Смекни!
smekni.com

Визуально-коммуникативные особенности представителей молодежной субкультуры металлистов (стр. 8 из 13)

· Потребность в общении с единомышленниками здесь тоже фигурирует как потребность, но под единомышленниками понимается уже не вся субкультурная среда, а лишь уже выбранный в ее среде круг общения.

· Как потребность, удовлетворяемую через пребывание в субкультуре здесь можно выделить потребность в разрешении конфликта между личностью и обществом, который заключается в нежелании личности жить по установленным программам, вписываться в существующие в массовой культуре культурные формы и образ жизни.

Вообще, стоит отметить, что если А-группа заостряет внимание на отделении себя от общества, то для В-группы актуален поиск форм самовыражения, как способа вписаться в общество, преодолеть отторжение, сохранив свою неповторимость.

Субкультура связана с чертами демонстративного поведения. Кроме того, ярко выражена потребность в общении и тяготении (особенно в А-группе) к вечным человеческим ценностям (любовь, свобода, духовность) и связана со стремлением жить по этим ценностям.

Металл-культура, как культурная форма удовлетворяет потребности в асоциальном поведении. Приемлются и приветствуются нестандартное поведение, разрушающее социальные рамки ("можно - нельзя"), мелкие нарушения общественного порядка.

Приходя в субкультуру, человек получает:

- Ощущение свободы, как разрешение на преступание нормативных границ.

- Готовые культурные формы для удовлетворения потребностей (концерты).

Субъективный смысл существования субкультуры:

- Тяготение к определенным ценностям и желание реализоваться через эти ценности.

- "Бунт поколения" - противопоставление мира родителей и своего мира. "Ты можешь создать свое маленькое общество, в котором тебе комфортно".

8 Для А-группы идеология базируется на преодолении "бездуховности" мира и утверждению человека как самоценности вне зависимости от его социальных статусов и ролей.

Установки: "Никогда не обламываться" и "Ты живешь для себя больше" означают стремление к отказу от социально значимых достижений и социальных рамок.

В-группа подчеркивает большие различия в идеологии металл-культуры в зависимости от течений. Характерна одна установка: "Живи в кайф и не мешай жить другим". Идеологическая база призвана обеспечить удовлетворение потребностей.

Ценности вытекают из идеологии:

· Ориентированность на общечеловеческие ценности. Причем, для А-группы это основная триада хиппи - свобода, любовь, духовность, выступающие как единая система, а для В-группы главное - свобода, понимаемая как свобода от условностей и стандартов.

· Человек как ценность.

· В-группа отмечет как ценность - способность создавать новое, А-группа - терпимость по отношению к другим людям, другим взглядам, для них это более актуально.

· Можно выделить такую ценность как общение с друзьями, причем более всего характерную для А-группы, в В-группе ее значение снижается.

В А-группе можно выделить следующие установки:

- На активное социальное поведение и отношение к социальным проблемам: "Нам не закрывают глаза розовые очки".

- На борьбу за свою свободу и культурную независимость, свободу своего самовыражения.

- Установка: "Я прав, если мне хорошо"

Символика в А-группе - традиционная для металл-культуры. Называются "пацифик", "анархия", "фенечки". Заложенное изначально значение символики значительно примитизировано. Рассмотрим фенечку (фенечки - плетеные самодельные браслеты или бусы из бисера или кожи) как символ:

- "энергия" - символ связи, "если тебе подарили фенечку, то вы связаны на энергетическом уровне", "если фенечка плетется с добрыми мыслями, то потом будет приносить удачу".

- "норма" - любовь, дружба, как ценность, "плетется с любовью", "передается с любовью друзей".

Кроме того А-группа говорит об использовании в качестве символики - символики любимых групп. Значение ее - продемонстрировать свои музыкальные пристрастия с целью найти единомышленников (трактовка "группа").

Помимо созданных ею символов рок-культура использует древние языческие и эзотерические символы. В В-группе именно им отдается предпочтение. Выбор символики в этой группе индивидуален, тем более, что поле обширно, могут использоваться символы различных народов и времен.

Массовое использование собственно субкультурных символов ("пацифик", "анархия") стимулирует их отвержение. Символ теряет свою функцию, а, соответственно утрачивает и значение на всех уровнях. Именно поэтому идет обращение к древней этнической эзотерической символике. Кроме того, это связано с эзотеричностью, мистичностью, иррациональной идеологией самой субкультуры. Проявлена эта символика больше в В-группе, здесь это еще и закрепление своей индивидуалистичности. Трактовка символов в В-группе осуществляется на уровне "норма" и "энергия". Символика для них четко связана с идеологией.

9 Модно выделить следующие элементы культурной среды:

Материальная культура:

- Фенечки и другие украшения существующего вне субкультуры символического значения, создаваемые как внутри субкультуры, так и вне ее.

- Собственно субкультурная материальная символика (значки, майки и т.д.)

- Одежда

- Полиграфическая продукция (постеры, журналы)

- Музыкальные инструменты

Духовная культура:

- Песни, музыка

- Граффити

- Философские, эзотерические и религиозные учения, имеющие хождение внутри металл-культуры, но не созданные ею.

- В-группа добавляет к этому определенную литературу.

- Собственно субкультурные идеологические течения.

В А-группе творчеству в субкультуре не уделяется большого значения. Основные области проявления творчества - создание фенечек, граффити. В-группа большое внимание уделяет музыкальному индивидуальному творчеству и процессу, познание мира с философской точки зрения.

Для В-группы можно отметить большое разнообразие стилей жизни и образа мыслей, как по течениям, так и вне их.

Можно выделить следующие области проявления собственно субкультурной среды:

- Тусовка: люди, места сборищ.

- Концерты

- Материальная символика.

10 Субкультурным событием в металл-культуре является концерт. Значение его как субкультурного события можно охарактеризовать следующим образом:

· На концерте создается тот самый идеальный мир субкультуры: "Маленький мир, который живет по твоим законам". Создается тот же иллюзорный мир, дающий возможность побыть в иной, желаемой, реальности, пожить в "придуманном" мире: "Большой мир остался там, за дверьми, а здесь - происходит все так, как ты хочешь".

· Участники отмечают переживание на концерте чувство единства, сплоченности, сопричастности к группе. Переживание это вызывает у участников восторг. Концерт как действо и ритуал наиболее полным образом удовлетворяет потребность в переживании общности с другими людьми, что особенно важно для людей, чувствующих себя отверженными в мире.

· Как последствие предыдущего переживания выступает еще один характерный момент, отмечаемый участниками. На концерте создается атмосфера доверия к окружающим людям, ощущение что все вокруг "свои". Человек принимается таким, какой он есть.

· Концерт как ритуал позволяет выпустить, реализовать побуждения, не имеющие возможности реализоваться в обществе. Результат - ощущение удовлетворенности и "прилива сил", "заряженности энергией", отмечаемое участниками как результат концерта.

Для В-группы отмечается более избирательный, индивидуальный подход к концертам. Человек идет на концерт уже за вполне определенными, "известными" ему эмоциями. Концерт как субкультурное событие с одной стороны имеет меньшее значение, чем для А-группы, с другой - осознанно воспринимается как ритуал, с соответствующим к нему отношением: "Это шаманство", "Единство места, времени, людей и действия".

Для В-группы несколько изменяется смысл совместного переживания: ориентация не на всю субкультурную общность, а на узкий круг "своих", общее переживание теряет значимость. Здесь становится важным индивидуальное переживание. На первое место выступает "драйв", желание "оттянуться", связанное с взаимодействием "я - все" (в отличие от А-группы, где взаимодействие происходит на уровне "мы - они"). То есть, человек приходит на концерт за "своими" ощущениями. А, соответственно, можно говорить о том, что высвобождение эмоций и реализация импульсов становятся более индивидуальными и целенаправленными.

Можно выделить 2 функции концерта как субкультурного события для В-группы:

· Поддержание коммуникационных контактов (В отличие от А-группы, для которой - это еще установление новых контактов).

· "Заряжение энергией" - получение определенных эмоций, создание определенного эмоционального фона.

Итак, концерт как субкультурное событие позволяет реализовать все потребности, с которыми человек приходит в субкультуру, создается собственный мир в замкнутом пространстве - времени, со своей идеологией законами и образами поведения.

Событие как ритуал позволяет активизировать нормы, ценности, паттерны поведения и таким образом служит удовлетворению потребностей. Сопереживание при этом - необходимый инструмент ритуала.

11 Источники информации:

· Личные коммуникации.

· Тусовки, концерты, как массовые сборища (в В-группе теряют свое значение).

· Из средств массовой информации предпочтение отдается радио и специальным изданиям, телевидение практически не используется. В основном отбирается субкультурная информация и музыка, иногда информация, касающаяся политических событий.

Роль СМИ в субкультуре - двойственная: с одной стороны - СМИ распространяют субкультурную информацию, чем способствуют субкультурной коммуникации, и распространению субкультурных форм, норм и ценностей; с другой стороны - распространение субкультурной информации имеет негативные последствия - субкультура разрушается как общность путем стирания границ. Символика субкультуры становится популярной, общеизвестной и теряет значение