Смекни!
smekni.com

Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России (стр. 3 из 8)

Русская монашеская святость (вспомним Сергея Радонежского) вообще дает много примеров безвозмездного труда и сознательною занижения платы за труд. Некоторые формы труда, например врачевание, вообще не должны были оплачиваться страждущими. Не случайно за преподобным Агапитом закрепилось прозвище Врач Безмездный. В то же время преподобный Иосиф Волоцкий считал допустимым брать с богатых как можно больше за молитвы и поминовение усопших, "перераспределяя" затем их деньги в пользу неимущих.

Православная традиция не рассматривает специально вопрос о вознаграждении за труд, как это делает католицизм и протестантизм. Тем не менее, и эти традиции включают множественные примеры безвозмездного труда. Св. Климент Александрийский, выразивший дух западного христианства, подчеркивал, что все внешние поступки должны поверяться внутренними побуждениями. Он почитал евангельские слова о Любви к ближним как наивысшую заповедь Божию. А земное богатство он сравнивал со змием, который может умертвить человека или оставить невредимым (великодушного и рассудительного собственника). В итоге, заключает св. Климент, "Не тот богат, кто владеет имуществом и его бережет, а тот, кто им делится. Даяние, а не обладание нас осчастливливает"[13].

Появление массового нерелигиозного субъекта добровольного труда относится скорее к XX веку, хотя его зарождение наблюдается в XIX веке, как в западных странах, так и в России, в период развития капитализма. В это же время активно формируется концепция социализма-коммунизма.

Социализм как учение в качестве идеала рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства. Свободный труд свободных людей являлся идеалом социалистов-утопистов: Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн рассматривали труд как наслаждение, расцвет способностей человека. Идеологи коммунизма, который возник на базе идеологии гуманизма (Т. Мор, Т. Компанелла) и французского Просвещения (Морелли, Г. Мабли), К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных общественных сил труд на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и станет по-настоящему свободным от принуждения и отчуждения. По К. Марксу свободным выступает коммунистический труд - антипод таким историческим формам труда с внешним принуждением и отчуждением как рабский, барщинный и наемный. Труд при коммунизме будет осуществляться по возмездному принципу: "От каждого по способностям, каждому - по потребностям" на основе общественной собственности на средства производства. Произойдет стирание различий в труде и возрастет творческая составляющая этого труда. Теория Маркса рассматривала социализм как низшую фазу коммунизма, приходящего на смену капитализму на основе диктатуры пролетариата. |

В.И. Ленин, теоретик строительства социализма в России, отождествляет труд добровольный и коммунистический, давая определение этого труда. Он заметил новое явление - субботники, однако дал ему интерпретацию в духе коммунизма.

Подход Ленина перерос в традицию исследования добровольного труда, заложенную учеными СССР в советский период. Ими были сформулированы определенные предпосылки становления коммунистического труда:

1. достижение высокого уровня производительных сил, механизация и автоматизация труда, ликвидация тяжелых видов труда, насыщение трудовой деятельности интеллектуальными функциями, появление новых профессий;

2. совершенствование всей системы общественных производственных отношений, в частности усиление непосредственного общественного характера, дисциплины труда, изменение характера труда. С другой стороны должен совершенствоваться субъект труда, носитель потребности трудиться[14].

Этот подход вновь рассматривал добровольный труд при социализме как предкоммунистический труд (в понимании Ленина) и на этой основе проводилась государственная политика поддержки добровольного труда как ростков нового труда. Действительно, "добровольный" труд граждан в СССР носил массовый характер, но в большей степени в силу организационной поддержки структурами КПСС (субботники, добровольные дружины, тимуровское движение, просветительская деятельность и пр.). Фактически он был идеологически принудительным и частично оплачивался (отгулы, дни к отпуску, материальное и моральное поощрение). История развития России показала неадекватность данных теоретических конструктов.

Принципы либерализма были сформулированы в XIX в виде подходов: концепцией гражданского общества в рамках социетального подхода, экономическим подходом и трудовым подходом. О.А. Митрошенкова отмечает, что либерализм ориентирован на такую организацию общественной жизни, которая основана на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как выражение естественных потребностей цивилизованных людей. [15]

Социетальный подход. В современной западной науке общепризнанной является социетальная модель, воспринятая и российской наукой, в соответствии с которой в обществе выделены три крупные подсистемы, о которых было сказано выше. Основу этих секторов составляют как формальные, так и неформальные институты, ассоциации, объединения граждан, осуществляющие организацию общественного труда. Особая роль в третьем (независимом) секторе принадлежит частным благотворителям, небогатым идеалистам, активистам общественных организаций. Ф. фон Хайек в работе "Общество свободных" пишет [16]: "В прошлом инициаторами общественного обслуживания были церкви. Позднее, особенно в англоязычных странах, инициатива перешла к различным фондам, частным ассоциациям, бесчисленным благотворительным организациям и агентствам. В какой-то мере у истоков этой активности стояла приверженность крупных частных состояний к филантропии. Но многое сделали тут и небогатые идеалисты, вложившие в это дело свой организаторский и пропагандистский талант. Этим добровольным усилиям мы обязаны многим. Усилиями энтузиастов многие нужды были признаны в качестве общественных и обнаружились самые разные способы их удовлетворения. Было бы бессмысленно ожидать чего-либо похожего от правительства. Добровольные усилия более эффективны потому, что они дают выход энергии и чувствам людей, которые в противном случае оказались бы неиспользованными. … Мне кажется также, что местные усилия вселяют больше надежд на решение острых проблем наших городов, чем всевозможные правительственные "программы обновления". Независимый сектор, если его сознательно культивировать и развивать, может достичь многого [17].

Действительно, сегодня в развитых странах мира высоко оценена роль организаций гражданского общества, и вслед за этим ясно прослеживается тенденция передачи государством части своих функций социальной зашиты и поддержки населения организациям независимого сектора.

Как показывает анализ российских публикаций [18], независимый, третий сектор также рассматривается как основа гражданского общества. Основным трудом, создающим гражданское общество, аккумулирующим его специфику, выступает добровольческий труд.

Для экономических исследований добровольчества характерен акцент на проблематике трудовых отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и исследуется, прежде всего, затратно-компенсационный характер отношений индивида и общества. Этот подход характеризуется представлениями о совокупном, а не индивидуальном субъекте трудовой деятельности. Однако добровольческий труд, с одной стороны есть труд, в то же время он не является экономическим трудом, поскольку не регулируется главным принципом экономической эффективности, принципом максимизации (максимум доходов при минимуме расходов). Более того, этот труд не оплачивается, не стимулируется так, как это происходит в рыночном секторе.

В индустриально развитых странах Запада добровольческий труд имеет наиболее массовый характер, он является сегодня повседневной социальной практикой. К проявлениям этого труда относят благоустройство микрорайонов, посадку деревьев, очистку территорий, помощь нуждающимся, организацию благотворительных концертов, семинаров, форумов, спектаклей, различных акций, сбор вещей, книг, игрушек, денежных средств для оказания адресной помощи пожилым, бедным, одиноким людям, инвалидам и многое другое.

Межстрановые сравнительные исследования труда волонтеров с использованием экономических показателей начали проводиться с 1990-е гг. XX в. Наиболее известными в современной науке являются исследования, проводимые американским институтом имени Дж. Хопкинса. Главная цель одного из проектов этого института под названием "Третий сектор в сравнительной перспективе" - отражение масштаба и источников дохода некоммерческого сектора в обследуемых 22 странах[19], а позднее в 36 странах[20]. По данным исследований общее число волонтеров в 36 странах мира равно 131,557 млн. человек и масштабы добровольчества имеют следующую структуру в разрезе 36 стран мира[21], которая отражена в таблице 1.