· Работа;
Во многих культурах окончание школы знаменует собой «конец» молодости, переход во взрослую жизнь. Но не все подростки, оканчивая школу, начинают сразу работать. Во-первых, большая часть стремится к продолжению образования: высшего или специального. Во-вторых, существует проблема молодежной безработицы. И главной мишенью этой проблемы оказываются, прежде всего, выпускники средних школ. Молодые рабочие имеют более взрослый статус, чем школьники, но, тем не менее, они все равно еще находятся в переходе к взрослости. Частично это зависит от денег, молодым рабочим платят меньше, чем взрослым. Если они продолжают жить с родителями они не могут быть и чувствовать себя полностью независимыми. Кроме того, молодые рабочие оказываются не полностью взрослыми по отношению к своему рабочему месту: находятся под прямым контролем теперь уже взрослых рабочих, относиться с большим недоверием, что проявляется в более строгой внешней дисциплине.
· Ответственность.
Часто, говоря о молодежи, употребляют понятие «безответственность», но это не совсем точно. Молодость — это время, когда молодой человек принимает на себя все новую и новую ответственность. С психологической точки зрения, именно в этот период подросток учится принимать на себя ответственность за то, что он делает, он учится ощущать вину за содеянное. Постепенно на него начинает ложиться все большая ответственность: за домашнюю работу, за то, как он проводит свое время в школе и вне ее, за получение тех или иных отметок, за продвижение в школьной иерархии, за поведение, за выбор друзей, за стиль, который, за успешность обучения и за много другое. Этот период английский ученый Стенли Холл назвал периодом «шторма и натиска», «бури и стресса». Постоянное ощущение своей отдельности, заброшенности; постоянное стремление к соединению с другими и постоянное желание отделиться от других — все эти моменты очень противоречивы, они подчас способны разорвать внутренний мир подростка на части.[5]
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что понятие «молодежь» многогранно, и может рассматриваться в разных контекстах жизни общества; ученые до сих пор не могут сойтись во мнении, когда же начинается молодость и когда она заканчивается, поэтому ее возрастные границы размыты, но помимо этого эти рамки могут раздвигаться в ту или иную сторону самим человеком, в зависимости от его психологического настроя, а так же и от общества в котором воспитывается молодой человек.
§2. Молодежная культура и субкультура
В последние несколько лет в нашей стране среди молодежи появилось огромное количество разнообразных культур и субкультур, если лет десять назад их количество не превышало двадцати, то в настоящее время эти образования достаточно трудно пересчитать и как-то систематизировать.
Важно отличать молодежную культуру от культуры молодежи. На первый взгляд, эти два понятия равнозначны, но это не совсем так. «Если молодежная культура принадлежит молодежи и не свойственна обществу как целому, то культура молодежи включает в себя и общие элементы культуры, передаваемые молодежи старшим поколением в процессе воспитания и образования.»[6] Еще одним важным термином является термин «субкультура». Наиболее полное определение субкультуры дает Волков Ю.Г.: «Субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающейся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней»[7].
Молодой человек очень импульсивен, впечатлителен, динамичен и эмоционален, по этому часто возникает непонимание и конфликт между ним и представителями старшего поколения из-за несовпадения мнений, интересов, увлечений и ценностей. Этот конфликт является одной из ведущих причин образования молодежных культур и субкультур.
Процесс культурной преемственности одновременно сближает и разъединяет поколения. Старшие поколение передает весь свой опыт и духовное богатство, а молодежь должна прилагать усилия для его овладения, но по мимо этого, она должна также и соединить этот материал с реальной современной жизнью, образуя тем самым новую культуру. В современном обществе, с его динамичным развитием все более сложными становятся взаимоотношения между разными поколениями, а соответственно претерпевает значительные изменения и процесс культурной преемственности: меняются механизмы развития культуры, снижается ценность жизненного опыта старших поколений. И чем общество быстрее развивается, тем больше увеличивается культурная пропасть между молодежью и «миром взрослых», потому что чем старше человек, тем ему труднее адаптироваться к новым условиям, а для молодежи, ввиду ее мобильности и динамичности, это не составляет большого труда.
Некоторые исследователи считают, что «возникает принципиально новый тип культуры, в рамках которой не молодежь заимствует нормы и ценности из опыта предыдущих поколений, а наоборот, старшее поколение от молодых»[8]. Во многих случаях, новации, в какой сфере общественных отношений они не возникали, проходят проверку в молодежной среде, а только потом, постепенно, принимаются старшими, более консервативными членами общественных отношений.
Очень часто, в большинстве случаев, повод и причина конфликта между молодежью и взрослыми не совпадают. Причинами могут особенности психики подростка, не умение выстраивать диалог, не понимание сути культурных различий поколений и многие другие, а поводом может стать отклонение от осуществления принципов социальной справедливости, разные ценности и т.д.
А.Н. Сухов подразделяет конфликты на следующие виды:
· Внутриличностные конфликты (столкновение в психики индивида несовместимых процессов, вследствие чего личность не может нормально существовать);
· Конфликты между личностью и группой;
· Конфликты между малыми группами;
· Конфликты между малыми и большими группами;
· Конфликты между большими группами.[9]
Вариантом преодоления конфликта может быть выход человека на новый уровень понимания или включаются механизмы психической защиты:
· Вытеснение (по принципу: «не было этого»);
· Конверсия (построена на использовании чувства юмора);
· Резкий подъем самооценки («принципы родителей верны, но они их не могут придерживаться, а вот я могу, я их выше»);
· Резкое падение оценки родителей.[10]
Толчок к развитию конфликта чаще всего дается извне, появляется внутриличностный конфликт, который потом переходит в межличностный или личности и группы. Вследствие этого молодой человек меняет семью на неформальную группу. Очень часто эту ситуацию усугубляет неправильное воспитание. В таких случаях эта неформальная группа становится местом, с особым эмоционально-психологическим климатом, комфортным для молодежи. Молодежные неформальные группы могут создаваться специально для изживания конфликтов со старшим поколением. С помощью атрибутов и символов той или иной субкультуры подросток пытается влиять на взрослых. Например, символы агрессии в панк-культуре: воинственного вида ирокез, цепи, шипы и черепа в качестве украшений. Это помогает погасить конфликт с родителями, переведя его во внешнюю среду, снять внутренне напряжение подростка.
Большую роль в сплочении членов конкретной субкультурной группы играют:
1.Внешний вид;
Внешний вид человека несет социально значимую информацию о его общественном положении, выполняет функцию пароля. Член одной субкультуры всегда узнает своего, и отличит членов других групп.
2.Сленг;
Чем интенсивнее взаимодействуют члены одной группы, тем больше слов входят в их сленг. Например, в конце 80-х годов девушка, входившая в субкультуру хиппи, написала «Словарь системного сленга», куда входил жаргон хиппи. Использование этих слов сплочает группу и выделяет ее в обществе.
3.Места сборов;
Служат в основном символом общности и очень устойчивы во времени. Чем крупнее город, тем больше таких мест. Существуют места, где собираются представители только одной субкультуры, например, в Красноярске скинхеды собираются во дворе дома на перекрестке улицы Ленина и Кирова, на других точках собираются разные неформальные группы, в нашем городе сквер «Стакан» напротив Детского мира, где совместно существуют и панки, и хиппи, и скинхеды.
4.Музыка.
В некоторых случаях субкультуры образуются в зависимости от того, какую музыку слушают ее члены, являясь в этом случае «точкой кристаллизации»[11], ускоряет процесс формирование этой общности. Такая музыка сильно влияет на поведение подростков. Подрастающее поколение делает музыку причиной конфликта ценностей со взрослыми, происходит культурная преемственность. Подростки в молодежной музыке находят как отрицание авторитетов, так и стремление к идеалу, отождествляя себя с молодыми музыкантами.