У металла есть и другой музыкальный предок, глубоко укоренившийся на американском юге. Корень металла в блюзе – музыке рабов и угнетенных. Гитара является их изобретением.
В блюзовой гамме есть пониженная пятая ступень – тритон. В Средние века тритон считался музыкой дьявола. Его использование было строго запрещено. Полагалось, что с его помощью вызывают Зверя. В звучании тритона есть нечто демоническое. В старину невежественные, запуганные люди, услышав его и ощутив реакцию своего тела, думали: «Это дьявол!» Современная металлическая музыка полностью построена на пониженной пятой гамме и тритоне. Отсюда такая дьявольская энергетика и ощущения сверхсилы.
История металла. Сам термин, которым часто обозначают всю «тяжесть», – metal – пришел из сфер, от музыки довольно далеких. Впервые в культурном контексте словосочетание heavy metal применил в романе «Naked Lunch» (1959) легендарный Уильям Берроуз. Он назвал так жесткую, агрессивную, напористую музыку (дело в том, что еще во время Второй Мировой на американском солдатском жаргоне heavy metal обозначало артиллерийскую канонаду). В 1968-м парни из известной американской группы Steppen Wolf в песне «Born to be wild» тоже пели «I like… heavy metal thunder» – и хотя в песне имелись в виду раскаты грома, подобные пальбе из пушек, позже это стало расцениваться как манифест: «люблю, когда heavy metal гремит». А уж после того, как музыкальный обозреватель журнала «Creem» Лэстер Бэнгз использовал в статье словосочетание heavy metal, эта связка окончательно стала обозначением нового музыкального направления. Уточнение «heavy» в итоге отмерло, но суть-то осталась. Все музыканты этого стиля и их поклонники начали называть себя металлистами и в скором времени образовали собственную музыкальную субкультуру.
Слово «металлист» — русское, производное от слова «metal» с добавлением заимствованного латинского суффикса « -ист-». Изначально оно означало работников слесарной промышленности, «жестянщиков». Металлист в значении «поклонник тяжёлого металла» вошло в обиход в конце 80-х.
Основателем “heavy metal” можно назвать команду “ Black Sabbath ”.
Внешний вид металлиста. Их внешней вид вызывающе агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью “сатана” на английском языке: «Очень важен черный цвет, очень важна кожа. Черный цвет в металл-культуре – это очень интересная тема. Он означает опасность, зло, но в то же время и свободу вдали от дневного света, где за тобой наблюдают.» [1]. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией – “косухи”, “косовороты”, серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов (пентаграмма, скелет и т. д.). Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего являются средством эпатажа по отношению к окружающим людям.
Что носят металлисты:
- Типичный ремень металлиста
- Длинные волосы у мужчин – символ свободы и мужественности; заимствован от древних воинов.
- Кожаная куртка «косуха», кожаный жилет.
- Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.
- Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах.
- Нашивки на одежде и прочих окружающих предметах с изображениями любимых металл-групп.
- Тяжелая обувь — «камелоты», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки. Короткие сапоги с цепями — «казаки». Туфли (как правило, остроносые, «готические» штиблеты).
- Джинсы (обычно синие или чёрные), кожаные штаны.
Жест металлиста. Характерный жест металлистов, известный в России как «коза» — вскинутый вверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем и направленной стороной ладони вперёд. Аналогичный жест (Karana mudra) принят в буддийской традиции.
Популяризован вокалистом Dio Ронни Дио, который утверждал, что этому жесту его научила бабушка. Трактуется и как старинный жест для того, чтобы отогнать злых духов, и как сатанинский жест (рога Сатаны), и как современное обозначение буквы «u» (аналогично «жесту Черчилля», — рука собрана в кулак, разжаты только средний и указательный палец, — обозначающему букву «V») — сокращение от «unity», то есть «единство» — приветствие «брата по крови», своего. Со временем жест стал использоваться и другими музыкальными субкультурами.
Культура. К металлистам примыкают группы подростков, которым нравится металл, костюм неформала. Старшие и более опытные их серьезно не воспринимают, но именно эти подростки и старые, бывалые металлисты, возраст которых перешел границу 35-40 лет, представляют собой более спокойное течение. Среди молодежи, конечно, существуют такие металлисты, которые поверхностно разбираются в проблемах металла и рока, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно. Как правило, именно они на концертах, и после них, устраивают мелкие беспорядки, прыгают на сцену, бросают пустые банки и бутылки.
В среде металлистов есть настоящие знатоки и ценители тяжелого рока. Они миролюбивы, не увлекаются атрибутикой, хорошо разбираются в музыкальных направлениях не только современной, но и классической музыки.
Выраженная идеология и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Металл-концерт для металлиста является поистине грандиозным событием. Он включает в себя театральные постановки, представления, часто используются пиротехнические и световые эффекты, больше энергии в движениях. Подобные вещи дают выплеснутся эмоциям и снимают напряжение. Вот что думают по этому поводу участник группы Slipknot: «Конечно же, это жестокое место. Но в то же время я бы предпочел, чтобы дети были там и дали выход своим чувствам, безумным эмоциям, чем обижали других людей, не видя никаких перспектив.» [1]. Тексты металл-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Однако некоторые источники утверждают, что металлисты поют только о насилии и сексе. Данные предположения имеют место быть подтвержденными или опровергнутыми.
Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны. Несмотря на обилие религиозной и оккультной мистики в текстах металл-групп, они, как правило, не носят миссионерского характера и воспринимаются поклонниками как аллегория.
Среди поклонников блэк-металл встречаются язычники и сатанисты, но для поклонников других разновидностей это нехарактерно.
В прессе появлялись исследования, утверждающие, что интеллектуальный уровень металлистов может быть довольно высок, а увлечение металлом может быть признаком интеллигентности. Среди металлистов популярна фантастическая и мистическая литература (Г. Лавкрафт, Дж. Толкиен, Ф. Херберт, У. Берроуз и др.), мифология (особенно скандинавская).
«Кодекс» металлиста. Среди металлистов существует ряд неписаных правил, которым должны придерживаться «настоящие» металлисты. (Приложение Г).
Данный кодекс характеризует металлистов как личностей доброжелательных, свободолюбивых, приверженцев многолетней культуры и традиций, с ярко выраженными морально-нравственными характеристиками.
Таким образом, несмотря на мнения многих скептиков, металлисты остаются одной из самых массовых молодежных субкультур, имеют довольно благоприятные перспективы для дальнейшего пополнения своих рядов, самореализации. И это объясняется не оборотными сторонами переходного возраста, а желанием познать суть бытия через музыку или просто насладится шедеврами разнообразных металл-групп.
2. Эмпирическое исследование молодежной субкультуры (на примере металлистов г. Владивостока)
2.1 Контрольная группа
В эмпирическом исследовании при выполнении данной работы принимали участие 10 человек (представители металлической субкультуры) в возрасте 17-35 лет, из них все участники являются мужчинами (такое явление объяснить очень просто - с момента возникновения металла данная субкультура была и остается в 90 % случаев мужской субкультурой).
Перед началом опросов с участниками было проведено небольшое интервьюирование – знакомство для удобства при проведении работы и доверительной атмосферы. Им предлагалось ответить на следующие вопросы:
1) Возраст вхождения в субкультуру.
2) Причины.
3) Уровень образования.
При обработке теоретического материала было замечено, что большинство источников утверждают: «…среди металлистов преобладают учащиеся СПТУ, школьники, разнорабочие».[2] Другие источники говорят обратное: « металлисты - это глобальное подростковое объединение, собравшее в свой круг сначала старших школьников и учащихся ПТУ (1982-1991гг.), затем (когда движение «повзрослело») оно стало олицетворять более серьезную публику – студенты и аспиранты (1991г. – наши дни), а ПТУ-шная часть, напротив, исчезла.[8] В данном моменте хотелось бы внести ясность.
4) Каковы ваши приоритеты (учеба, карьера, самореализация, семья и т.д.). Приоритеты на будущее.
Данные интервьюирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Номер участника | Возраст вхождения в субкультуру | Причины | Уровень образования | Приоритеты |
1 | 17 | Общение, музыка, атрибутика. | Неоконченное высшее. | Семья, самореализация. |
2 | 24 | Искал друзей, а также свой духовный путь. Христианство меня не устроило (за полгода до этого я ушел из православной церкви), и с общением тоже плохо было после окончания института. | Высшее – экономист. Но по специальности не работаю. | Творчество и совершенствование в этом направлении. |
3 | 16 | Уход из конфликтной ситуации в коллективе из-за непонимания и несовпадения интересов. | Среднее специальное. Неоконченное заочное. | Саморазвитие, творчество, семья, друзья. |
4 | 13 | Интерес к данной субкультуре. | Неоконченное высшее. | Окончить университет, переехать в Петербург, устроиться на работу, второе высшее, ближе к 30, после «становления на ноги» в финансовом плане – семья. Саморазвитие и путешествия параллельно всему вышеперечисленному. |
5 | 16 | Музыкальное влечение. | Учусь в колледже. | Саморазвитие, учеба, семья. |
6 | 15 | Расхождение значительной части собственных интересов с непосредственным окружением, конфликтные ситуации из-за непонимания и несовпадения приоритетов в коллективах учебных заведений. | Высшее. Психология. | Умножение и передача новых знаний и навыков, гармония семейных и дружеских отношений, активное участие в общественной жизни. Счастье пребывания в гармонии с окружающим миром. |
7 | Металлистом я был всегда, даже когда и слова такого не знал. | Металлист – это состояние души, ими не становятся, ими рождаются. | Среднее специальное (неоконченное). | Так сразу и не сказать. Точно не карьера, точно не семья. Скорее всего, самосовершенствование и познание мира. |
8 | 13-14 (точно не помню). | Занимался в музыкальной школе, далее организовал собственную группу. Любовь к тяжелой музыке привил отец. | Два высших. Последнее – заочное. | Самореализация, гармония с окружающим миром и людьми, дети. |
9 | 15 | Возможность общаться с людьми более начитанными и эрудированными, чем с довольно ограниченными в этом плане одноклассниками, с людьми, разделяющими со мной одно культурное пространство. В дальнейшем – интерес к музыке как роду искусства. | Третий курс. Будущий клинический психолог. | Карьера, семья, самореализация, путешествия. Возможно написание собственных научных трудов. |
10 | 15-16 | Сложно сказать. Просто в какой-то момент я поняла, что это – мое. Мое по энергетике и мое по мировосприятию. Это я о металле, естественно. | 11 классов и 4 года во ВГУЭсе. | Диплом, семья, друзья, карьера. Именно в этом порядке. |
Таким образом, уровень образования у представителей субкультуры металлистов достаточно высок. Больше половины из них имеют высшее либо неоконченное высшее образование. О наличии духовного роста свидетельствуют жизненные ценности и планы на будущее, большинство хотят реализоваться как успешная личность.