МОДА И СТИЛЬ ЖИЗНИ
ВВЕДЕНИЕ
Будучи сложными многоаспектными явлениями, мода и стиль жизни издавна служат объектами изучения самых различных наук о человеке и культуре: истории и теории культуры, социологии, психологии, экономической науки, эстетики, семиотики и др.
Цель данной работы — изучение моды и стиля жизни как элементов культуры, а также как отражения статусов различных социальных групп.
Задачи:
1. Рассмотреть моду и стиль жизни как элементы культуры, выявить признаки, закономерности развития, функции моды.
2. Изучить наиболее распространенные подходы к типологии стилей жизни.
3. Рассмотреть моду и стиль жизни как важнейшие понятия социологии.
МОДА И СТИЛЬ ЖИЗНИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ
Мода (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное господство определённого типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей.
Как массовое увлечение каким-либо явлением мода известна ещё с древности. Исторически мода выросла из обычая. Мода в том виде, в каком её понимают сегодня, появляется в Европе в XIV-XV вв. Возникновение и социальное утверждение моды — не событие, а процесс, причем, процесс длительный, постепенно развивавшийся внутри общества из старых социальных форм [5, стр. 581].
Мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда причёска, косметика и так далее) и непосредственной среды его обитания (интерьер, различные бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении и так далее.
Ещё Адам Смит в «Теории нравственных чувств» (1759) отмечал влияние моды не только на одежду и мебель, но и на нравственность, музыку, архитектуру и т. д., подчёркивая особое значение элитарных слоёв как объекта подражания для остального населения, что было связано с возрастанием роли буржуазии в современном ему обществе (ранее, при господстве феодально-сословного строя, подражание было невозможно) [2, стр. 60].
Исследования моды и использование её механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях. Значительный вклад в изучение феномена моды внесла целая плеяда видных социологов, культурологов и философов.
Например, Спенсер на основе анализа большого этнографического и историко-культурного материала выделил два вида подражательных действий:
1. Мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом.
2. Стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними.
Последний мотив, по мнению Спенсера, лежит в основе возникновения моды. мода стиль жизнь
Зиммель связывал существование моды с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Он утверждал, что мода существует только в обществах с классовой бессословной структурой, с которой она тесно связана. Её развитие происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать своё отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), которые вновь заимствуются низшими классами, и т. д.
Французский философ Э. Гобло в книге «Барьер и уравнивание» (1925) исследовал процессы фиксации и размывания отличительных признаков высокого социального статуса в капиталистических обществах посредством моды.
Американский лингвист и культуролог Э. Сепир акцентировал роль моды как средства идентификации личности, её самовыражения и укрепления; эту функцию мода осуществляет благодаря социально санкционируемым отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм.
В работах известного американского социолога и социального психолога Блумера мода рассматривается как средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире. Процесс формирования и распространения моды, по Блумеру, проходит две фазы: инновацию и отбор. На первой фазе происходит предложение различных соперничающих между собой культурных образцов: на второй фазе все социальные группы осуществляют коллективный отбор, в результате которого социально одобренный образец становится общепринятой нормой [2, стр. 60].
Перечисление подходов к изучению моды можно продолжать и далее, однако в последние годы преобладающее значение приобрёл подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Общепризнано, что развитие и функционирование моды в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление географической и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая мода ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками является художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и так далее [2, стр. 61].
Изучение моды не должно ограничиваться её сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей её природы и функционирования. Природе моды свойственны:
1. Релятивизм — быстрая смена модных форм.
2. Цикличность — периодическая обращённость в прошлое, к традициям. Другими словами, развитие моды носит циклический характер; сменяющие друг друга модные стандарты проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающегося в уменьшении численности их приверженцев. «отмирающие» модные стандарты зачастую не исчезают окончательно и нередко вновь наделяются модными значениями. Таким образом, мода — периодическая смена образцов культуры и массового поведения. Возможно, поэтому И. Кант определял моду как «непостоянный образ жизни».
3. Иррациональность — обращённость к эмоциям человека, предписания моды не всегда сообразуются с логикой и здравым смыслом.
4. Универсальность, так как сфера деятельности современной моды практически не ограничена, мода обращена ко всем сразу, и к каждому отдельно.
Мода выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая особенности массового вкуса данного общества в данное время. К функциям моды можно отнести её возможность её конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определённые ценности и образцы поведения, формировать вкусы субъекта и управлять ими. Мода дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого. Мода выступает как одно из средств социализации (функция социализации): мода как подражание данному образцу «удовлетворяет потребности в социальной опоре, даёт всеобщее, общепринятое» одинокому человеку (Зиммель). Ещё одной функцией моды является функция социальной маскировки, идентификации, дистанцирования. Современная мода испытывает тенденцию к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. В этом заключается её «космополитичная» функция. Можно говорить также и об экономической функции моды, связанной с её динамизмом: мода опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта [5, стр. 581].
Однако существование такого феномена, как мода, возможно не в любом обществе. К числу характерных черт тех социальных систем, в которых действует мода, относятся:
1. Динамичность. Общество стремится к изменениям, осуществляет их, обладает достаточно высоким инновационным потенциалом.
2. Открытость. Общество стремится к разнообразным контактам с другими обществами, осуществляет их, обладает развитыми средствами и каналами коммуникации.
3. Избыточность. В обществе существует развитая система тиражирования материальных и духовных благ, некоторая избыточность разнообразных и конкурирующих между собой культурных образцов, из которых может осуществляться выбор индивидами, группами и массами (группами групп).
4. Социальная дифференциация и мобильность. Общество неоднородно в социальном отношении, оно раздельно на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий и каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Они могут подражать друг другу, заимствовать друг у друга культурные образцы, в них существует мобильность: вертикальная (переход индивидов из одной группы в другую с повышением или понижением социального положения) и горизонтальная (переход индивидов из группы в группу с сохранением прежнего социального положения).
Стремясь зафиксировать наиболее существенные черты тех, обществ, где мода отсутствует, социологи обозначали его по-разному.
К. Маркс часто обозначал его термином «Gemeinwesen» (буквально: «общее существо»), подчеркивая в нем роль кровного родства, общность собственности, языка и обычаев, простоту и однородность социальной структуры. По Марксу, Gemeinwesen в большой мере отличает все докапиталистические формации.