. Семья Рэя была вконец бедна — как он сам говорил, «Даже между других чёрных…мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных. Ничего ниже нас — только земля». Они переехали в маленький посёлок Гринвилль, в Южной Флориде, когда ему было несколько месяцев. Отец не играл значительной роли в жизни мальчика, а через некоторое время после его рождения он окончательно бросил семью. Когда Рэю было пять лет, его брат Джордж, что был на год младше, начал тонуть в лохани, стоявшей на улице, у него на глазах. Рэй пытался ему помочь, но не смог ничто сделать, так как брат был для него слишком тяжёл. Джордж утонул, а Рэй, после перенесённого потрясения, незаметно начал слепнуть и в возрасте семи лет ослеп полностью.
Как утверждал сам Рэй Чарльз, первопричина его слепоты так и осталась неизвестна, но есть версия, что это по глаукомы. Впервые его музыкальные способности начали являться в возрасте 3 лет — этому помог соседский аптекарь, игравший на пианино. Многие годы спустя, в одном из интервью Рей Чарльз сказал: «Я родился с музыкой внутри меня. Нас можно разделить только хирургическим путем».
Он поступил в школу для глухих и слепых в Сент-Огустине, штат Флорида. Там Рэй научился азбуке Брайля и игре на нескольких музыкальных инструментах — пианино, органе, саксофоне, тромбоне и кларнете[9].
Пятнадцатилетним подростком Рэй остался без родителей и присоединился к группе кантри-музыкантов. В течение последующих 10 лет он объездил все южные штаты. К 24 годам Рэй Чарльз уже записал 40 синглов. В 1959 году вышла его знаменитая «What'd I Say», с которой и началась история «соула» — неподражаемого сочетания рока, r&b, джаза и кантри.
Имени Рэя Чарльза неизменно сопутствует словосочетание «живая легенда» и это нельзя считать преувеличением. Публикации о нем могут составить огромную библиотеку. Все сходятся в таких определениях, как «непревзойденный гений» и «суперзвезда». Рэй Чарльз удостоен множества званий и наград. В его активе 14 премий «Грэмми», огромное количество золотых и платиновых дисков.
В 1993 году Билл Клинтон вручил ему Национальную медаль искусств, а с 1996 года за ним официально закреплено звание «Сокровище Лос-Анджелеса». Звезда с его именем находится на голливудском Бульваре Славы, а его бронзовые бюсты есть во всех Залах Славы: рок-н-ролльном, джазовом, блюзовом и кантри. Есть также бронзовый медальон, отлитый и подаренный Рэю Чарльзу во Франции от имени французского народа. Его «I'veGot a Woman» считается одной из величайших песен в истории рок-н-ролла, а хит «GeorgiaOnMyMind» стал официальным гимном штата Джорджия.