Смекни!
smekni.com

Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России (стр. 2 из 8)

В курсовом проекте были использованы подходы Кудринской Л.А., отраженные в ее работе "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции".

Гипотеза курсовой работы.

Гипотеза №1: "Если средства массовой информации возьмут на себя пропаганду добровольческого труда, волонтерской деятельности, разъясняя их задачи, показывая положительные стороны их деятельности, подчеркивая необходимость этих организаций для становления гражданского общества, то значительная часть российской молодежи, которой не безразличны проблемы людей, живущих в трудных условиях, станет активной силой волонтерской деятельности".

Гипотеза №2: "Российская молодежь мало проинформирована о деятельности волонтеров".

Гипотеза №3: "Российское общество не испытывает доверия к благотворительным организациям".

добровольческий волонтерский россия молодежный

Раздел I. Теоретические подходы к исследованию добровольческого труда

§ 1.1 Методологические подходы к изучению добровольческого труда

В современный период в России особенно активно идут дискуссии по поводу развития гражданского общества. Сегодня нет однозначных представлений по поводу его развития, о путях его формирования и место в этой модернизации человека и его трудового вклада. Сегодня со стороны исследователей отмечается снижение интереса к проблемам труда, несмотря на высокую практическую востребованность знаний в этой сфере.

Вместе с тем, реальная деятельность людей демонстрирует рост трудовой активности в самых разных направлениях. Новым важным видом такой деятельности является труд добровольцев, или волонтеров. К сожалению, этот широкий слой гражданской активности, самоорганизации людей для решения проблем сообщества практически не рассматривается отечественными социологами с позиции трудовой теории.

В то время как в западной социологии проблемы добровольческого труда получили достаточно широкое развитие и основываются на различных теоретических подходах, о чем говорят многочисленные работы по добровольчеству в целом и по его отдельным аспектам. Западную науку, побуждают к изучению этой проблематики практический интерес государственных структур, рассматривающих деятельность организаций гражданского общества как новый ресурс в решении современных общественных проблем.

Сегодня в отечественной науке сложились два основных подхода к изучению труда, которые условно можно определить как широкий и узкий. В рамках широкого подхода объектом выступает общественный труд в рамках всего общества. Это, по сути, классический теоретический подход. Современный практический подход во множестве случаев можно назвать узким. Рассмотрение и определение труда, как правило, дается российскими учеными, исходя из узких представлений о труде. Е.Ф. Молевич прямо указывает на невключение в объект современной отечественной социологии ряда нетрадиционных для классической социологии видов труда. Он пишет, что сегодня исследуются "социальные проблемы наемного труда в промышленности с редкими экскурсами в области аграрного и услугового труда. Остальная многоплановость общественного труда для современной социологии как бы не существует"[7].

Е.Ф. Молевич предлагает уйти от современного узко практического подхода и вернуться к широкому пониманию труда, заложенному классиками науки. Это подходы А. Смита, Г. Гегеля, К. Маркса, Г. Зиммеля с их категориями "труда вообще", "труда как такового", "просто труда", "всеобщей субстанции человеческого бытия, охватывающей все виды его творчески-созидательной активности" (Гегель), "труда как первого основного условия всей человеческой жизни. создавшего человека".

Этот подход мы находим также у Дюркгейма с его изучением общественного разделения труда. В 70-80 гг. XX в. широкий подход развивается И.И. Чангли, Д. Марковичем и др. Объектом социологии труда в этом случае выступает труд вообще, как всякая трудовая деятельность. Д. Маркович рассматривает труд как целостное общественное явление, при этом он подчеркивает, что объектом исследования является труд не только в производстве, но и других областях[8]

В современном обществе к рассмотрению труда подходят в рамках сложившихся крупных подсистем труда. В этом плане принято выделять три основные подсистемы: государственный сектор (первый), рыночно-коммерческий (второй) и негосударственный некоммерческий сектор (третий). В эти подсистемы входят формальные и неформальные организации, ассоциации граждан, которые осуществляют общественную организацию труда. Труд имеет несомненную специфику в каждой из этих подсистем. Если труд в государственном и коммерческом секторе России достаточно изучен, ведутся исследования домашнего, репродуктивного труда, то добровольческий труд в третьем секторе, являющийся основой гражданского общества, изучен явно недостаточно.

Научные исследования "добровольного труда" опираются на известные в истории науки традиции, базирующиеся на религиозных ценностях христианства, социалистических идеях и либеральных ценностях свободы деятельности индивида. С позиций различных теоретических концепций добровольный труд понимался учеными как:

· безвозмездный труд по заповеди "Помоги ближнему", характерный для христианских общин, в том числе крестьянских общин в царской России. Добровольный труд здесь базируется на глубоко укоренившейся в различных культурах традиции альтруистической взаимопомощи, проявляющейся, прежде всего, на уровне семьи, рода, племени. В ее основе лежат чувства сострадания, родства, любви, а в общинах к ним добавляется аспект экономической целесообразности для решения проблем общины без привлечения дополнительных ресурсов на основе самоорганизации;

· добровольный, свободный от отчуждения, труд на основе общественной собственности в социалистическом и коммунистическом обществе, общеизвестное определение которого дает В.И. Ленин: "Коммунистический труд в более узком и более строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма"[9].

В советский период обществоведы в СССР активно исследуют добровольный труд (субботники, народные дружины, тимуровское движение и т.п.) как "ростки" коммунистического труда, понимая коммунистический труд как первую жизненную потребность человека, труд как цель существования личности. Традиция базируется на идеях социалистов - утопистов;

· свободная трудовая деятельность в обществе, в том числе в социальной сфере, как стремление и способность к активному самоопределению в мире, где существует частная собственность и созданы необходимые условия для раскрытия творческого потенциала граждан на основе гуманизма, свободы и демократии (свобода объединений, слова, экономические свободы, гражданские свободы), социальной ответственности бизнеса и государства. Традиция базируется на идеях социального либерализма.

Религиозный субъект добровольного безвозмездного труда сформировался очень давно и связан в России в большей степени с христианством. Религиозные принципы базируются на альтруизме наиболее социально ответственных членов общества. Альтруизм представляет собой способность человека ставить благополучие других выше своего собственного. О. Конт считал развитие альтруистического сознания показателем цивилизованности общества, приверженного позитивным ценностям.

Лапина В.Г. отмечает, что альтруизм тесно связан с коллективностью. В качестве этического императива проблема альтруизма присутствует в христианском учении, как моральная добродетель она сформулирована в знаменитом "категорическом императиве" И. Канта. Альтруизм всегда лежал в основе благотворительной деятельности и в политическом отношении альтруизм является необходимым условием существования массовых политических партий и общественных организаций, где значительное число рядовых активистов работают бесплатно[10].

Роль протестантской этики в становлении капиталистического общества была проанализирована М. Вебером [11]. Известны его исследования профессии как трудового предназначения личности в обществе.

В его работах рассмотрена и социальная функция религиозного труда.[12]. Религия, в частности протестантизм, рассматривает высокий уровень социальной организации жизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества. Религиозный долг человека - создание такой социальной организации жизни, которая бы своим совершенством служила славе Всевышнего. А это совершенство невозможно, когда в обществе много социальных проблем, много неухоженных, обездоленных, сирых и убогих, оставшихся без присмотра религиозного сообщества, без опеки и безвозмездной помощи со стороны прихожан. И до сих пор не только протестанты, а верующие разных религий, труженики-бессеребренники делают массу добрых дел в мире, вызывая заслуженное уважение сограждан.